Очередной Игромир
«Игромир» закончился аж две недели (плюс-минус сутки) назад, а руки все никак не доходили написать про выставку хотя бы пару слов. Но лучше поздно, чем никогда.
В компенсацию за нашу нерасторопность держите не один, а сразу два отчета и видео о днях минувших.
Игромир через киберспортивную призму XiixTii…
Сколько лотерейных билетов можно купить на 1100 рублей? Пара-то десятков штук, наверное, получится. Или около того. Тогда, выходит, на «Игромир 2018» стоило сходить. При большом желании, стоической натуре и здоровом теле пятнадцать конкурсов на безделушки и штук пять розыгрышей чего-нибудь серьезного на выставке застать было реально. Плюс, была еще пара очередей на беспроигрышные развлечения. Ну, а в перерывах между схватками за халяву были варианты посмотреть киберспортивный турнир или даже послушать концерт Хелависы (2:39 на видео ниже).
Неплохо, неплохо. Только играть в видеоигры покупателям стандартных билетов «Игромира» было противопоказано на девяти стендах из десяти. Говорите, что хотите, но эта игровая выставка — ни разу не “Диснейленд”, чтобы часами стоять в очереди на аттракционы. Да и то, в “Диснейленде” можно, как ко врачу, заранее записаться на покатушки.
Я, наверное, старый стал. Не смог заставить себя встать в очередь даже в гардероб, таскал пальто сначала на себе, а потом с собой. Хотелось, знаете, движухи ярче, чем десять шагов за десять минут, и сразу пошел в разведку. Надо же было удостовериться, что везде все хорошо, кругом толпы и тот, кто очень сильно хочет, получает свой праздник геймерской жизни.
Самая сумасшедшая черная дыра из тех, что мне удалось обнаружить, — это вагончик, в котором показывали новую серию «Метро». Очередь желающих ненадолго попасть внутрь будки с шутером хочется назвать карикатурной. Я такую в последний раз видел, отыгрывая в Theme Park управляющего-садиста. Тогда, помнится, я ставил посередине парка один крутой аттракцион, а потом городил бешеный огород из столбиков-разделителей, чтобы посетители водили хоровод, раза три опоясывающий мои новые классные горки. Вот это был стенд «Метро».
И люди стояли! Энтузиасты косплеили всяких Джокеров и Артасов, простые посетители косплеили кольца Сатурна.
В интернете часто всплывают заметки про разные забегаловки, стартовавшие у себя конкурсы с одной общей идеей. Тебе приносят конскую порцию блюда N с таким же конским ценником, но если ты съедаешь все целиком, то ничего не платишь. Я считаю, «Игромир» должен был делать возврат денег за билет всем отстоявшим очередь в будку «Метро». И тогда бы очередь стала совсем эпической, оборачивая собой, наверное, вообще все стенды выставки и, для полного счастья, общепит на втором этаже.
По моим сильно субъективным прикидкам, меньше пятнадцати минут требовалось стоять только в двух с половиной местах. Первое — это инсталляция щедрой на стендики с консолями Nintendo, второе — сектор THQ Nordic, крутившей Darksiders 3. Второе с половиной — уголочек специфического развлечения Ace Combat 657. Или какая там цифра нынче последняя; последний раз воздушные бои современных истребителей попадались мне еще на Dreamcast и с тех пор пропали с личных радаров в пучине глубокого хардкора.
Полный обход территории выявил еще одно развлечение, где тебе надо топтаться на месте, практически ничего не делая, и ждать у моря погоды. Называется оно «охота за халявой» и, как ни странно, заниматься этим делом несколько веселее, чем просто стоять в очереди, потому что сейчас ты будешь тусоваться у сцены, с которой всякие специально нанятые личности будут тебя развлекать. Рассказывать бородатые анекдоты, устраивать конкурсы, разбрасывать брелоки, походя хамить публике… Здорово!
Охотники за мерчем выносили со стендов разные статуэтки, коврики для мышей и прочую снедь; Microsoft вообще дарила актуальненькие зонты, а компании, презентовавшие на «Игромире» свои железки, и вовсе иногда разыгрывали нечто реально стоящее. Кто мог, брал от выставки все.
К счастью, было на «Игромире 2018» и другое большое развлечение. Вшивый любитель киберспорта и игр от Blizzard в моем лице таки нашел себе целых две бани. Первая, понятное дело, стенд самих Blizzard. Пока одни меркантильные посетители играли в Hearthstone ради, кажется, печатей с варкрафтавскими гербами, другие — и я в том числе — стояли у близзардовской сцены и смотрели на разное.
Два самых интересных события в мой день выставки случились именно там. Днем с геймерами пришли пообщаться актеры озвучания — наши Гаррош, Андуин, Сильвана и Крысавчик. Послушать анекдоты из актерских будней и всякие «У меня нет времени на игры» вживую было весело. К тому же актеры и правда старались рассказать что-нибудь эдакое. Хамоватые ведущие задавали банальные вопросы, зрители, не придумав ничего по ходу действа, перезадавали те же банальные вопросы, что и ведущие, но актеры пытались повернуть свои ответы под каким-нибудь реально интересным углом. Причем иногда у них это и правда получалось.
Ведущие, правда, не сдавались и периодически заряжали тяжелую артиллерию. Особенно сильно порадовал вопрос к гостям про «своих любимых персонажей». Фанат всякой фантастики со стажем знает, что актер всегда отвечает, что роли ему как дети, всех он любит, и в общем-то это разговор пустой. Но в нашем случае все еще круче: кажется, двое из четверых приглашенных профессионалов у Blizzard озвучивали ровно одного персонажа. Какой, вы говорите, у вас любимый?
Ну да это ерунда, в целом все равно было классно.
А, да. Еще я был удивлен, что дама, озвучивавшая Сильвану, озвучивала еще и адъютанта в StarCraft 2. И при этом вообще не предполагала, что до этого факта кому-то есть дело. Но как по мне, «Требуется больше минералов» круче пресловутого «Нет времени на игры», и я решительно уверен в том, что все любители SC2 тоже оценили эту «реплику по заявкам».
Ну а под вечер Blizzard подарили зрителям концерт Хелависы. Диверсанты-организаторы и там, конечно, отличились, заставив артистку петь, глотая газ. Но, как мы все поняли еще днем, близзардовцы нанимают решительно только крепких профи, и выступление все равно удалось.
В общем, у сцены Blizzard было здорово, но все вышеописанное счастье было уже в обед и позже, и до него нужно было еще дожить. Не имея желания ни стоять в очереди, ни ловить наживу за хвост, я мыкался между стендами и таки нашел, где приютиться. На сцене имени HP Omen прогеймеры Virtus.Pro играли в Dota 2 против команды Espada. Я сжег глаза о местный экран с перекрученной насыщенностью цвета и яркостью, зато по-настоящему развлекся.
Пользуясь случаем, еще раз поблагодарю HP Omen и Aorus (2:08) за стенды «Игромира», на которые можно было просто прийти и получить удовольствие. Даешь больше прогеймерских стендов, больше матчей и меньше бестолковых очередей к трем компам.
Возвращаясь к вопросу о 1100 рублях, лотерее и развлечении. Нет, «Игромир 2018» не поразил старого ворчуна настолько, чтобы он, роняя радужные слезы счастья, бегал по округе и вещал, как там было здорово. И обратное нет, потраченных на билет денег мне не жалко. На фестивале было на что посмотреть, с кем сфотографироваться и во что поиграть.
…и Игромир глазами обычного зануды DoctorAgon
Ну, тут и добавить толком нечего. Скажу лишь, что у меня по причине полного отсутствия интереса к киберспортивным состязаниям от «Игромира» остались куда менее радужные впечатления. Было забавно посмотреть, как разукрашенные фанаты возбужденно ревели в поддержку Команды 1, пока та стрелялась с Командой 2 на виртуальных просторах PUBG, но в целом праздник геймерской жизни оказался на удивление безжизненным изнутри.
Стенды были роскошные, это да. Тут организаторы постарались и оформить красиво, и каждый миллиметр пространства заполнить чем-нибудь толпопривлекающим. Правда, некоторые закоулки откровенно тонули в беспросветном потоке зевак, что, надо думать, не есть хорошо. Издатели при деньгах-то чувствовали себя комфортно, но если грандиозный юбисофтовский гибрид Парфенона с Белым домом видно было из любой точки планеты, то об участии родной «Буки» мне стало известно только под конец выставки, когда народ немного рассосался.
Стоит ли говорить про киоски с инди, которые без карты вообще было не найти. Зеваки хоть и проходили в основном строго мимо, но обзор затрудняли изрядно.
На тех же стендах, говорят, разрешали собственноручно пощупать самые громкие новинки сезона. Как оно было на самом деле, не знаю, но со стороны показалось, что щупали там только спины друг другу. Очереди «Игромира» действительно тянулись за угол, извивались змейками и уходили куда-то далеко за горизонт.
Причем отбоя от желающих не было нигде. Ладно, отстоять полчаса ради новой Assassin’s Creed — это нормально. Окей, попробовать пару-тройку игр на Switch тоже можно, ибо консоль хоть и популярная, но все же достаточно нишевая. Другой вопрос — откуда взялось по полсотни отчаянных душ на каждый компьютер с «Овервотчем»? Скорее всего, оттуда же, откуда и дети, готовые страдать, сидя на картонной коробке, чтобы окунуться в изначально бесплатный Fortnite.
Словом, поиграть удалось разве что самым стойким и красивым. Не мне, то есть. Хотя нет, вру: на закате третьего дня я все-таки затесался в ряды мучеников и прошел лайт-версию естественного отбора к станции с пре-альфа-супер-мега-бета-версией Biomutant от THQ. Мы разок про нее писали, если что.
Ответственно заявляю: игра классная. По крайней мере, главное меню и редактор персонажа — дальше я не видел, потому что сотрудники стенда попросили всех на выход и начали сворачиваться минут эдак за 40 до официального завершения фестиваля. Эх…
Зато, пока товарищ предыдущий оратор завороженно наблюдал за карточными фокусами в исполнении передовых «хартстоунеров», я зарулил в соседние павильоны, где проходило не то дочернее, не то еще какого родства мероприятие Comic Con Russia. По-русски — супермаркет для гиков.
Почти всю ту площадь, которую не оккупировали Sony с Nintendo, там занимали магазины. Вообще любые магазины, какие только хочешь. Продавали и авторские комиксы, и книги, и стикеры начинающих художников, и самодельную атрибутику (читай — кружки с плохо напечатанными анимешными девочками по 500 рублей за штуку), и календари, кепки, шапки, ремешки — в общем, свистелки для прошаренных на любой фасон.
Оно, конечно, здорово, но не очень. Даже если оставить за скобками ценники, сильно смутило качество всего этого добра. В частности, несколько лавочек воодушевленно торговали фигурками с «Алиэкспресса», убеждая каждого первого, что косоглазая Дива — это эксклюзивный покрас и вообще последний писк моды. Охотно, как говорится, верим.
Чем больше я гулял по местному рынку, разглядывая ассортимент начинающих бизнесменов, тем больше душа тянулась к официальным магазинам. Благо их хватало: там и «Мир Nintendo» засветился, и «1С Интерес» — даже Ubisoft внезапно завезли кучу своего фанстаффа по новым и не очень играм. Без акций и скидок у них тоже не обошлось, причем некоторые были такими вкусными, что я только под вечер очнулся со статуэткой кролика-Пич в обнимку и полным Марио-пакетом чехлов с Йоши. Шоппинг удался, кхм…
А еще на территории Comic Con было заметно больше косплееров, чем в павильоне напротив. Ну, или их просто было проще разглядеть в толпе, потому что 80% своего времени последняя проводила у сцены с выступающими на ней звездами, а оставшиеся 20 — выстраивалась в километровые очереди за автографами все тех же звезд.
И как-то, знаете ли, по косплею в этот раз слабовато. Во всяком случае, я себя завсегдатаем подобных тусовок не считаю, но даже мне подавляющее большинство костюмов уже было знакомо хотя бы по тому же питерскому «Старкону».
Нет, новые образы тоже были, очень даже были. Не считая тринадцати миллионов вариаций Коннора из Detroit, закосить под которого сочла необходимым всякая уважающая себя школьница, встречались и по-настоящему достойные наряды. На стенд THQ, например, заманивала просто шикарная Ярость, героиня Darksiders 3, а где-то в районе консолей с Mario Party гуляла очаровательная принцесса Пич. Косплея на Splatoon я раньше тоже не встречал, но признаюсь честно — гуманизированные инклинги меня пугают.
Тем не менее костяк ряженых поменялся мало. Казалось бы, такое событие, такие масштабы — а кругом примелькавшиеся уже Мерси да Святая Селестина из «Вархаммера», не видел которую только ленивый.
Или тот, кто еще ни разу не был на гик-фестивалях. Фактор новизны, полагаю, в этом деле решающий. Если вы только-только постигаете чудо массовых движух про игры, комиксы и все такое — забудьте все, что я сказал. На «Игромир» нужно не идти, а бежать. Тогда и очереди будут по колено, и от количества магазинов глаза разбегутся, и память на телефоне закончится от количества фотографий с косплеерами.
Занудам же вроде меня стоит хорошенько подумать. Ролик выше позаимствовал фразу у меня, а я позаимствую ее обратно: «Игромир» и прилегающий к нему Comic Con Russia — как фастфуд для гика. Это яркое, шумное и местами даже веселое представление, но долгосрочного «вау» от него не остается.
Лично я, уходя по липкому от пролитых напитков полу «Крокус Экспо», в очередной раз для себя уяснил, что три дня — перебор. На то, чтобы и новых людей повидать, и старых встретить, и насмотреться на красоты «Игромира» в целом, одного плотного вечера хватает с головой.
Остается вопрос, чем в таком случае занять оставшиеся выходные, но тут уже дело ваше. Москва — город безграничных возможностей, и досуга это тоже касается.