Знакомство с jRPG: Xenogears

Культ | |

Xenogears Open GL

  • Разработчик: Square
  • Издатель: SquareSoft (1998, PlayStation)

На PR-сленге слово «эпичный» означает «очень-очень долгий». Похоже, что этот термин используют немного не по назначению, особенно, когда «более 60 часов геймплея!» готовят игроку монотонный гринд и блуждание по пустым локациям. Но не в случае с Xenogears – эту фантастическую историю наряду с немногими другими JRPG действительно можно назвать эпичной, как минимум за поразительное количество деталей, которыми наделили игровой мир.

В роли деревенского паренька по имени Фей Фонг Вонг вы забираетесь в заброшенного робота и случайно уничтожаете всю деревню, убивая практически всех, кого знали и любили. В изгнании Фей, как и многие герои RPG, понимает, что его судьба гораздо значительнее, чем он думал, и постепенно узнаёт о роли, которую он играл в далёком прошлом своей планеты и в эволюции человеческой расы.

В итоге всё приводит к религиозному заговору, поднимающему вопрос о битве против бога, который в Xenogears вовсе не шаблонный бородатый старик, как вы могли подумать. Эта тема затрагивалась и в других японских играх, но в то время идея воспринималась на редкость инновационной, а многие сюжетные ходы и по сей день захватывают дух.

Как бы не открещивались авторы, Xenogears явно черпала вдохновение из классического аниме середины 90-х Neon Genesis Evangelion. И тут и там есть гигантские мехи, исполняющие все немыслимые трюки. И тут и там наблюдается сильный религиозный и философский подтекст, временами ненароком до смешного искажающий христианский символизм.

Xenogears robo

Оба примера многословны, слегка претенциозны и подчас балансируют на грани бессмысленности. И оба исключительно амбициозны и, как результат, страдают от ограниченности развития. 26 серий Евангелиона закончились двумя авангардистскими эпизодами, которые едва ли можно назвать концовкой, и двумя ещё более безбашенными фильмами, поднявшими столько же вопросов, на сколько они ответили.

Ну а в Xenogears есть тот самый Диск 2. После прохождения первого диска от непосредственно игры мало что оставалось. Вместо этого главные персонажи рассказывали сюжет медленно, тоскливо ползущим текстом, лишь изредка позволяя игроку подраться или исследовать подземелье.

Как минимум, второй диск демонстрирует, что история Xenogears настолько богата, что даже не втиснулась в одну игру. Убедиться в этом окончательно можно, ознакомившись с руководством Xenogears Perfect Works, 300-страничным фолиантом, выпущенным в Японии.

Почти все крупные RPG от Square дополнялись книгами серии Ultimania со статистикой, сценарием, артами, скриншотами и тому подобным, но в Perfect Works особое внимание уделяется подробной истории игрового мира, его политике, религии, географии и науке. Весьма интересно наблюдать, как игровая вселенная развивается и постепенно приближается ко временному отрезку, в котором проходят события игры, что вообще является главной темой Xenogears.

Всё остальное в игре тоже получилось славным, если не сказать инновационным. Сражения – на своих двоих или на мехах – в целом приятные, хоть их глубина и не сравнится с сюжетом. Странно, что про мехов так мало RPG (не будем учитывать немногие стратегические игры, вроде Front Mission и Super Robot Wars), ведь они очень популярны в Японии, так что возможность управлять гигантским роботом уже сама по себе стоит того, чтобы поиграть в Xenogears.

Исследование мира вышло слегка неудобным, особенно в подземельях с платформерными элементами, но архитектура радует своей трёхмерной, в отличие от большинства ролевых игр того времени. Саундтрек также можно причислить к плюсам игры, благодаря упоительной этнической музыке и мощным оркестровым композициям за авторством Ясунори Мицуды (Yasunori Mituda).

Когда авторы Xenogears начали работать над Chrono Cross, несколько человек отделились и основали студию Monolithsoft. Они загорелись идеей создать наиболее подробную версию саги Xenogears в виде ремейка, чтобы не затрагивать авторские права Square. Так появилась Xenosaga, вмещающая столько же, если не больше деталей, что и Xenogears и, растянувшись на три игры, практически переопределившая понятие эпичности.

И снова сюжет был загнан в рамки излишней амбициозностью, и его сжали ещё сильнее, сократив шесть изначально планируемых частей до трёх. Не на руку сыграло и то, что в первых двух частях были проблемы с ужасным игровым темпом, утомительными роликами и скучной боёвкой.

К третьей игре Monolithsoft нащупала золотую середину, сделав бои энергичнее и уменьшив частоту заставок, но история была уже скомпрометирована и многие потенциальные фанаты от неё отвернулись. Даже со всеми своими длиннющими текстами Xenogears на порядок лучше, но, несмотря на все недостатки, Xenosaga выступает для неё достойным компаньоном.

Этим, конечно же, наследие жанра не исчерпывается. Наша подборка наиболее интересных JRPG находится по ссылке.

Поделиться

Обсудить