Закон Мура и золотая эра PC-гейминга
Недавнее ошеломительное падение числа продаж PC заставило меня задуматься. Точнее, перезагрузить мыслительный процесс, который обитал в моей голове последнее время. Что происходит с PC? Вы можете рубануть весомым аргументом, что мы, дескать, входим в золотую эру PC-гейминга. Ускоряющаяся графика, дешевеющие экраны с ультра-HD, новые консоли, ловко замаскированные под PC, виртуальная реальность – следующие лет пять обещают быть просто сказочными. Но в то же время наблюдаются признаки того, что PC-атомоход потихоньку клонится набок – всегда есть постоянная угроза того, что закон Мура может уткнуться в стену. Можем ли мы сказать об этом что-то конкретное (о будущем PC, а не о железобетонных стенах)? Приготовьтесь к чтению длинного трактата о разном…
Что касается всей этой шумихи вокруг продаж PC, то я думаю, что мы не должны беспокоиться об этом. Слабые клиентские коробки для офисных пчелок и дешевые домашние PC продавались, как правило, за счет цены. Вот в чем штука. Затем, вместо того, чтоб покупать слабые PC, люди покупали слабые ноутбуки. А теперь дело дошло и до слабых планшетов.
В самом деле, вы в курсе, что в 2013 году было отгружено 225 млн планшетов? А продажи ноутбуков и PC (вместе) составили 300 млн. Ожидается, что в 2017 году эти цифры станут 400 млн и 300 млн соответственно, а рынок PC будет лишь сокращаться (на 10% за этот период, если вам интересно – согласно IDC).
Мыслим позитивно
Больше всего меня поразило то, насколько велики эти цифры. По правде говоря, я испытываю легкое головокружение, думая обо всем этом необузданном консюмеризме, о масштабе сырья, используемого в производстве, об окружающей среде, о цене человеческого труда. Наша старушка-планета вообще способна такое выдержать? Нужно… пересилить… себя… мыслим… позитивно!
Так, надо бы сдержать эту тьму и добавить чуточку контекста. Согласно самым точным данным, которые мне удалось найти, совокупные продажи Xbox 360 и PS3 составили около 150 млн. Причем это данные с момента запуска обеих консолей, а не за год.
Следовательно, все доказательства указывают на то, что PC для гейминга с уклоном в производительность находятся в хорошем здравии. Насколько я знаю, продажи видеокарт – ключевой показатель для PC-гейминга – силен как никогда, а Steam остается самой вирулентной особью в глобальной видеоигровой чашке Петри – за последний год число пользователей сервиса выросло на 30%.
Можно посмотреть на ситуацию и с другого, не менее релевантного ракурса – со стороны консолей. Недавно состоялся релиз новых моделей от Sony и Microsoft. Архитектурно эти консоли являются все теми же PC, т.е. три главные платформы приблизились друг к другу еще плотнее.
Что касается самих консолей, то для них это не так важно. По крайней мере, не сейчас. Тут дело, скорее, в технологической целесообразности. Это самый дешевый и простой способ создания, производства и доставки на рынок достаточно мощной игровой машины. Для PC это сближение гораздо важнее. Профит как минимум в том, что портирование игры с одной платформы на другую станет гораздо менее трудоемким.
Последствия сближения
Разумеется, у топовых PC не будет возникать проблем с запуском портов с консолей – на то они и топовые. Однако рано или поздно более тесные отношения между последними консолями и PC могут помочь девайсам вроде дешевых ноутбуков и планшетов с интегрированными графическими картами стать более «игроспособными».
Точно таким же образом новые консоли поспособствуют неизбежному расширению горизонта разработки видеоигр. Забудьте про шейдеры и подсчет процессорных ядер. Наличие 8 гигабайт для видеоигр вместо 512 мегабайт для работы – вот где будет гораздо более существенная разница.
Что касается железа для PC, то здесь все не так однозначно. Цикл разработки графических технологий становится чуточку странным, отчасти благодаря Nvidia, которая решила не комплектовать PC своим последним и самым топовым GPU (GK110 или Titan), а скорость разработки, по всей видимости, будет только замедляться. Но по грубым оценкам, этот цикл по-прежнему будет держаться в пределах двух лет или около того.
Стагнация CPU
История с CPU гораздо менее поучительна. После неудач AMD, которые преследуют компанию последние пять лет, Intel пользуется возможностью, расслабляясь и чеканя по шаблону одно и то же. Общая производительность CPU, тем временем, увеличивалась лишь постепенно (у меня язык не поворачивается назвать платформы LG1366 и LGA2011 от Intel техникой для PC; это, скорее, сервер или рабочая станция). В общем, я не вижу причин для серьезных изменений в течение следующих лет пяти, если только HAS от AMD не соблаговолит порадовать нас чем-то особенным (что маловероятно).
Впрочем, на CPU-фронте – даже с учетом стагнации – все более или менее нормально. Давайте-ка подведем итог. Во-первых, рост количества PC-геймеров и продаж игровых PC. Во-вторых, графические технологии, будучи важной составляющей «железного» фронта, продолжают ускоряться. В-третьих, последние консоли, скорее всего, поспособствуют росту производительности настольных PC. И, наконец, в-четвертых, есть все основания полагать, что нас ждет новая волна технических инноваций в игровой индустрии.
О, и не забудьте, что Oculus Rift и другие прорывные технологии потихоньку приближаются к полкам магазинов. В ближайшие пять лет мы, вероятно, станем свидетелями того, что технология виртуальной реальности наконец станет более-менее жизнеспособной. Большие мониторы с высоким разрешением становятся более доступными. То же самое касается больших SSD. Смешайте все это вместе, и я ставлю на то, что в руках у вас окажется рецепт для золотой эры PC-гейминга – в течение следующих пяти лет. Ну и что тогда? Закон Мура, вот что.
Разочароваться в Гордоне (Муре)
Быстренько расскажу о том, что такое закон Мура – для непосвященных. Если вы не против, я процитирую себя самого, потому что паталогически ленив, да к тому же эти слова отлично выполняют свою работу.
«Это эмпирическое наблюдение, по которому количество транзисторов, размещенных на интегральной схеме, каждые два года удваивается. Другими словами, согласно закону Мура, компьютерные микросхемы становятся в два раза сложнее или в два раза дешевле – или некая смесь обоих вариантов в зависимости от того, к какому из них вы склоняетесь больше – каждые пару лет».
Теперь же закон Мура вроде как достигает своего «пика нефти». Каждый раз, когда кто-то предвещает, что нефть скоро закончится, или то, что закону Мура осталось всего несколько лет, кому-то удается отыскать еще нефти, а колдуны на заводах по производству микросхем тоже находят способ продолжить вечеринку.
И все же веселье должно когда-нибудь кончиться. Нефть – это, возможно, не самый лучший пример, потому что ее можно синтезировать при помощи солнечного света, воды и углекислого газа, витающего в атмосфере. Но я отклонился от темы. Суть закона Мура в том, что мы быстро приближаемся к физическим ограничениям теперешних микросхем.
Покайтесь грешники, конец близок
В настоящий момент мы приблизились к 20 нанометров – касаемо минимального размера изготовляемых транзисторов и затворов этих транзисторов.
Когда мы дойдем до 5 нанометров, ширина затвора будет только 10 атомов, а это может стать пределом функциональности. Даже если бы мы смогли уменьшить транзистор до атома или двух, это стало бы лишь отсрочкой. В общем, если говорить и производительности компьютера, то у нее имеются физические ограничения, в основе которых лежит размер транзисторов. По крайней мере, в данный момент мы судим об этой проблеме именно таким образом.
Кроме того парень из Broadcom считает, что если говорить о коммерческой целесообразности, то мы уже падаем в пропасть. Оснастка производственного оборудования становится дьявольски дорогой. Мне кажется, что наиболее подходящими аналогиями для этой ситуации будут исследование космоса и авиаперелеты.
Сегодня самые быстрые пассажирские реактивные самолеты летают гораздо медленнее, чем те, что были в 70-ых. Диапазон космических путешествий тоже сжимается. Это вовсе не потому, что мы не можем лететь быстрее или не можем отправить человека на Марс. Просто мы не слишком сильно этого хотим. Во-первых, это чертовски дорого, а во-вторых, большинству на это попросту наплевать.
То же самое в ближайшие несколько лет может коснуться компьютерных чипов – даже за вычетом физических барьеров. Разумеется, внезапно можно нагрянуть какой-нибудь сдвиг технической парадигмы вроде квантовых вычислений. Кроме того, имеется огромный размах для хорошего кодинга – программисты могут заняться созданием более эффективного программного обеспечения, которого хватит как минимум на пару циклов по закону Мура. Когда притормозит «железо», начнут дымиться котелки! Котелки программистов, если кто не понял.
Но, как мне кажется, компьютеры – по крайней мере, те, которые мы покупаем и которыми пользуемся сами – не будут становиться быстрее касаемо того ускорения, к которому мы привыкли. Опять же, напрашивается транспортная аналогия. Какое-то время казалось, что дальность и скорость передвижения будут расти по экспоненте. Но ничего не вышло. Появление более быстрых и менее дорогих вычислительных технологий может постичь такая же судьба – по крайней мере, на какое-то время.
Что же касается именно настольных компьютеров, то можно посмотреть на эту ситуацию и со стороны Windows, а точнее, со стороны Microsoft, которая продолжает терять пользователей. Windows 8 вряд ли можно назвать воодушевляющей. Учитывая то, как быстро множатся девайсы на Android, а также возможность того, что в течение ближайших пяти лет мобильные ARM-чипы рванут до уровня x86 процессоров, альянсу Wintel – и тем, кто работает над Windows, в частности – нужно хорошенько постараться, чтобы заиметь шанс на успех.
Возможно, этот текст показался вам немного сбивчивым. Но мой месседж на самом деле довольно ясен и даже оптимистичен. Наслаждайтесь следующими пятью годами. Для PC-геймеров они будут чем-то особенным.
Просто не рассчитывайте на то, что это будет длиться вечно.