«Мы встретились в виртуальной реальности» ищем и находим любовь в VRChat
Ультракапиталистическая и до блеска вылизанная мета-вселенная Марка Цукерберга вряд ли когда-нибудь сравнится со своеобразием и притягательностью VRChat – сообщества виртуальной реальности, с 2014 года служащего пристанищем для любителей аниме, фурри и множества других субкультур. Таков мой вывод после просмотра «Мы встретились в виртуальной реальности» (We Met in Virtual Reality), первого документального фильма, полностью снятого в VRChat и дебютировавшего 21 января на фестивале «Санденс».
Очень вряд ли, что мета-вселенная Цукерберга позволит одеваться в защищенных копирайтом аватаров, не отвалив за это огромную кучу денег, ходить в экзотические клубы, чтобы любоваться там танцами с явным эротическим подтекстом (или даже исполнять их самолично), или давать пользователям строить все, что они хотят.
VRChat, живописуемый режиссером Джо Хантингом – это, по сути, прото-метавселенная, где возможно все. И во время пандемии она стала для многих важным социальным центром. Местом, где люди могли забыть о мире вокруг, отдохнуть вместе с друзьями и, может, даже найти свою любовь.
Но, разумеется, то же самое можно сказать практически о любом онлайн-сообществе. Мы социальные животные – люди всегда находили способы сбиться в кучки по интересам при помощи BBS, mIRC, Usenet, огромной кучи форумов и чат-сервисов, существовавших в эпоху раннего интернета. Почти все 90 годы я провел в чат-румах, посвященных аниме и играм – местах, которые сегодняшняя, буквально живущая в интернете молодежь, наверняка найдет очень неудобными и неповоротливыми.
Тем не менее, люди, которых я там встретил, помогли мне пережить самые тяжелые годы в старших классах школы. Те отношения и сам интернет сделали меня тем, кто я есть сейчас (к лучшему оно или худшему).
«Мы встретились в виртуальной реальности» доказал мне, что тот бурлящий, неистовый, экспериментаторский дух онлайн-сообществ по-прежнему живее всех живых – даже несмотря на безудержную и безжалостную консолидацию, движимую IT-гигантами. Но теперь вместо того, чтобы пялиться в крошечные мониторы, люди надевают ВР-шлемы и утопают в полностью смоделированных мирах.
Хардкорные пользователи VRChat тратят кучу денег на покупку мощных компьютеров и апгрейдов вроде систем для отслеживания движений пальцев и даже всего тела. В девяностых я был счастлив купить 16-мегабайтную плашку RAM-памяти, чтобы моя несчастная машинка могла открыть хотя бы еще одно окошко браузера. Теперь же фанаты VRChat могут общаться при помощи языка жестов или даже крутить своим аниме-аватаром сногсшибательный танец живота.
Хантинг смотрит на своих героев глазом антрополога, нисколько не осуждая их иногда довольно странные аватары (нежели у всех аниме-девушек физика груди работает по тому же принципу, что и у героинь Dead or Alive?). «Мы встретились в виртуальной реальности» начинается, как любительский репортаж с вечеринки – группа друзей весело употребляет виртуальные напитки и лихо катается на кое-как слепленных VR-машинах – но не пытается выехать исключительно за счет новизны своего сеттинга.
Один из героев благодарит свою VRChat-подругу за то, что та помогла ему «заговорить» после 2 лет молчания в ВР-чатах. Другой персонаж, танцовщица, рассказывает, как возможность танцевать перед людьми в VRChat помогла ей пережить семейное горе и справиться с приступами алкоголизма.
Фильм рассказывает, как эта танцовщица, молодая девушка из Великобритании, заводит романтические отношения с другим пользователем VRChat из Майами. В подобных кибер-отношениях нет ничего нового, но виртуальная реальность открывает гораздо более широкие горизонты, чем просто обмен ссылками и мемами в мессенджерах. Вы можете находиться со своей половинкой в одном месте и каждую ночь ходить на свидания в совершенно новые места. Без ВР эти отношения были бы далеко не такими трепетными и гармоничными, как с ним.
«Мы встретились в виртуальной реальности» наглядно показывает, почему все так липнут к VRChat. В то же время фильм вряд ли сполна передает восторг от самостоятельного исследования и пребывания во всех этих виртуальных мирах. Видеть, как люди мчатся на виртуальных американских горках – это далеко не то же самое, как мчаться на них самому, когда ваше поле зрения сужено и вы запросто можете словить очередное головокружение.
Но глупо винить в этом Хантинга, потому что его задачей было ужать виртуальную реальность до обычной двухмерной картинки, и фильм с этой задачей справляется на ура. Документалка была снята с помощью виртуальной камеры, имитирующей почти весь функционал обычной камеры – от точек фокусировки до уровней диафрагмы. То есть, даже несмотря на то, что фильм снят в абсолютно инопланетном окружении, о котором большинство людей знают лишь понаслышке (а то и не знают вовсе), он все равно ощущается, как традиционная документалка.
Хантинг снимает документальные ВР-фильмы уже несколько лет – он начинал с короткометражек, а также ответственен за серию «Виртуально говоря» (Virtually Speaking). И по «Мы встретились в виртуальной реальности» видно, что он в этой теме не для того, чтобы запечатлеть пару маленьких историй и героически умчаться дальше. За всеми этими аватарами и виртуальностью он пытается разглядеть обычных людей и их простые человеческие чувства. Людей, для которых ВР – это не эскапистский рай, где можно навсегда скрыться от своих жизней, тягостей и проблем. Для них виртуальная реальность – это место, которое, наоборот, дополняет их жизни, делая их ярче, богаче и интересней.