Рецензия на «Хоббит: Нежданное Путешествие»

Культ | |
Вы ведь помните этого парня?

Вы ведь помните этого парня?

«Я нахожу, что каждый поступок обычного человека, все эти маленькие деяния способны сдерживать тьму», – говорит Гендальф Серый где-то в середине фильма. «Простые деяния любви и доброты».

«Хоббит» – это далеко не маленькое кино, но оно изобилует маленькими людьми, которые делают немалые дела: Бильбо Бэггинс прыгает в толпу орков-мародеров, гномы моют посуду в Шире, Гендальф предлагает закурить собрату-волшебнику. Все это делает «Хоббит» очень весомым и запоминающимся, даже если фильм злоупотребляет своим собственным гостеприимством. Все эти моменты сдерживают тьму.

Как и «Властелин колец», «Хоббит» – это долгое, яркое кино, которое ставит во главу угла грандиозность зрелища, а не такие понятия, как «поток» и «темп». Но это не делает его менее увлекательным, наоборот, фильм битком набит сценами, где главные герои рубят и кромсают орков, троллей, гоблинов и других средиземских выродков всеми возможными способами, поэтому зрителю грех жаловаться на недостаток острых ощущений.

«Хоббит», события в котором происходят за 60 лет до «Властелина колец», являет картину более мирного Средиземья. Саурон исчез (или спит, или в коме или что-то вроде того), Назгулы еще не появились, а юный Бильбо Бэггинс (в исполнении Мартина Фримена) не без удовольствия живет в Шире и целыми днями читает книги. Конечно, если б он занимался этим все экранное время, фильм был бы ужасен, поэтому покой Бильбо нарушается волшебником Гендальфом (Иэн Маккелен) и отрядом гномов, которым нужен взломщик, чтобы вернуть себе исконную гору-родину.

Хоббиты без опыта сражений и воровства являются не самыми подходящими компаньонами для путешествий вроде этого, но гномы во главе с отважным Торином Дубощитом (Ричард Армитаж), прямо таки излучающим хладнокровие, даром что гном, взывают к страсти приключений Бильбо и, в конечном счете, спустя 45 минут после начала фильма убеждают его идти с ними. Слишком длинное начало, скажете вы, подсократить бы его наполовину, но те же претензии можно высказать в отношении всего фильма, который длится около трех часов. Это долгое кино.

Разумеется, такой расклад не должен быть шоком для тех, кто уже знаком с широтой стиля Питера Джексона. Будьте готовы к длинным сценам, богатым на сногсшибательные панорамы и вертолетные съемки, а также к множеству чересчур затянутых эпизодов. Также готовьтесь к тому же (превосходному, величественному) музыкальному сопровождению, которое вы уже слышали во время предыдущего посещения Средиземья. Композитор Говард Шор снова в строю, но в фильме звучит, в основном, его старая музыка. Хоббит покажется знакомым во многих отношениях.

Питер Джексон, это он во всем виноват

Но в местах, где «Властелин колец» был печален и тосклив, отягощая зрителя предчувствием беды даже в самых беззаботных моментах, «Хоббит» выглядит необычно и причудливо. Да, тут есть большие злобные враги, но им далеко до страшного и непобедимого Лорда Саурона, которому в «Нежданном путешествии» сделана пара реверансов. А боевые сцены в «Хоббите» завершаются без печальных последствий, тем самым смахивая на диснеевские сказки. «О, нет, ни один из этих гномов никогда не поранится всерьез», – можете подумать вы. «Они же такие бестолковые!»

Но даже если не обращать внимания на сцены с «бестолковыми» гномами (да, спасибо, мы поняли, что Бумбур страдает от лишнего веса), «Хоббит» умеет приковать внимание зрителя даже во время самых медленных эпизодов. Несколько сцен в Ривенделле (которые я не хочу спойлить) лишь самую малость не дотягивают до того, чтобы назвать их фансервисом, но я не без удовольствия наблюдал, как до боли знакомые персонажи взаимодействуют друг с другом самыми разнообразными способами. Много напряжения, много эмоций и много заделов для следующих двух фильмов, которыми завершится трилогия «Хоббит».

У зрителей, несомненно, будет множество поводов обсудить противоречивое решение снимать фильм со скоростью 48 кадров в секунду, которое, судя по всему, уже вызвало общенациональную эпидемию головной боли. Я могу добавить лишь, что это ужасно, странно и, надеюсь, больше никогда не проявится. Лично у меня не было головных болей, но я, пожалуй, никогда не привыкну к этому «эффекту мыльной оперы». Движения камеры гиперболизированы, из-за чего мир кажется медленным, и что хуже всего – все это отвлекает. Вместо того чтобы думать о драконах и кольцах, мой разум был сосредоточен на странной эстетике и гиперболизированных движениях камеры. Джексон может думать, что 48 кадров в секунду помогут мне перенестись в Средиземье, но как по мне, наоборот, лишь выпихивают оттуда.

Тем не менее, ни один кинематографический трюк не может приуменьшить выдающуюся игру Мартина Фримена в образе Бильбо Бэггинса. Он любезен, харизматичен, одновременно и храбр, и труслив. Он переплюнул даже старого Бильбо (Иэн Хольм) и сумел добавить персонажу больше веса и апломба. Его причудливые гримасы и косые взгляды крадут внимание зрителя на протяжении любой сцены, даже если это «Загадки во тьме» (которая тоже злоупотребляет своим гостеприимством).

Старина Гендальф Серый в исполнении Иэна Маккелена, как всегда, все так же величественен и благороден. Провести еще немного времени с этим удивительным персонажем, который загадка сам по себе и проявляет слабость время от времени, – незабываемое удовольствие. Он моложе и не так мудр, как божественный и уверенный Гендальф Белый, которого мы помним по «Властелину колец». Он не столь всеведущ и всемогущ, как в «Возвращении короля». Тем и хорош.

The Hobbit обзор

Есть и другие волшебники. Радагаст Карий (Сильвестр Маккой), едва упомянутый в книгах Толкиена, играет в «Нежданном путешествии» более весомую роль, чтобы было бы неплохо, не будь он такой раздражающей помесью Джа-Джа Бинкса и Полумны Лавгуд, коей он стал, судя по всему, благодаря опросам фокус-групп. («Дети любят наркотики, да? Тогда давайте сделаем, будто он под наркотой?»)

К счастью, сцены с Радагастом коротки и потому почти не досаждают, но я боюсь, что он станет более значимым персонажем по мере развития сюжета трилогии. Он изящен и преисполнен достоинства, в то время как волшебники вроде Гендальфа имеют некоторые недостатки. С другой стороны, Радагаст – это гиперактивный шар замшелой энергии, который заставит вас задуматься, кто мог бы стать членом Белого Совета в наши дни.

Несомненно, некоторые будут жаловаться на то, что «Хоббит» похож на «Властелина Колец», и да, в этих жалобах будет смысл. Здесь масса намеков, отсылок, знакомых моментов и спасений-в-последнюю-минуту. Но это отличный фильм сам по себе, в высшей степени интересный, хотя местами и представляет собой грубую мешанину из экшена(довольно детского уровня, без кровищи), комедии, всевозможных фантастических отсылок и задела на будущие части трилогии.

«Хоббит», как и «Братство кольца», должен был стать фундаментом для следующих фильмов, и он отлично справляется с этой задачей: мне не терпится узнать, что произойдет с драконом, с оборотнем Беорном, как будет выглядеть Битва Пяти Воинств. Однако «Хоббит» выделяется по одной причине – ни один из протагонистов «Властелина колец» и в подметки не годится Бильбо в исполнении Мартина Фримена. И этот Бильбо, маленький персонаж в непомерно большом кино, своими маленькими поступками делает «Хоббита» еще более желанным зрелищем.

ЗЫ, а тем кто перевел “Unexpected Journey”, как “Нежданное Путешествие” нужно глаза выколоть, да и вообще уволить нафиг с лишением права заниматься издательской деятельностью на протяжении 10 лет. Разве не режет слух это нежданное?

Поделиться

Обсудить