Что общего между высокими технологиями и стаями скворцов?
Наверняка вам приходилось наблюдать видеоролики, на которых тысячи скворцов, собираясь в стаи, двигаются как будто один большой организм, совершая причудливые движения на фоне заходящего солнца. Красота их движений, координируемых невидимой рукой, поистине завораживает. Данный феномен получил название «танца скворцов» или «живого облака» (murmuration на английском).
У подобной хореографии определенно должна быть какая-то цель, но она заключается явно не в том, чтобы найти себе место, где приземлиться: стая пребывает в бесконечном движении, приобретая новые формы буквально каждую секунду. Также, двигаясь подобным образом в стаях, скворцы значительно уменьшают шансы быть пойманными на лету хищными птицами. На этом все логичные предположения о причинах столь необычного поведения заканчиваются. Если бы орнитологи сказали нам, что такими своими движениями скворцы имитируют поведение групп, характерное для технологического общества, то и здесь, пожалуй, сходства были бы весьма очевидны. Научное же объяснение феномена «живых облаков» развивает идею о подобной аналогии еще дальше.
За чарующей красотой передвижений этих птиц скрывается их изумительная координация. Большие стаи очень чувствительны к любым движениям, случающимся внутри них. Создается впечатление, что каждая такая стая руководствуется коллективным разумом, а ведет себя как единый организм: настолько молниеносно птицы в них изменяют направление своего движения, придавая «облаку» новую форму. От основной стаи то и дело отделяются группы поменьше, чтобы через несколько мгновений с филигранной точностью снова влиться в общий строй. Этому способствуют своего рода «ниточки» из птиц, связывающие отделившиеся группы с большой стаей и помогающие сохранить структуру движений между этими двумя формированиями. Всем действом руководит чувство сплоченности.
Скорость реакции внутри стаи скворцов очень высокая, но не мгновенная. Птицы не ведут себя по принципу квантовой неопределенности. Ученые из Университета Рима провели исследование, в ходе которого с помощью специальных методов съемки и программного обеспечения анализировали поведение каждой отдельно взятой птицы. Благодаря этой и подобным работам, теперь мы знаем о сверхъестественных движениях стай скворцов немного больше.
Скворцы координируют свои движения очень быстро, внутри определенного круга сородичей. Каждая отдельно взятая птица в стае задает траекторию полета для семи особей, находящихся к ней ближе всего. Такая группа, в свою очередь, повлияет уже на полет 49 скворцов, а третья стадия этого эффекта заденет 343 птицы: нетрудно догадаться, сколь быстро в воздухе нарисуется привычно захватывающая дух картина из тысяч синхронно двигающихся птиц. Понимание этой закономерности дает возможность взглянуть другими глазами на «танцы скворцов», а также на возникающие то и дело внутри стаи пульсации, до непредсказуемости изменяющие в очередной раз траекторию ее движения.
Эпицентры зарождения новых траекторий внутри стаи скворцов очень сильно напоминают нам то, как хорошо известные нам социальные сети направляют потоки трафика на определенный контент. Тем ироничнее видится тот факт, что на YouTube только одно видео о скворцах стало вирусным, изображая при этом природу вирусного поведения. Стаи скворцов служат хорошим примером массовых поведенческих моделей в природе, но между ними и людьми есть немаловажное отличие. Те, кто влияет на общественные настроения в нашем обществе, отличаются по силе своего влияния на массы. На самом деле, найти действительно влиятельного социального оператора – это для компаний, занимающихся социальным сетевым маркетингом то же самое, что откопать священный Грааль. В свою же очередь, скворцы, очевидно, не придают большого значения переходу к очередной особи роли центра влияния в стае, когда каждый из них неожиданно для самого себя может стать эпицентром зарождения нового движения, которое через несколько мгновений подхватят тысячи его сородичей.
Как бы то ни было, процессы деления групп и объединения в них на основе технологий и гаджетов, характерные для человеческого общества, имеют схожесть со стаями скворцов по целому ряду факторов:
- Вирусный контент: в Интернет-пространстве быстрее всего нас объединяют короткие видеоролики, чуть дольше – мемы, а самое продолжительное время необходимо, чтобы впечатляющее количество поклонников вокруг себя собрал большой массив структурированной информации (вроде блога).
- Веб-траффик: большие объемы данных, проанализированные в исследованиях по изучению развития поведенческих факторов Интернет-аудитории, свидетельствуют о волнообразном характере трафика, влияющего на эти факторы. Крупнейшие мировые Интернет-корпорации тратят миллионы долларов на создание контента и оплату труда аналитиков, чтобы понять, что именно будет популярным завтра внутри очередной волны.
- Безоговорочное принятие новых продуктов: как потребители, мы часто повинуемся стадному инстинкту, когда дело доходит до покупки новых продуктов, хотя их популярность зарождается незаметно. Часто причастность к определенной группе может принимать радикальные формы (возьмите, например, людей, которых называют «iSheep»).
- Разработка новых продуктов: компании, производящие техно-продукцию, могут быть столь же подражательны, как и потребители. Так, например, при разработке Dishonored в Arkane Studios позаимствовали успешные тренды от игр конкурентов. Blizzard скопировали некоторые аспекты своей сверх популярной стратегии WarCraft у Westwood Studios (и пусть череда споров уже давно закончилась, но это факт). Как правило, прогресс – это почти как война, где хорошими считаются все доступные средства.
- Социальное влияние: как нами уже отмечалось, внутри VK, Facebook, Twitter и им подобных сервисов (что очень примечательно, и от этих сервисов, в один прекрасный момент, может уйти формирующая их стая скворцов) просматриваются те же поведенческие тенденции, что и в стае скворцов. Тренды, которые передаются от какого-то конкретного человека к его подписчикам (друзьям), а от подписчиков распространяются уже на более широкие массы людей, являются выигрышными лотерейными билетами в Интернет-маркетинге.
Метод аналогий помогает понять многие кажущиеся совсем новыми процессы. Очевидная разница между птичьей стаей и объединением людей вокруг технологий состоит в конечной цели такого объединения. Если для компаний, с завидной регулярностью выпускающих новые технологические и игровые продукты, главная цель, как правило, проста и понятна – это прибыль и доход – то главной идеей всех изобретений есть улучшение качества жизни и развитие человеческого общества. Вот для чего, по сути, мы объединяемся в группы, ведем оживленные дискуссии и делимся с другими тем, что считаем достойным их внимания. А потом мы ждем. Ждем следующего «взрыва»: чего-то по-настоящему нового, способного взорвать своим появлением унылую обыденность ежедневных новостей об очередных псевдоизменениях, происходящими с похожими друг на друга технологиями и играми. Чего-то настолько гениального, чтобы всколыхнуть нашу стаю новой волной, заставив человеческое общество двигаться по тому направлению и к той цели, которые предназначены ему эволюцией.