Обзор To the Moon
Большинство игр даже и не касалось тех тем, вокруг которых To the Moon разворачивает историю, достойную лучших авторов. Да и сама «На Луну» вовсе не похожа на большинство продуктов игростроя. И вот тут начинаются сложности: когда игра настолько хорошо выстроена вокруг повествовательной части, становится почти невозможно в полной мере описать ее великолепие, не испортив при этом впечатления спойлерами.
Пейзажи, характеры и специфические проблемы, которые она затрагивает, все без исключения очень особенные. И расписывать каждый из этих аспектов во всех подробностях, значит сослужить игре дурную службу. Можно рассказать лишь следующее. В будущем, думаю, году эдак в 2060, у нас появится развитая технология, с помощью которой мы получим доступ к памяти других людей и сможем изменять восприятие жизни человеком, меняя его воспоминания. Таким образом, два врача начинают осуществление последнего желания умирающего человека по имени Джон, который хочет стать астронавтом и побывать на Луне.

Имея в своем распоряжении весьма скудные средства, To the Moon демонстрирует настоящие произведения искусства.
Приключения разворачиваются от настоящего к прошлому, а визуально игра напоминает японские RPG 90х годов прошлого века, хотя не имеет ни малейшего отношения к этому жанру. Вообще, на самом деле, To the Moon вряд ли можно сравнивать с какими-либо другими играми в принципе. Ее интерактивность в большой степени ограничивается исследованием воспоминаний человека, где вы определяете ключевые предметы, прежде чем завершить довольно странную головоломку, которая откроет возможность путешествовать глубже в прошлое.
Вы не имеете ни малейшего понятия о том, почему ваш клиент хочет побывать на Луне, поэтому не остается ничего другого как медленно путешествовать назад по его жизненному пути, шаг за шагом, с тем, чтобы посеять зерна этого желания в его детских воспоминаниях.
Поэтому история Джона и рассказывается задом наперед и это задача, требующая немалой смелости от сценариста. Для того чтобы повествование не рассыпалось, нужно все тщательно спланировать и структуризировать, иначе вы расскажете слишком много или наоборот слишком мало в неподходящее время. Поймете что-то неверно, и вся задумка пойдет насмарку. Но To the Moon рассказывает одну из лучших и самых убедительных историй, которые когда-либо попадались мне в играх.
И история эта хороша не только потому, что хорошо прописана или полна внезапных поворотов, хотя не без этого, конечно же, но благодаря тому, что она рассказана с непривычной наблюдательностью, вплетенной в историю жизни.

Мини-игры несколько странные, но довольно простые.
На протяжении своих четырех часов или семидесяти с чем-то лет «На Луну» касается глубоко личных моментов в жизни центрального персонажа: от самых незначительных до самых откровенных. И каждый из них по-настоящему важен и трогателен. To the Moon рассказывает нам о прожитой жизни: о людях, о местах, о лишениях и радостях, которые делают нас людьми.
Быстрые скачки по хронологии не являются уловкой. Благодаря им история начинается как мешанина из неясных идей, которые вырисовываются все четче вместе с годами, которые отматываются обратно. Игра не старается скрыть важные подсказки, чтобы сохранить свою тайну, но ее персонажи говорят друг с другом как люди, которые были близки всю жизнь. Вполне естественно, что они не вываливают тонны информации в длинных пояснительных сценах.
Игра не может похвастать большим количеством пикселей на единицу площади, но каждый стоит сотни своих собратьев в больших играх. Лица персонажей – пятнышки на экране – невероятно экспрессивны, и мимика прекрасно передана. И, несмотря на то, что в игре всего несколько катсцен, To the Moon на протяжении всего времени удается
поддерживать кинематографическую последовательность благодаря прекрасному владению художественным стилем и волнующему саундтреку с чудесными мотивами. По ходу действия персонажи несколько раз бывают на утесе, на котором над океаном возвышается маяк, и это место поражает всякий раз, когда мы к нему возвращаемся.

Судя по всему, так выглядит сеть воспоминаний – она похожа на ротационную головоломку.
Единственные серьезные недостатки игры проявляются в тот момент, когда она не может определиться с тем, на что хочет быть похожа. Сначала она пародирует нелепость пошаговых ролевых сражений и делает хорошую заявку на комедийность. Она стилизует игровые клише, обсуждая их в деталях и явно стараясь избежать стереотипов.
Но потом, To the Moon заставляет вас драться с зомби и уклоняться от препятствий, когда вы бежите по длинному коридору – и все это на полном серьезе. И это ничего не добавляет ни самой игре, ни сюжету. Такое впечатление, что разработчик, компания Freebird Games, устала рассказывать такую убедительную историю, потеряла веру в себя и все обрушила, покорившись всем тем клише, которых так старательно избегала. И зачем, спрашивается?
В игре более чем достаточно смысла без этого момента и без странных головоломок, от которых (слава богу) To the Moon отказывается в последней трети игрового процесса. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем визуальная новелла, поскольку, независимо от того насколько мало у вас взаимодействий, они помогают усилить ощущение присутствия в мире, ощущение, что двое ваших персонажей так же потерялись в воспоминаниях Джона как и вы сами.

Музыка великолепна. Сильная, эмоциональная, идеально вплетенная в сюжет.
Открытия и умозаключения, до которых доходит пара, принадлежат не только им, но и вам тоже. Несколько сюжетных линий сходятся в потрясающей концовке, но To the Moon просит вас также прочесть и то, что написано между строк и сделать свои собственные выводы. Две основные точки сюжета, на которые опирается история, умышленно перепутаны – к ним можно прийти с разных позиций, но «На Луну» никогда не старается объяснить все от и до. Это очень глубокая игра и она хочет, чтобы вы постарались задуматься так же глубоко, пока играете.
To the Moon можно приобрести на сайте разработчика Freebird Gаmes. Также доступна часовая пробная версия.
К концу To the Moon выходит за границы истории своего центрального персонажа и рассказывает о проблемах, с которыми мы сталкиваемся в течение жизни. Здесь есть люди, которых мы знаем, и проблемы, которые нам понятны. Добродушные подшучивания докторов друг над другом, рассказ о сиделке Джона и ее отношения с детьми, истории друзей и семей и то, как они пересекались с течением времени… To the Moon принимает человеческую жизнь такой, как она есть, и рассказывает о ней легко и непринужденно.