Неразбериха с камуфляжем ценой в пять миллиардов долларов

Культ | |

В следующем году самый многочисленный род американских войск ожидает абсолютно новая камуфляжная форма. Такой шаг – это безоговорочное признание несостоятельности последнего цветового дизайна формы в виде пикселей, который был введен в 2004 году и обошелся американским налогоплательщикам в 5 миллиардов долларов.

Солдаты резко критиковали серо-зеленые костюмы за то, что своей окраской они выделялись почти повсюду, где бы ни использовались. А люди, располагающие определенной инсайдерской информацией, называли финансовую ситуацию, связанную с этим видом формы, «полным фиаско».

Поскольку сейчас соответствующие специалисты американской армии стахановскими темпами разрабатывают новый, улучшенный дизайн камуфляжа, то вполне резонно возникает вопрос: «А что же пошло не так в прошлый раз, и какие меры вы примете, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем»? Некоторые эти специалисты признались в откровенном интервью американскому изданию The Daily, что в прошлый раз процесс их работы неоднократно нарушался вмешательством высоких армейских чинов: таким образом, наука отошла на второй план после красивого внешнего вида и политических интересов.

«Все это ушло в политическую плоскость еще задолго до того, как солдаты впервые увидели свою новую форму» – говорит Шерил Стюардсон (Cheryl Stewardson), технолог тканей исследовательского центра армии США в городе Натик, штат Массачусетс. В этом центре создается большинство видов формы для вооруженных сил США.

В этот раз исследователи заявляют, что науке все же удалось взять верх, поскольку в данный момент они проводят тщательные испытания четырех вариантов камуфляжа. Цель этого – обеспечить солдат разными видами камуфляжа, каждый для своего случая. Кроме этого, будет также создан нейтральный (общий) паттерн для использования на более дорогих частях снаряжения и прочих принадлежностях. В процессе отбора сотни созданных на компьютере образцов будут подвергнуты полевым испытаниям в полудюжине территориальных локаций по всему миру.

Но еще до того, пока новая расцветка начала свои полевые испытания (а этот момент наступит не ранее, чем через год), на форме солдат, несущих службу в Афганистане, уже появились первые временные изменения: вкрапления зеленого цвета под названием MultiCam. Эти изменения произошли только благодаря тому, что в 2009 году группа офицеров обратилась с прошением к сенатору от штата Пенсильвания Джону Мерта (John Murtha). А вся остальная американская армия, базирующаяся за пределами Афганистана, до сих пор вынуждена ходить в стандартных камуфляжах серой расцветки (UCP – Universal Camouflage Pattern). И многие солдаты признаются, что всей душой ее ненавидят.

«По большому счету, армия создала универсальную раскраску, которая универсально не подходит ни под одну среду, в которой используется» – рассказывает армейский эксперт, отбывший две каденции в Ираке и носивший эту форму в Багдаде и в пустынях вокруг Басры. «Более-менее нормально она выполняла свои функции только в карьерах с гравием».

Этот эксперт попросил, чтобы его имя осталось неназванным, поскольку у него было официальных полномочий общаться с прессой.

«Я разведчик, и поэтому моя работа предполагает оставаться незаметным. А если на мне надета форма, которая отчетливо выделяет меня из окружающего ландшафта, то эффективность моей работы сводится к нолю» – говорит он. «Если мы сами видим наших солдат на расстоянии, то точно так же их видят и враги».

Тот факт, что американское правительство потратило пять миллиардов долларов на камуфляж, который сделал солдат еще заметнее, а потом еще и восемь лет исправляло ситуацию, тоже не особенно радует людей, связанных с разработкой и производством новых видов камуфляжа. Такую сумму называют непосредственно в армии, и она включает в себя стоимость создания дизайна и его производство для нужд целого войска.

«Если оглянуться назад, то вы поймете, как много денег было потрачено впустую» – говорит Лоуренс Холсворт (Lawrence Holsworth), маркетинговый директор компании по производству камуфляжа и одновременно редактор веб-сайта Strike-Hold, посвященного военной тематике. «UCP был полным провалом».

Эксперты-исследователи в вопросах армейского камуфляжа рассказывают, что история с созданием универсальной раскраски (UCP) началась еще тогда, когда они помогли разработать похожий камуфляж, который сейчас носят американские морские пехотинцы. Тот вариант расцветки (известен также под названием MARPAT) впервые появился в 2002 году. Его выбрали из десятков всевозможных расцветок после того, как солдаты морской пехоты неоднократно испытывали этот камуфляж на базе школы снайперов в Квантико, штат Вирджиния. Пехотинцы даже самостоятельно выдумали один оттенок цвета земли, который сейчас называется Coyote Brown («коричневый койот»).

«Они пошли в Home Depot (американские магазины, специализирующиеся на продаже инструментов для ремонта и строительных материалов), долго рассматривали там образцы для подбора красок, и в конце-концов сказали, какой именно цвет им нужен» – рассказывает Анабель Дугас (Anabelle Dugas), технолог тканей в исследовательском центре Натика, принимавшая участие в создании оттенка Coyote Brown. Впоследствии именно этот оттенок использовался в работах дизайнерского дома Ralph Lauren.

Примерно в то же время новую цветовую гамму камуфляжа подбирали и армейские специалисты. Она была им необходима для решения проблемы слишком хорошей видимости их солдат на фоне почвы в Ираке. Тогда у пехотинцев армии США не было специального обмундирования под цвет иракских пустынь, и им приходилось воевать в трехцветной камуфляжной форме, но с одетыми поверх нее темно-зелеными бронежилетами с множеством мелкой амуниции на груди. Темные жилеты на фоне светлых камуфляжей отчетливо различались даже на расстоянии выстрела. И это не вселяло оптимизма в сердца солдат.

Кристин Ишервуд, инженер-механик в команде, специализирующейся на камуфляжах в Натике, заявляет просто: «Такая цветовая гамма прекрасно указывает, куда именно нужно стрелять».

Армейские эксперты сломя головы бросились тестировать новые виды камуфляжей: несколько собственных разработок и оттенок, предшествовавший MultiCam, который был создан сторонней компанией. План состоял в том, чтобы потратить два года на всестороннее изучение фасонов и цветовых схем с разных углов зрения, с разных расстояний, и в разной среде. Первые результаты проведенных испытаний армия обнародовала в 2004 году: победителем стала цветовая гамма под названием Desert Brush («кисть пустыни»). Но вся беда заключалась в том, что этот цвет ни разу не видел полевых условий, а существовал только в образцах.

Подразделение армии США, занимающееся экипировкой солдат амуницией, с длинным названием Program Executive Office Soldier, неожиданно попросило команду специалистов в Натике выбрать окончательный вариант расцветки еще задолго до того, как закончились предварительные пробы.

«Они побежали впереди поезда» – говорит Джеймс Фернени (James Fairneny), инженер по электрике в исследовательском центре Натика.

«Эксперты говорят, что они получили странный приказ: взять два самых удачных цвета и создать очень замысловатый орнамент, а затем поместить его в цветовую схему, используемую морскими пехотинцами» – говорит Фернени.

Неожиданное решение, принятое подразделением Program Executive Office Soldier, и коснувшееся миллиона солдат в армии, национальной гвардии и резервистов, выглядело по меньшей мере нелогичным. Эксперты-исследователи пришли к выводу, что, возможно, высшие чины армии США увидели форму морских пехотинцев, и их просто охватило чувство зависти.

«Камуфляж морских пехотинцев выглядел модным» – говорит Шерил Стюардсон. «И если в нем хорошо выглядели морпехи, то почему бы и пехотинцам армии США тоже не облачиться в такие же красивые костюмы»?

Джеймс Моран (James Moran), бригадный генерал, изначально принявший это решение и впоследствии ушедший в отставку из подразделения Program Executive Office Soldier, ничего не ответил на просьбы журналистов дать какие-нибудь комментарии об этой ситуации.

«Стоит отметить, что даже со всеми ее недостатками, но универсальная схема расцветки все-таки разрешила проблему несоответствия цветов основной формы и элементов экипировки солдат» – говорит Эрик Грейвз (Eric Graves), редактор военного издания, посвященного военному обмундированию Soldier Systems Daily. Также он добавляет, что благодаря новой цветовой схеме стало возможным легко идентифицировать солдата американской армии.

По словам Грейвза, «полезность была принесена в жертву внешнему виду». На самом деле, все свелось к следующему: «Мы не можем позволить, чтобы морские пехотинцы выглядели круче солдат американской армии».

Фёдор XiixTii Суслов xiixtii@progamer.ru

Поделиться

Обсудить