The Last of Us – женственность где-то рядом
Внимание, спойлеры! Эта статья содержит информацию о сюжете The Last of Us, включая концовку.
Женщины, да? Игровые разработчики просто спят и видят, как бы одеть очередную виртуальную девицу в бронированный купальник, наделить ее навыком «Шлюха-Феминистка», а потом разрекламировать при помощи разнузданного (и как позднее выяснилось – интерактивного) фантазма на тему изнасилования, как это произошло во время последнего возвращения Лары Крофт. В каком же безумном мире мы живем!
Впрочем, со времен Custer’s Revenge ситуация стала чуточку лучше. За последние двадцать лет число игр, в которых протагонистом была женщина, выросло аж до четырех. Забудьте о принцессе Пич и миссис Pac-Man, современные геймерши могут ориентироваться на ролевые модели другого – как бы сказать, боевого – толка, вроде той девицы из Half-Life 2 в коротком топике, барышни из Beyond Good & Evil в коротком топике и молодой особы из Mirror’s Edge в татуировках, макияже и, опять же, коротком топике.
В общем, женский образ в играх претерпел некоторые изменения. Впрочем, тоже самое можно сказать касаемо отношения к женщинам внутри самой индустрии. Я сужу об этом из личного опыта. По словам одной знакомой геймерши, которая к тому же еще и завсегдатай игровых выставок, с каждым годом ее все реже путают с PR-представителем или, не дай бог, моделью-стендисткой. А совсем недавно я был в офисе одной игровой студии и своими глазами видел отдельный женский туалет. Более того – судя по звуку, он оснащен исправно работающей сушилкой для рук.
Но если вам нужно доказательство реального прогресса, обратите внимание на The Last of Us – эксклюзив для PS3, который вышел в прошлом месяце. Если вы уже играли в него или прочитали какой-нибудь обзор (например, наш), то знаете, что это игра в жанре survival-horror, которая повествует о приключениях мужчины по имени Джоэл и девушки по имени Элли. Будучи сведенными вместе в мире, пораженном грибковой инфекцией, с которой не справился бы даже доктор Хауз, они отправляются в эпическое путешествие по постапокалиптической Америке.
По пути им встречаются бандиты, которые не прочь поживиться за счет усталых путников, и зомби, чьи головы похожи на подгнившие овощи. Но в данном случае это не так важно. Важно то, что они встречают женщин. Дееспособных и правдоподобных женщин, которые умеют делать первоклассные заточки из бритвенных лезвий Venus Breeze (примечание: для наибольшего урона нанесите экстракт с алоэ вера), и на полном серьезе считают, что теплый ватник – это гораздо практичней, чем кольчужное бикини.
Но ни одна из них не чета Элли. Смышленой и смелой Элли, которая иногда сильна, иногда уязвима, но ни разу – клише. Поначалу она кажется архетипичной «девой в беде», но затем все переворачивается с ног на голову. Элли способна постоять за себя – не говоря уже о Джоэле, других попутчиках и всей человеческой расе. Перед нами женский персонаж, который не похож ни на беспомощного заложника, ни на космодесантника с титьками. Это большая редкость в видеоиграх, которые в массе своей – скучные экшены с мультиплеером в придачу.
Но Элли – не протагонист. Эта слава по-прежнему достается мужчине, как выразился Крис Сьюллентроп (Chris Suellentrop) в своей недавней статье в New York Times. Он аргументирует это тем, что игрок управляет Элли лишь небольшую часть игры: «В The Last of Us ей отведена второстепенная, вспомогательная роль… Фактически, это история ее спутника – Джоэла. Это еще одна игра от мужчин, о мужчинах и для мужчин». Но мы то догадываемся, что это не совсем так.
Я согласен с тем, что Элли отведена второстепенная роль, но уж точно не вспомогательная. Она препирается с Джоэлом. У нее хватает духу спорить с его решениями и даже влиять на них. Во многих моментах игры во главе стоит именно она. Элли – защитник. В конце концов именно Джоэл окажется слабым персонажем. Она нужна ему больше, чем он ей. Именно по этой причине он принимает эгоистичное решение, которое влечет катастрофические последствия. А потом лжет ей. Что за мерзкий тип.
Ну хорошо, не такой уж мерзкий. Джоэл – это очень непростой персонаж, который перенес нестерпимое горе. Он уже потерял дочь Сару, а совсем недавно и свою подругу Тесс. Сьюллентроп пишет, эти персонажи – «женщины в рефрижераторе» – присутствуют только для того, чтобы обеспечить протагонисту-мужчине мотивацию убивать.
И Сара, и Тесс – это очередные Женщины Которым Позволено Находиться в Видеоиграх, а точнее, Беззащитный Котенок и Суровая Матрона у Которой Нет Времени на Эмоции и Губную Помаду. Однако я не думаю, что они были убиты для того, чтобы оправдать зверства Джоэла. Я думаю, они были убиты, чтобы объяснить его горе, которое, в свою очередь, объясняет его отношение к Элли и то, почему в финале он принимает именно это решение.
Но что важнее всего, Тесс и Сара – это своеобразный фон, на котором сияет главная героиня. Элли. Они – это напоминание о том перекосе, который царит в игровой индустрии. Они – это полюса очень широкого спектра, поскольку в мире существуют женщины не только двух этих типов. Элли находится аккурат посередине: достаточно смелая, чтобы не скрывать страх, достаточно сильная, чтобы попросить то, что ей нужно. Она не принцесса и не королева воинов, а просто нормальная девочка, которая пытается совладать с этим сломанным миром.
Полагаю, Элли – это та, с кем женщины могут себя идентифицировать. По крайней мере, те из них, которые сражаются за то, чтобы о них судили по их поступкам, а не по половым признакам. Я имею в виду, именно идентифицировать, а не жалеть или стремиться. Играм очень недостает сложных и правдоподобных женских персонажей со свойственными каждому человеку изъянами, более реалистичных, чем те, которые живут на райском острове и виляют перед камерой промежностью, едва прикрытой пикселями.
В играх есть проблема с сексизмом и The Last of Us не решает ее. И даже если бы в главной роли прямо заявлялась Элли, это невозможная задача для одной единственной игры. Это история далеко не только о Джоэле. Тот факт, что на него приходится больше часов игрового времени, ни в коем случае не умоляет достижения Naughty Dog – явить игровому миру реалистичную и правдоподобную женщину.
Я не думаю, что это игра о мужчинах. Это игра о том, почему люди нужны друг другу. С другой стороны, я не уверен, что The Last of Us сделана одними лишь мужчинами, но держу пари, что женский туалет в офисе Naughty Dog может похвастаться исправно работающей сушилкой для рук. И я не верю, что это игра сделана для мужчин, потому что в таком случае было бы гораздо менее рискованно выпускать еще одну игру о мускулистом и щетинистом мужике с гигантским пенисом, то есть простите, ружьем.
Во всяком случае, вся остальная игровая индустрия смотрит на это именно так. Как отмечает Сьюллентроп в конце своей статьи, ни в одной из тринадцати игр, которые Microsoft показала на E3, не будет протагониста-женщины.
Но будем надеяться, что издатели на пару с акционерами усвоят урок, который преподали парни из Naughty Dog. Как оказалось, вы можете поместить в свою игру женского персонажа, который не будет излучать ни сексуальности, ни пафоса – и даже нарисовать его на обложке – и при этом продать миллионы копий. Очень сомневаюсь, что все они были куплены женщинами. А если так, выходит, геймеры-мужчины достаточно умны, чтобы не чураться игры, где главным персонажем является девушка, с которой они не хотят переспать! В каком же безумном мире (статья про “надувных” героинь в компьютерных играх) мы живем.