Эволюция игровых контроллеров вплоть до PS4 и Xbox One
Публике наконец-то показали контроллеры PS4 и Xbox One. Они оба красивые и продуманные, но их дизайн возник не на пустом месте. Игровые контроллеры успешно развиваются уже более 30 лет, и новые геймпады стоят на плечах древних гигантов. От простого джойстика Atari 2600 до “трезубца” N64 и до потрясающего Wii Remote – постоянно добавлялись небольшие изменения, благодаря которым современные контроллеры такие точные, эргономичные и универсальные.
Сегодня мы отпразднуем эту эволюцию, вспомнив о самых значительных игровых контроллерах последних 36 лет. Их слишком много, чтобы упоминать всех, и мы расскажем только про 13 главных инноваций в приставочной истории…
Atari 2600 (1977)
Когда остальные консоли были зациклены на плоских контроллерах, джойстик Atari 2600 стал огромным шагом вперёд в стандартизации игрового управления. Простота и гибкость джойстика помогали интуитивно создавать игровые функции, открыв дорогу к большому разнообразию новых игр.
NES (1983)
NES популяризировал идею крестовины как выбора направления. Практически каждый контроллер в то время перенял форму D-pad’а, и не без основания. Крестовина предлагала невероятную точность управления, что было очень важно для таких комплексных игр, как Street Fighter IV. К счастью, Microsoft в этом поколении берёт пример с контроллера NES, сохраняя простой D-pad на Xbox One.
Genesis (1988)
Контроллер от Sega уже стал принимать во внимание то, что его будут использовать люди. Его изогнутая форма была очень приятной с эстетической точки зрения, но при этом её главной заслугой является начало стремления к эргономичности дизайна. Изогнутая форма и смещённые кнопки делали этот геймпад лучшим в своём классе, и эти инновации прослеживаются даже в ручках и кнопках современных моделей.
SNES (1990)
23 года назад в SNES появились шифты, и с тех пор они присутствуют на каждом популярном контроллере. Привлечение к процессу не только больших, но и указательных пальцев помогло сделать геймплей более разносторонним, сохраняя управление достаточно простым.
N64 (1996)
Контроллер N64 был довольно странной штукой со своей трёхрукояточной конфигурацией. В плане дизайна он может и не впечатляет, но он привнёс в индустрию инновационные функции, которые работают и по сей день. Использование стика для управления в полигональных 3D-играх тогда было революцией. Вдобавок, съёмное устройство Rumble Pak подарило нам обратную связь почти на всех значимых платформах.
PlayStation Dual Analog (1997)
Сейчас даже трудно поверить, что двухстиковые контроллеры не всегда являлись стандартом для трёхмерных игр, но на первом контроллере для PlayStation образца 1994 года стиков не было вообще. Они появились, когда Sony представила Dual Analog в 1997. Вскоре после этого вышел DualShock, и с тех пор компания постепенно развивает ту же самую идею. Спустя три поколения консолей двойные стики используются для базовых функций в большинстве игр.
Dreamcast и VMU (1998)
Dreamcast многого добилась за свою короткую трёхлетнюю жизнь, но главным её достижением стали карты памяти Visual Memory. Они не просто хранили в себе сейвы, их можно было использовать как портативные игровые устройства. Сегодня Second Screen – это последний писк, благодаря широкому распространению смартфонов и планшетов, а Nintendo Wii U и Microsoft SmartGlass явно вдохновляются давними идеями Sega.
Gamecube Wavebird (2002)
В 2001 году Gamecube не поставлялся с беспроводным контроллером, но Nintendo поспособствовала распространению таковых, запустив продажи WaveBird в 2002. С беспроводным адаптером в комплекте WaveBird позволял не растягивать провода по всей гостиной. Сейчас беспроводное управление стало привычной нормой, и отчасти в этом есть заслуга WaveBird.
Xbox 360 (2005)
За одно поколение Microsoft прошла от контроллера, всеми поливаемого грязью, до одного из самых почитаемых. Контроллер Xbox 360 претерпел немало изменений, но главными из них стали кнопка Guide и отсутствие проводов. Кнопка с логотипом Xbox открывала доступ к системному меню, вне зависимости от того, какая игра или приложение запущены в этот момент. Sony и Nintendo переняли эту моду, добавив эквивалентные кнопки на свои контроллеры. Пусть WaveBird и был первым беспроводным контроллером, тот факт, что большинство Xbox 360 продавались уже в комплекте с таким, обеспечивает ему отдельное место в истории.
Wii Remote (2006)
Сейчас есть куча игровых устройств с детекторами движений, и начало этому положила Nintendo Wii. Контроллер с акселерометром и инфракрасным сенсором привлёк необычайное внимание, которого игровые консоли не удостаивались на протяжении долгих лет. Wii недоставало детализированной графики и онлайн-возможностей, но затейливого контроллера было достаточно, чтобы продать 100 миллионов консолей. И что более важно, это подтолкнуло Sony и Microsoft выпустить свои версии устройств с детектором движений.
Wii U (2012)
После необычного Wii Remote, контроллер Wii U уже не кажется очень уж особенным, хотя ему тоже есть чем похвастаться. За исключением обратной связи, в нём присутствуют практически все вышеупомянутые инновации. Вдобавок к ним есть сенсорный экран, камера, микрофон и даже встроенный считыватель NFC. Продаётся Wii U с трудом, но дело тут не в контроллере – он работает, как и обещалось.
PlayStation 4 DualShock 4 (2013)
Sony известна тем, что не любит рисковать со своими контроллерами DualShock. За вычетом нескольких доработок, каждая новая модель остаётся принципиально неизменной с 1997 года. Однако теперь компания, наконец, отважилась на радикальные перемены. Нет больше кнопок “Start” и “Select”: их заменили “Share” и “Options”. Тачпад расположен в центре лицевой панели, а LED-полоска – в верхней части, для лучшего контакта с камерой PS4. В сочетании с изогнутыми шифтами и стиками с бортиками DualShock 4 превращается в один из лучших контроллеров всех времён.
Xbox One (2013)
По большей части, котроллер Xbox One – это не более, чем полировка дизайна Xbox 360. D-pad теперь в форме ровного креста, стики поудобней, кнопка Guide сдвинута вверх, а “Start” и “Back” заменили безымянными кнопками аналогичного размера. Как и в случае с DualShock 4, светодиод перемещён на верхнюю часть контроллера для взаимодействия с Kinect.
Значительных изменений, как в случае с Wii U или DualShock 4, тут нет, но и тех, что есть, достаточно для оправдания отсутствия обратной совместимости с геймпадом 360. На недавней презентации Microsoft нахваливала точность и эргономичность нового контроллера, и теперь геймеры всего мира с нетерпением ждут возможности проверить это лично.