Герой игры про убийство нацистов – еврей? Не исключено
В готовящейся к выходу игре Wolfenstein: The New Order протагонист-поляк Блажкович (B. J. Blazkowicz) встречается с нацистским офицером, седовласой Энгель. Блажкович работает под прикрытием, выдавая себя за подчинённого нацистов. Энгель одобряет арийскую внешность Блажковича, а затем подвергает его тесту, чтобы убедиться в чистоте его крови.
Энгель показывает Блажковичу какие-то картинки и задаёт странные вопросы. Он отвечает. Она молча кладёт перед ним пистолет. И ждёт.
Блажкович не притрагивается к оружию, и офицер отпускает его. Она усмехается и говорит, что тест был просто для виду. Его ответы не имели значения.
В другие моменты Wolfenstein Блажкович ещё как притрагивается к оружию и больше не позволяет смеяться себе в лицо. Он, как-никак, главный герой шутера. С помощью здоровенных пулемётов он скашивает нациста за нацистом. А ещё нацистских роботов.
Есть момент, когда Блажкович раскрывает часть плана нацистов и просматривает документы. Они написаны на иврите. И он может их прочесть.
Это намекает на то, что главный истребитель нацистов в играх со времён Wolfenstein 3D 1992 года выпуска – еврей.
Но если бы все было так просто. Создатели новой игры просто не могут подтвердить эту информацию.
“В игре об этом никогда не говорилось прямо”, – представитель издателя игры, Bethesda, говорит, что шведская студия-разработчик, Machine Games, решила оставить всё таким же расплывчатым, как и раньше. – “Они дают игрокам право интерпретировать это по своему усмотрению”.
Кажется, что игры – якобы самая смелая медиасреда – на поверку оказываются более робкими, чем кино, книги и прочие формы развлечений. Почему бы не сказать прямо? Почему не сказать, что мы играем за еврея (ржунимагу), уничтожающего нацистов, вместо того, чтобы намекать на это? Почему бы не оживить игру столь сильным скандальным заявлением?
Видеоигры уже давно наполнены нацистами, а персонажей-евреев – раз, два и обчёлся. Более того, есть масса игр про Вторую Мировую, но попробуйте найдите такую, где хотя бы упоминается Холокост, не говоря уже о чётком определении нацистов, как виновников того ужасного геноцида.
То, что нацисты – плохие, принимается нами как данность, или просто преподносится, как обобщённое зло. В The Saboteur, игре 2009 года, где мы были ирландским борцом за свободу в оккупированной Франции, нацисты просто жестоко обращались со всеми парижанами, не являющимися немцами. В более реалистичной Brothers in Arms, нацисты – это мощно укомплектованные вражеские силы, которым противостоит горстка американских бойцов. И мы не освобождали концлагеря в Call of Duty.
Давайте сравним с Голливудом. В номинировавшихся на еврейский Оскар еврейских Бесславных Ублюдках были американские евреи, истребляющие нацистов. Там подразумевалось, что нацисты уничтожали евреев. Там был мужик по прозвищу Медвежид, который вышибал им мозги бейсбольной битой.
А что у нас в играх?
В первой игре прогрессивной серии BioShock был вспомогательный персонаж, еврейка Бриджит Тененбаум. Она была заключенной в Освенциме, но в игре нет прямых отсылок к названию известного концлагеря.
Есть спорная инди-игра The Concentration Camp, дающая шанс жестокого освобождения концлагеря.
Протагонист Grand Theft Auto: The Lost and Damned – еврей. Есть игра под названием The Shivah. И ещё… ну должны же быть ещё какие-то примеры, да?
Что же так сдерживает игры? Редкое затрагивание таких деликатных тем, как нацизм или сексизм обосновывается лишь нежеланием нарушать комфорт аудитории.
К тому же, наверное, сложно понять, как раскрыть такие неприятные темы, при этом оставляя игру увлекательной, а “увлекательность” – это то, к чему стремятся разработчики и чего ожидают игроки. И вот результат – мы не можем вспомнить ни одной популярной игры, упоминающей убийство евреев нацистами.
Для этого, меж тем, могут быть вполне легальные и обоснованные причины. В Германии отлично продаются игры, а вот изображения нацистских символов объявлены вне закона. Когда Bethesda распространяла первые скриншоты нового Wolfenstein, компания предупредила, что их нельзя демонстрировать в некоторых странах:
Изображения в данной папке запрещены к показу на территории Германии, Австрии и Швейцарии. Они могут содержать элементы, которые однозначно запрещены законом и демонстрация которых может караться лишением свободы. Пожалуйста, используйте официально утверждённые материалы из папки GSA.
Когда Bethesda представляла игру про Блажковича, воюющего с нацистами в вымышленном мире будущего, где Рейх победил во Второй Мировой, имела место такая оговорка:
Wolfenstein: The New Order – это игра с вымышленным сюжетом, действие которой происходит в альтернативной вселенной в 1960-е годы. Все названия, имена, персонажи, организации, события и места действия являются плодом воображения либо представлены в художественной манере. Сюжет и содержимое игры не являются и не должны трактоваться как потворство, прославление или одобрение убеждений, идеологий, событий, действий, поступков или персон нацистского режима или же как принижение значимости его военных преступлений, геноцида и других преступлений против человечества.
Тома Холла (Tom Hall) часто спрашивают про Блажковича. Как главный дизайнер Wolfenstein 3D, именно он создавал персонажа. Я думал, что он хотя бы скажет, действительно ли есть осознанные намёки на то, что герой – еврей. Мелькали слухи, что он еврей польского происхождения.
“Такого не задумывалось и не предполагалось изначально, но я сразу решил, что его корни будут польскими”.
Холл отметил, что персонаж другой игры, Commander Keen – это внук Блажковича, списанный с детского возраста Тома. Сам Холл не еврей.
“Но это ведь персонажи, а не я сам”, – говорит Том. – “Посмотрим, как развернётся история Блажковича в будущем!”
Посмотрим. Посмотрим, какие истории могут рассказать нам создатели игр, и что самое главное, какие истории они будут готовы рассказать.
А что, если Блажкович и правда еврей?
“Интересный был бы поворот”, – заметил Холл. – “Это бы придало новое значение его действиям!”