Как продать белого слона (это еще одна статья про World of Tanks, мы вас любим!)

Культ | |

World of Tanks – это не киберспортУ нас тут, как вы знаете, случилось два немаленьких материала про экономику World of Tanks (первый, второй). Лично мне игра интересна лишь постольку-поскольку, но с текстами по понятным причинам я ознакомился. Читалось оно с моей аутсайдерской колокольни, правда, по-своему.

Как мне показалось, проблема автора с экономикой WoT имеет особенную природу.

Цифры, конечно, и правда сильные. Меня бы, наверное, даже в Warcraft 3 в свое время жаба задушила бы слить столько денег. Плюс, даже вбухивание неплохих денег не спасает от гриндана. Что за дела… Жалко местный партактив.

Ну да это мне жалко, а вот энтузиастам, очень может быть, что ни жалко ни времени, ни денег. Кому-то больше, кому-то меньше. Чтобы крутиться на вершине айсберга, нужно серьезно вкладываться, чтобы иногда гонять танчики в свое удовольствие — не особенно, можно даже вообще ни копейки не платить и довольствоваться тем, что накоплено за «просто игру».

Причем, World of Tanks есть слишком большая игра, чтобы разные бюджетные пласты слишком сильно друг на друг наезжали. В смысле, бедные, но гордые танкисты гораздо чаще будут выезжать против таких же бедных танкистов, а закупленные по самое пикачу нагибаторы — против нагибаторов примерно той же пробы.

Настоящая беда пожелавшего остаться неизвестным топового танкиста в том, что его с одной стороны обработали рекламой про «бесплатную игру» и «киберспорт» – и эта идея ему нравится так же сильно, как собственно WoT, – а с другой автор наших экономических текстов со временем начал очень четко видеть, что по факту нужно выбирать либо первое, либо второе. При этом второй пункт вообще несколько теряет свой смысл, ну да об этом ниже.

И рад бы наш автор просто играть «по скиллу», но он уже не может, во-первых, не вкладываться рублем (или, кажется, в нашем случае — гривной, ну да не суть), а во-вторых, не может не думать: «Как же так?»

Представьте — вы вышли на определенный уровень мастерства, и когда, казалось бы, надо начинать потихоньку снимать сливки в виде ли внутри-игровых плюшек или там турнирных призовых, вам нужно не просто начинать уделять игре больше времени и сил, но и повысить градус валютных вливаний! Мне бы оно тоже глаза резало.

Я не упомню, чтобы в честной прогеймерской дисциплине нужно было платить деньги, чтобы просто держаться на плаву. На ум приходит разве что Quake Live, но там тебя просто на некоторые карты не пускают. Если бы там понижали, скажем, урон от рейлгана, заставляя при этом покупать «прокаченные» заряды, вот это было бы круто. Или в «Варкрафте» снижали на 10% урон юнитам ближнего боя, если заблаговременно не был бы активирован какой-нибудь «талисман храбрости».

Вот наши танкисты с привитым ушлыми пиарщиками «Варгейминга» киберспортивным пафосом и мучаются думами о белом слоне. Счастье тому танкисту, кто не задумывается о соотношении слитых на игру денег с заявлениями рекламщиков, хе.

**

Если выйти за рамки дискурса имени «Нас обманули с бесплатным киберспортом», то вроде бы все выходит таки честно. Хочешь играть на определенном уровне — отдавай деньгу и выходи на равный бой с теми, кто тоже отдал деньгу и обладает теми же плюшками, что и ты. Все нормально.

Но, насколько я смог понять из статей, деньгу надо платить обильно и, что радует отдельно, регулярно. Тут, конечно, энтузиасты WoT попадают в развеселый, не сильно даже замаскированный капкан, и их начинают доить. Кто-то находит цену справедливой, кто-то оказывается в той или иной степени недоволен, но такой путь уже пройден, столько часов наиграно…

Бросить дело, в которое столько всего убито, намного сложнее, чем левую бесплатную безделушку, не правда ли?

Вот здесь я видится еще одна сильно порочная практика, не дающая любить WoT и называть его настоящим киберспортом. Будь ты десять тысяч раз ветераном проекта, ты не можешь просто взять, зайти в игру, и показать, где раки зимуют. Без шансов. Ты должен каждый раз по-новой платить просто за то, чтобы подняли на общий уровень скорость/убойность/еще чего там. В то время, как Dendi с любого аккаунта и на любом сервере будет Dendi, ты будешь ни о чем по не зависящим от тебя причинам.

Киберспорт не доит желающих стать лучшими игроков и уж точно не доит игроков, добившихся определенного успеха. World of Tanks же…

Еще раз: ничего не имею против WoT как просто неплохого f2p-проекта. Какие там на что ценники висят — это дело разработчиков. Но про «киберспортивное» пиар-вещание порождает, во-первых, несчастных «танкистов» с бюджетной головной болью, а во-вторых, бросает тень на нормальный прогейминг.

Можно возразить, что с приходом призовых денег и всяких спонсорских-командных контрактов бремя поддержания премиум-статуса спадает, и начинается честный бой. Отчасти это даже верно, но только отчасти. Собственно высасывающая деньги труба-то никуда не девается.

Если чем лучше ты играешь, тем больше тебе нужно вкладываться, то это ерунда какая-то, а не киберспорт. Не в мире, где есть Counter-Strike, Starcraft и Dota.

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить