Знакомство с jRPG: Final Fantasy V
- Разработчик: Square
- Издатель: SquareSoft (1999, PlayStation)
Final Fantasy V, по крайней мере среди западной аудитории, всегда считалась приёмным ребёнком в семье 16-битных Final Fantasy. Вместо неё предпочли локализовать игры масштабом поменьше, вроде ориентированной на Америку Final Fantasy: Mystic Quest, и на английском она официально появилась только в 1999 в рамках антологии PlayStation.
Даже те, кто перестрадал все проблемы портированной версии, отмечали, что сюжет и персонажи не дотягивали до куда менее современных шестой и четвёртой частей. Да и саундтрек от первоклассного мастера Нобуо Уэмацу слегка разочаровывал. Однако, давние фанаты называют Final Fantasy V одной из лучших игр серии.
Единственная причина этого кроется в наиболее удивительной системе кастомизации персонажей среди RPG – системе профессий. В оригинальной Final Fantasy было представлено шесть классов, и ваш выбор оставался неизменным с самого начала путешествия. Final Fantasy III (которая с Famicom, а не переименованная версия с SNES) прилично увеличила их число и разрешила игрокам менять классы между боями.
Final Fantasy V сделала ещё один шаг вперёд, позволяя перманентно изучать навыки, заранее предполагая определённый класс – таким образом можно наделять всех бойцов практически любыми способностями. В принципе, в Dragon Quest III было нечто похожее, только в играх Enix навыки были лишь вариациями стандартных атак, статусов и баффов/дебаффов.
Final Fantasy V совершенно не сдерживается, представляя профессии вроде геомансера, для которого спецатаку определяет тип местности (при этом для неё не нужны MP), самурая, способного увеличивать урон за лишнее золото, мима, что может имитировать атаку предшествующего персонажа, и некромансера (в версии для GBA, вышедшей в 2006), превращающего одного из дружественных бойцов в зомби, при этом наделяя рядом заклинаний тёмной магии.
Возможности гибридных классов поразительны. Представьте сплав мистического рыцаря, который зачаровывает оружие мощью стихий, и монаха, способного проводить отложенные, но более мощные атаки – ледяного противника можно уничтожить за раз сумасшедшим количеством урона.
И подобным образом вы можете настраивать всю свою команду. Final Fantasy V будет отличной головоломкой, если вам нравится искать лазейки в игровом балансе. Разумеется, из-за этого Final Fantasy V отличается повышенной сложностью на фоне IV и VI. Обычное повышение уровня здесь мало что даёт, так что, если босс вам не по зубам, обычный гринд ничем не поможет. Зато это будет стимулом пробовать другие профессии и изучать различные навыки, сколько душе угодно.
В системе профессий есть несколько не очень приятных ограничений. Ради сохранения какого-то подобия баланса вам дозволено пользоваться только одним навыком в дополнение к выбранной профессии. В результате многие навыки со временем становятся бесполезными на фоне более важных умений.
Более того, вы не можете выбирать порядок изучения навыков и поэтому вынуждены мириться с ненужными умениями, в ожидании желаемых. И то и другое исправлено в совершенно восхитительной Final Fantasy Tactics, сочетающей систему профессий Final Fantasy V со стратегическими боями Tactics Ogre.
Этим, конечно же, наследие жанра не исчерпывается. Наша подборка наиболее интересных JRPG находится по ссылке.