Ретроспектива Team Fortress 2
Наступила осень. На носу октябрь, а это значит, что очередной день рождения скоро отпразднует одна из самых влиятельных и знаменитых многопользовательских игр, подарившая бесчисленные сотни часов командных схваток огромному количеству игроков по всему миру. Речь, конечно же, о Team Fortress 2 от Valve Corporation, которой в ближайшее время стукнет ни много ни мало семь лет. В преддверии такого события грех не вспомнить, с чего же начался триумф небезызвестного мультиплеерного шутера.
А начался он задолго до релиза, в далеком 1998 году, когда уже набравший популярность мод для Quake под названием Team Fortress привлек внимание Valve Software, которая связалась с авторами модификации и пригласила их в свой штат. Это повлекло за собой неминуемые изменения планов касательно сиквела проекта, перенесенного впоследствии на движок GoldSrc и объявленного как отдельный продукт. Пока оригинальный мод был также портирован на новую основу, продолжение нарекли Team Fortress 2: Brotherhood of Arms и пустили в активную разработку. Игра щеголяла серьезным стилем и обещала участникам современное поле боя со своей иерархией солдат — включая командира, располагающего целым рядом тактических приемов, от десантных атак на вражескую территорию до голосовой коммуникации.
Но это были лишь ранние концепты Team Fortress 2, ушедшей в полное радиомолчание через пару-тройку лет после демонстрации игры на E3’1999. В качестве причины значился переход проекта на новые рельсы, ныне известные как Source Engine, — и никаких новостей не поступало вплоть до 2004 года. Потерявших к тому времени надежду фанатов взбодрила информация о том, что Team Fortress 2 все еще находится в разработке, а двумя годами позже слова подтвердились делом: на конференции EA сиквел был представлен в совершенно новом образе, разительно отличавшемся от увиденного ранее. И хотя суть механики все еще состояла в командном противостоянии с набором уникальных классов, визуальная часть подверглась тотальному переосмыслению не только с технологической точки зрения, но и в плане стилистики. Последняя отвернулась от реалистичности в сторону мультипликации, вдохновленной, по признанию разработчиков, рекламными изображениями начала XX века. Кроме того, на смену реалиям современной войны пришла шпионская тематика, так что дизайн карт теперь радовал глаз нарочито карикатурными секретными базами, замаскированными под промышленные постройки и склады. Выбранный стиль отлично подчеркивался инновационными на то время графическими технологиями. Привлекли внимание заждавшейся аудитории и рекламные ролики «Meet The Team», представлявшие отдельные игровые классы в юмористической манере и позднее ставшие визитной карточкой сиквела. Все вышеперечисленное в результате помогло Team Fortress 2 выгодно отличиться от ряда занявших рынок конкурентов. Выход игры состоялся 10 октября 2007 года — ее можно было приобрести отдельно в Steam или же получить в составе The Orange Box.
Продолжение ждал сокрушительный успех, но несмотря на теплый прием со стороны пользователей и прессы, релиз не стал конечной станцией на пути проекта — Valve осознала свои возможности и продолжила выпускать обновления для уже готового продукта. Речь шла не только о маленьких исправлениях технического характера, но и о весомых апдейтах, первый из которых увидел свет уже в конце апреля 2008 года. Будучи нареченным в честь Медика, он вводил в игру почти четыре десятка новых достижений для данного класса, за выполнение которых пользователи получали новое оружие. Вдобавок патч добавлял совершенно новый режим Payload, без которого сейчас трудно представить Team Fortress 2. Еще три обновления схожего содержания, посвященные Поджигателю, Пулеметчику и Разведчику вышли до февраля 2009 года. Характерными чертами оных являлось также и то, что представлены они были уже знакомыми фанатам роликами «Meet The Team» и при внушительном наборе нового контента распространялись совершенно бесплатно, не требуя никаких дополнительных денежных вложений от игроков.
Очередная крупная трансформация Team Fortress 2 началась в мае того же года, когда было выпущено обновление Sniper vs. Spy. Ему обязаны своим существованием широко известные ныне аксессуары для персонажей: указанный апдейт добавлял шляпы для каждого класса, никак не влияющие на игровой процесс и носящие исключительно косметический характер. Концепция вскоре получила широкую популярность и активно развивалась не только за счет самой Valve, но и с помощью игрового сообщества, лучшие работы которого включались в последовавшие затем обновления. Впрочем, «шляпные» дела настолько сильно влились в быт Team Fortress 2, что среди пользователей в результате появилось немало возмущенных подобным смещением приоритетов. В определенных кругах игра получила звание «симулятора шапок», что, впрочем, не остановило поток новых аксессуаров, счет которых на сегодняшний день близится к тысяче разномастных предметов.
Еще одной отличительной особенностью проекта стало проведение тематических эвентов. Первое такое мероприятие было проведено 29 октября 2009 года. Нетрудно догадаться, что посвятили его Хэллоуину, поэтому соответствующий апдейт содержал две стилизованные карты, пару шапок, несколько достижений, а также вводил в игру своеобразного босса со своим собственным режимом. Эвент получил крайне положительную обратную связь от коммьюнити Team Fortress 2, и с тех пор его вариации проводятся ежегодно, наравне с дебютировавшим впоследствии мероприятием в честь Рождества.
В декабре игра обзавелась обновлением, посвященным Солдату и Подрывнику, содержавшее, среди прочего, новую возможность крафта новых вещей из определенных комбинаций уже имеющихся. Поскольку рядовые предметы выпадали игрокам в ходе матчей, это спровоцировало волну idle-серверов, где пользователи просто стояли на месте и получали вещи за проведенное в игре время. Впрочем, Valve оперативно разделалась с данной проблемой, изменив систему дропа, а также поощрила «законопослушных» пользователей внутриигровым нимбом.
В течение 2010 года Team Fortress 2 была выпущена на Mac OS X, получила обновление в честь оставшегося класса, Инженера, и массивный апдейт Mann-Conomy. Последний снова изменил лицо игры, внедрив не только огромное количество новых предметов, но и возможность обмена вещами с другими пользователями. Помимо того, в рамках «Манн-кономики» был открыт цифровой магазин, позволявший покупать игровые предметы за реальные деньги. Сильный акцент на торговые отношения привел к появлению трейд-серверов и наплыву желающих обменять, купить или продать те или иные вещи, что также вызвало волну негодования среди консерваторов, ностальгирующих о былых временах в TF2.
Как оказалось, обновление выступало стартовой площадкой для следующего важнейшего шага в истории игры. Июнь 2011 явил свету Uber Update, под завязку набитый оружием и аксессуарами, — и тогда же Team Fortress 2 была переведена на базу free-to-play, став доступной абсолютно для всех пользователей Steam. Очевидно, что ко времени перехода Valve уже получала огромный доход от встроенного в игру магазина, поэтому подобное решение никак не повредило экономике компании. Даже наоборот: бесплатная модель распространения привлекла невообразимое количество новых игроков, как минимум треть которых хоть единожды прибегла к микротранзакциям в игре.
После ряда достаточно крупных, но не слишком важных для эволюции Team Fortress 2 обновлений, и Pyromania, завершившего серию роликов «Meet The Team» и привнесшего новый режим с дополнительными предметами, Valve порадовали игроков последней на сегодняшний день масштабной добавкой — Mann vs. Machine. Три дополнительные карты объединил новый кооперативный режим, являвший собой вариацию небезызвестного Tower Defense, где игроки обороняют объект от осаждающих его роботов. Несмотря на ряд изменений в механике оригинальной игры, режим с самого старта пользуется огромной популярностью.
На этом сюрпризы Team Fortress 2 не заканчиваются. На протяжении всех этих лет разработчики не только упорно набивали игру контентом, но и сопровождали каждое крупное обновление сюжетом. Такая несвойственная мультиплеерным проектам черта легко прижилась в мире двух соперничающих организаций, которым соответствуют две неизменные игровые команды, RED и BLU. Ими руководят непримиримые братья Манн, затеявшие этот бесконечный бой ради обладания пустынными землями своего отца. Непосредственное сражение за территорию ведется с помощью наемников, роли которых, собственно, и берут на себя игроки в каждом матче. Детали этой щекотливой истории раскрывались как напрямую, через официальные комиксы, уже упомянутые ролики «Meet The Team» и эвенты — так и посредством скрытых мест на картах, пасхалок и секретных страниц. Заполнение пробелов в сюжетной линии стало для сообщества вполне самостоятельным и не менее увлекательным занятием, порождающим не менее достойные теории и гипотезы.
Таков сегодняшний образ именинника, прошедшего длинный и насыщенный путь. Многие неоднозначные повороты в судьбе игры привели к потере внушительной части старого коммьюнити — но на замену ему пришли еще тысячи новых пользователей, для которых и с помощью которых Valve продолжают расширять и совершенствовать игровой мир. И хотя отношение к проекту уже совершенно иное, Team Fortress 2 и по сей день остается флагманом многопользовательских шутеров, никогда не покидая тройку самых популярных игр в Steam.