О самопиаре и неоцененности дистрибуции

Культ | |

Заморское слово «дистрибуция» не только слабо вяжется с нашим повседневным языком, но и слабо ценится как часть работы с продуктом. И если первое никому не мешает, второе может обернуться убитой репутацией и неприятностями со статистикой продаж.

Понятие дистрибуции охватывает способы распространения как самой продукции, так и информации о ней и производителе. Почему-то об этих способах многие заботятся меньше, чем, скажем, о командном духе или вопросах конкуренции. Но именно это может привести к провалу в продажах самого лучшего продукта.

Любой товар, в особенности компьютерную игру, нужно достойно подать на суд покупателя. Сам факт создания идеального, на ваш взгляд, продукта не означает, что все это заметят и оценят без вашей помощи. Но и не стоит перегибать палку создавая искусственный информационный фон, о чем пойдет речь ниже. Статья украшена фотографиями скворцов на закате.

Колесо обозрения и танцующие птицы

В итоге возникает две проблемы, две вехи, которые нужно поставить себе на пути исправления неверной тактики:

  • Признать необходимость дистрибуции. Как говорится, доброе начало – половина дела.
  • Изучить способы дистрибуции, вникнуть в её тонкости (в каждой нише они свои, разумеется) и разработать собственную стратегию в этом вопросе.

Чтобы убедиться, что сам хороший продукт – это ещё не победа, вы можете обратиться к истории. Всем знакомы первые две части Fallout. В своё время он(Фаллаут) был одной из сильнейших игр на ПК, но в него играло лишь небольшое количество гиков (соответственно и продался он плохо), которые все еще считают его лучшей игрой. Вот он, высококачественный продукт был у них в руках, но они должным образом и в нужное время не оповестили о нем потенциальную аудиторию.

Подумайте, стоит ли учиться на своих ошибках, когда можно воспользоваться для этого чужими.

Полезны ли рекламные обзоры

Имея доступ в интернет, так удобно и легко узнавать все нужные сведения об интересующем продукте. Но насколько эти сведения полезны в действительности? Не секрет, что очень многие обзоры и комментарии являются откровенной рекламой, причём это далеко не всегда ясно из их содержания или места размещения.

«Честная» реклама

Проще всего, когда такой рекламный обзор изначально оформляется на сайте так, что сразу видно строчку «На правах рекламы». В журнале Навигатор Игрового Мира четко указывают страницы на которых размещены рекламные статьи, плюс такие страницы были немного другого цвета. Всё понятно: этот обзор написан исключительно в положительном ключе, так что о плюсах мы узнаем всё, а вот отрицательные его стороны придётся поискать самостоятельно в другом месте. Здесь все минусы будут или пропущены, или изображены в сильно преуменьшенном виде. Такой подход не вызывает отторжения, ведь любому понятно, что каждый хвалит свой продукт – и это нормально, без дистрибуции (в понимании цепочки связей от разработчика к потребителю) сегодня не будет продаж. Рекламные и спонсорские баннеры тоже всем знакомы и спокойно воспринимаются.

Но и производитель отлично знает о здравом смысле и разумной недоверчивости покупателя. И чтобы обмануть его врождённое чувство самосохранения от неудачного продукта, использует скрытые методы.

Солнце на закате и скворцы

Проплаченные обзоры

Опытный журналист обычно смотрит не вширь, а вглубь. Он расскажет не только о характеристиках продукта, но и о его целевой аудитории, о его шансах в борьбе с конкурентами, о его возможном успехе или неудаче. Конечно, ошибиться может каждый, но в целом такой подход часто оправдывает само время – хотя бы количеством продаж. Продукт, который скупо похвалил такой журналист, предрекая ему определённый успех, нередко действительно оказывается в лидерах продаж. И такая статья оказывается по-настоящему полезной пользователю, который решает вопрос о покупке. Но этот подход не всегда кажется полезным производителю.

И вот, перед выходом очередной новинки компания-разработчик выделяет N-ную сумму на его рекламу в обзорах популярных интернет-ресурсов. Вот тогда выход новой компьютерной игры или гаджета оказывается по-настоящему громким. Его подробные обзоры, щедро политые восторженными отзывами (о них ниже), оказываются практически на всех известных сайтах. Такие статьи отличает одна черта – минимум аналитики, максимум перечисления непонятных параметров (как когда-то на обороте лицензионного диска с игрой).

Нередко после всех этих восторгов продажи оказываются вовсе не такими уж гигантскими. А значит, всё это были проплаченные (и очень щедро проплаченные) статьи, так и не обманувшие реального пользователя. Всё-таки клиент пока ещё умеет сам оценить пользу от траты своих денег. А нормальное сравнение с конкурентами порой вызывают агрессивную реакцию со стороны компаний. Вспомнить хотя бы недавний случай, компания GoPro потребовала удалить сравнительный обзор своей плохо продаваемой камеры Hero 3 с прямым конкурентом Sony HDR AS-15.

много скворцов

Проплаченные комментарии

Если вы интересуетесь разными IT новинками и участвуете в дискуссиях под статьями о них (или вообще владеете сайтом на эту тематику), вам уже знакомо одно странное ощущение.  Вдруг, ни с того, ни с сего, восемь-десять разных пользователей пишут почти одинаковые комментарии. Хвалебные комментарии в адрес одной и той же игры(игр одного издателя) или продукта, заметьте, да ещё и не всегда прямо связанные с темой статьи, а часто и в противовес ей.

Логично признать, что это не очень-то искренние слова. И среди явных любителей такого занятия заметнее всего «работает» компания *** (уже неприлично упоминать танкистов, многие компании так делают). Коллективный интернет-разум уже давно вычислил источник таких комментаторов – их теперь нетрудно нанять в подходящем агентстве, или при достаточном бюджете организовать собственный спам отдел.

Когда делаешь замечания по поводу проплаченных комментариев, официальные лица всегда открещиваются. В крайнем случае, находят козла отпущения в виде нечестного на руку сотрудника, который якобы занимался всем этим безобразием  по собственной инициативе.

Конечно, эти отговорки немногого стоят. Администраторы популярных сайтов отлично видят, как люди с одними и теми же IP адресами пишут явно заказанный(наигранный, нога как в опере) текст. То это восхваление компании или игры, то унижение соперников и даже слишком умных модераторов, которые быстро распознают и удаляют их «мнения». Явно чувствуется за упорядоченностью этих процессов и одновременной сменой тематики общее руководство, которое решает, когда и на какую тему писать.

Всё это доставляет немало хлопот модераторам, которым долго приходится подчищать за таким купленным активистом.

Помимо таких полученных опытным путём доказательств, случаются и настоящие утечки информации. Порой человек предпочитает не получить деньги за ложные отзывы, а предупредить об этом владельца сайта, на который скоро хлынет их поток. Так стало известно, например, что у одной компании издателя онлайн игр есть обновляемый каждую неделю список неугодных игр-конкурентов, о которых нужно писать плохо. Как восторженные отзывы, так и негатив в сторону конкурентов, по этим данным, стоят около 1-2 долларов, в зависимости от ресурса(сложности модерации юзер-контента), на котором их нужно публиковать. Ещё одна интересная деталь – заказные авторы нередко меняют имена (особенно если их банят), но почти всегда используют похожие слова для ников, чтобы удобнее было высчитывать их «зарплату». Понятно, что у компании выделен отдельный бюджет на это дело.

Есть ли польза от такой активности? Думаю да, раз этим занимаются. Фиктивные комментарии, фиктивные пользователи на деле не приносят прибыли, но создают ощущение востребованности продукта. А как известно, мы люди социальные существа и подвержены феномену Танцев Скворцов. Сообщество же готово вычислять такие «липовые» комментарии, и превращать такие старания компаний против них самих. Играя против себя, на помощь потребителям приходят сами компании, ведь качество купленных комментариев порой оставляет желать лучшего.

murmuration о котором вы знаете

Как отделить зёрна от плевел

Да, сегодня читатель должен сам понимать, где его потчуют рекламой, а где стараются дать реальную оценку. Удобно для этого сравнить старые обзоры интересующего сайта (или комментарии пользователя) и нынешние данные по продажам описанного продукта. Если расхваленные игры(или гаджеты) почти все провалились в продаже, это говорит само за себя.

Опять же, в «настоящем» обзоре его объект непременно будет рассмотрен со всех сторон. Не только плюсы, но и минусы его будут должным образом оценены. Ему не будет присвоено звание «идеального для всех» – нельзя угодить каждому.  Будет показано, кому и в каких ситуациях больше подойдут его возможности. А выбирать будет читатель, и за него это делать никто не имеет права, но почему-то очень многие пытаются.

Цена неподкупности

Что ни говори, а честным авторам сложно. Им не перепадают рекламные бюджеты, на них сердятся поклонники компании, у которой внезапно обнаружились минусы, и тогда сыплются нелепые обвинения, что вот эта-то статья и есть заказная. Обидно получать такие обвинения, не получив ни копейки, правда? Тем более, что «копейки» – вот они, руку протянуть.  Оттого-то и растёт количество заказных «мнений», которые в конечном итоге не нужны никому.

Поделиться

Обсудить