Знакомство с jRPG: Final Fantasy X
- Разработчик: Square
- Издатель: SquareSoft (2001, PlayStation 2)
Со времён зарождения интерактивной литературы разработчики задавались вопросом: как рассказать историю с помощью видеоигры? Появление оптических дисков зародило в их умах неверную идею – штамповать игры с кучей реального видео, что при всей кинематографичности не оставляло пространства для действий игрока.
Долгое время западные разработчики считают наилучшей почвой для сюжета графические квесты, а японские – ролевые игры, где головоломки заменяются боями и прокачкой. Первопроходчиком этого движения стала серия Final Fantasy, все части которой были впечатляющими, отчасти за счёт внушительных бюджетов и человеческих ресурсов.
Вершиной повествовательного искусства в JRPG считается Final Fantasy X. В 2006 читатели Famitsu, главного игрового журнала Японии, назвали её лучшей игрой всех времён. В центре событий находится юный спортсмен Тидус, перенесённый в иной мир. Эта земля под названием Спира – восхитительный тропический рай, но ему постоянно угрожает гигантский монстр по имени Грех.
В конечном счёте Тидус отправляется в странствие с целью уничтожить монстра, присоединившись к юной призывательнице Юне. Final Fantasy VIII уже рассказывала историю любви двумя годами ранее, но у неё не всё получилось идеально – в том числе мрачный главный герой – так что ещё было, над чем работать. Тидус куда более открытый и дружелюбный, хоть и слегка плаксивый. Он отправляется в странствие по большей части из-за того, что в него влюбилась Юна.
На этот раз история действительно получилась восхитительной, а романтическая кульминация – помещённая на обложку руководства – трогает за душу намного ощутимее аналогичной сцены из восьмой части.
Спира – один из красивейших миров, когда-либо изображённых в видеоиграх. Пускай посредственный битемап The Bouncer от Square создавался с намерением продемонстрировать все графические возможности PS2, Final Fantasy X была первой настоящей RPG от тех же разработчиков, так что денег они не жалели.
Мир в общих чертах вдохновлён Окинавой, так что игра выглядит более японской, чем её культурно нейтральные предшественницы. Одна из причин, по которым Final Fantasy выделяется среди других JRPG – игнорирование привычной для жанра классификации: сеттинг ни одного из миров нельзя с точностью отнести к «средневековью» или «научной фантастике». Пусть некоторые и попадают в смутную область между этими двумя понятиями, но Спира далека от обоих, и поэтому пока что является самой уникальной.
Это необычный мир со своей культурой, религией и даже метафизикой, да и игра в целом про то, как всё это сталкивается с чувствами не только Тидуса, но и самого игрока. Не считая прочих заслуг Final Fantasy X как минимум создаёт контекст для чересчур своеобразного дизайна персонажей Тецуи Номуры, хотя некоторые, вроде готической девушки Лулу, до сих пор выглядят скорее объектами для фетиша, чем правдоподобными обитателями мира.
Игра затягивает в первую очередь своим сюжетом, который увлекательнее, чем во всех предыдущих играх – а то и в последующих. Прежде основные сюжетные моменты преподносились с помощью спрайтов-коротышек или кривоватых полигональных моделек, и проявление эмоций что у одних, что у других было сильно ограниченным.
Здесь почти вся история представлена полностью анимированными и озвученными роликами. Даже квадратики диалогов в неозвученных местах уступили место субтитрам. Тогда как предыдущие игры серии содержали в себе сюжетные элементы, десятая часть – это история с элементами игры.
Однако иногда на повествование налегают уж очень сильно. Трудно сказать, есть ли в Final Fantasy X хоть одно настоящее подземелье – в большинстве случаев от нас требуется следовать по прямому пути, редкие ответвления от которого ведут к сокровищам. Через несколько часов игры обучение заканчивается, и нам больше не дают подсказок. С одной стороны это гарантирует цельность истории, с другой резко ограничивает свободу игрока, а этот элемент уже и без того стал редкостью в JRPG.
Ещё здесь уйма заставок, и ни одну из них нельзя пропустить. Это подчёркивает другую проблему: если игроку не по нраву история, больше наслаждаться особо и нечем. Боёвка, избавившаяся от Active Time Battle, быстрая и занятная, но система развития персонажа – Sphere Grid – довольно скудна. Даже если вас не задевали выходки Скволла и Риноа в FFVIII, можно было хотя бы побаловаться с системой Junction.
Самые интересные части Sphere Grid в Final Fantasy X открываются только ближе к концу игры – слишком поздно для тех, кого не зацепило напряжение между Тидусом и Юной. Отнюдь не помогает с этим и последующая нелепость событий, как и во многих других частях. Монстр, терроризирующий Спиру, оказывается пьяным отцом Тидуса – абсурдность этой метафоры для сложных отношений отцов и детей достойна позорного изгнания из школьного кружка начинающих писателей.
Впрочем, опять же, как и в большинстве JRPG, когда вы принимаете всё как норму – шутливый драматизм и прочее – игра предстаёт оригинальной, захватывающей и даже эмоциональной историей. Конечно, в плане игрового повествования Final Fantasy X не достигает таких вершин, как, скажем, Metal Gear Solid 2 или BioShock, использующие медиасреду собственным уникальным образом.
Но в качестве кинематографичного произведения с интересными персонажами и прекрасно реализованным альтернативным миром она проходит по приемлемой грани между геймплеем и сюжетом, пусть иногда и слишком сильно отклоняется в сторону второго.
Этим, конечно же, наследие жанра не исчерпывается. Наша подборка наиболее интересных JRPG находится по ссылке.