Ретроспектива Golden Axe
Впервые вышла под издательством Arcade на Mega Drive в 1989. Сейчас доступна на PC, Virtual Console (900 Nintendo Points), Xbox Live (400 MS Points) и мобильных платформах.
Поздние 80-е были золотым временем для сайд-скроллерных битэмапов. Когда Technos Japan с помощью Double Dragon показала, как их нужно делать, десятки других студий захотели приобщиться к жанру, и вскоре аркадные залы были переполнены подобными играми. Одной из лучших представителей таковых была Golden Axe от Sega. Добавив к проверенной формуле мечи и магию, игра мгновенно стала хитом, так что портирование на родные платформы было само собой разумеющимся. Вскоре игра распространилась на все возможные форматы, но самой выдающейся несомненно была версия для PC.
Мое знакомство с Золотым Топором началось значительно позднее, когда мне было лет десять в доме появился первый персональный компьютер. Это был 286 dx2 66мгц с целыми 8 мегабайтами оперативной памяти. Это была действительно золотая игра, ведь в ней был многопользовательский режим, можно было играть вместе за одной клавиатурой. Желающих сесть за компьютер тогда было хоть отбавляй: брат, сестра, товарищи во дворе. И именно по тому сколько времени я провел в компании с близкими людьми считаю эту игру замечательной.
Golden Axe во многом похожа на остальные драки того времени, только нужно было не пинать и колотить врагов, а рубить и резать. Также были представлены совершенно новые механики, впоследствии использовавшиеся во многих других играх. Помимо стандартных атак игроку была доступна магия и мифические ездовые животные. Фэнтезийный сеттинг помогал захватывать наше воображение и выгодно выделялся среди жанровых конкурентов, где действие преимущественно происходило в городских трущобах.
Игра разработана создателем Altered Beast Макото Утидой (Makoto Uchida), среди источников вдохновения упоминавшего фильм Конан-Варвар. Действие происходит в мире Юрия (Yuria), в центре событий троица воинов, решивших спасти королевство от злого существа Death Adder, захватившего магическое оружие, Золотую Секиру (Golden Axe), и похитившего королевскую семью. Игроки могут выбирать между гномом Gilius Thunderhead, варваром Ax Battler и амазонкой Tyris Flare. Ловкость, дистанция атаки и количество доступной магии у всех персонажей отличаются. У гнома хуже всех с магией, но, по иронии, самый дальний удар, так что он наш явный фаворит.
Вражеская армия ничем особым не выделялась, но разбираться со скелетами, рыцарями и гигантами всегда было весело. Ездовые звери были в новинку, но от них не всегда было много пользы. Василиск (также задействованный в Altered Beast) атаковал массивным хвостом, а драконы всевозможными огненными атаками. Несмотря на очевидные плюсы, поездка в седле делала вас лёгкой мишенью, так что удержаться в нём было не проще, чем на необъезженном мустанге. Каждый уровень вы пробивались сквозь толпы врагов, чтобы встретиться с боссом. Играть вдвоём было намного увлекательнее (во многом потому, что можно было избивать друг друга), поэтому Golden Axe быстро обзавелась репутацией лучшей кооперативной игры своего поколения.
Хотя ошибки игры и ограниченный ИИ обычно считаются злом, в Golden Axe одной из самых приятных вещей (кроме распинывания тех гномов на бонусном уровне) было использование их. При должном умении можно было уводить врагов за край экрана, как леммингов. Это не только было уморительно смешно, но и помогало сохранять жизни перед финальным боем. Более того, последнего босса можно было заманить в угол экрана, где он оказывался в ловушке.
Версия для Genesis, именно её аналог перекочевал на ПК, представила несколько нововведений. После победы над Death Adder, игроки встречались с его «наставником» Death Bringer (который отличался разве что цветом). Он казался высосанным из пальца, но многие фанаты были рады. Кроме того, был введён «режим дуэли», где нужно было сражаться со всё более сильными противниками. Была добавлена даже возможность PvP в таком режиме.
Среди других портов можно отметить сокращённую версию для Master System, где история рассказывается от лица Ax Battler и дисковую версию для PC Engine от Telenet, с улучшенной графикой, звуками и заставками, вышедшую в 1990. Версия для PC Engine уже, можно сказать, раритет, но время от времени диски можно найти на eBay. В 2003 Golden Axe была переделана для PlayStation 2 как часть линейки Sega Ages. Как ни прискорбно, это переиздание только запятнало нашу светлую память об оригинале.
Как же дела у Golden Axe идут сегодня? Не так хорошо, как у других Genesis-игр, но кооператив по-прежнему неплох, и ностальгия делает своё дело. К сожалению, геймплей кажется медленным, а движения персонажей вымученными. И менее получаса, потраченных на прохождение, заставляют задуматься, почему же мы проводили за ней столько времени в молодости? Как бы то ни было, мы никогда не забудем, как игнорировали солнечные деньки и пропускали школу, чтобы посетить Юрию.
Есть ли у вас тёплые воспоминания о Golden Axe? Пишите в комментариях.