Dead Or Alive – это не только физика движения груди
Моя любимая серия файтингов понравилась мне абсолютно заслуженно – эти игры были быстрыми, неистовыми, эффектными, инновационными. И теперь, спустя 20 лет, я вынужден посмотреть правде в глаза – Dead or Alive увлекается эксгибиционизмом, и мне от этого не по себе.
https://www.youtube.com/watch?v=0Eqoii4p7-U
В конце 90-х я был демоном файтингов, жадно бросаясь на любую игру, где два персонажа безжалостно избивали друг друга. А в то время лучшей платформой для файтингов была Sega Saturn. На этой приставке 2D-файтинги окрепли и возмужали, а 3D-файтинги (консольные) появились на свет. Вооружившись 4-мегабайтным картриджем, позволяющим играть в японские игры, я заказал из Японии Dead or Alive и влюбился в неё с первого взгляда.
Пускай трёхмерные фоны аркадной версии и сменились пререндеренными спрайтами, а модельки персонажей потеряли в детализации, Dead or Alive на Saturn оставалась роскошной игрой для своего времени.
Но меня впечатлила не графика. Это был экшен. Плавность и точность – суть игры была в быстрых и мощных ударах. И в контратаках. Кнопка парирования позволяла опередить атаку противника и превратить её в возможность для ответного удара. Это была революционная особенность, трансформирующая обычные бои с движением вперёд-назад в искусный боевой танец.
Меня соблазнил этот плавный ход сражений, но многие притянулись к игре благодаря её иным, более очевидным аспектам.
История гласит, что дизайнер Томонобу Итагаки (Tomonobu Itagaki) решил добавить в свой файтинг какую-нибудь особенность, привлекающую внимание к игре во время разработки. За вдохновением он обратился к другому японскому файтингу, Fatal Fury. Знаменитая анимация груди женщины-ниндзя Маи Ширануи, перенесённая в 3D, породила упругую отличительную черту Dead or Alive.
Это смогло привлечь внимание.
В раннем промо-трейлере версии для Sega Saturn была продемонстрирована суть «физики», добавленной Итагаки в Dead or Alive. Про инновационную систему контратак даже не заикнулись. Немного промелькнула концепция «зон опасности», позаимствованная у Mortal Kombat, позже превратившаяся в многоуровневые арены в DOA – одна из моих любимых особенностей франшизы.
И хотя в самом видео никто не выкрикивал: «Только посмотрите на эти упругие груди!», всякий раз, когда по завершении анимаций боя показывали эти смехотворные покачивания, фраза сама собой звучала в голове.
Я никогда не позволял такой физике Dead or Alive отпугнуть меня от игры с превосходной по моему мнению файтинговой составляющей. Я играл в оригинал на Saturn. Когда, спустя год, игра вышла на PlayStation, вернув полигональные уровни из аркадной версии, я играл и в неё. Я играл в Dead or Alive 2 на Dreamcast, восхищаясь, как далеко шагнула графика за столь короткий срок. Я играл в одиночку, открывая всех доступных персонажей и их костюмы – обожаю открывать костюмы, а в Dead or Alive в этом плане всегда есть, где развернуться.
Это неприятное чувство
Всё поменялось с выходом Dead or Alive 3 на Xbox, когда я начал стесняться своего выбора файтингов. Американскому релизу 2001 года, демонстрирующему всю мощь новой платформы Microsoft, не доставало многих приятных особенностей предшественников – в частности, очень не хватало открываемых костюмов. Но больше всего меня расстроила знаменитая реклама:
И вот так, внезапно, все фанаты Dead or Alive стали выглядеть пускающими слюни извращенцами. Спасибо, двигатель торговли.
В день, когда я купил свой первый Xbox, по дороге домой я зашёл в местную закусочную, отпраздновать приобретение бургером. Там же, между делом, я вскрыл две коробки с играми: Halo (как без него) и Dead or Alive 3, глянуть на руководства. Официантка, заметившая коробку с DOA, показала мне большой палец и сказала: «She kicks high». Это был единственный раз, когда мне было стыдно из-за покупки игры, а у меня, знаете ли, есть коллекционка Record of Agarest War с сексуальной наволочкой и ковриком с двумя выпуклостями.
С тех самых пор Dead or Alive стала игрой про сексуальных дамочек и их трясущиеся груди для всех, кто не знаком с богатой файтинговой родословной серии.
Вышедшая в 2003 Dead or Alive Xtreme Beach Volleyball никак не поспособствовала улучшению репутации серии. Став первой игрой в истории франшизы, получившей рейтинг M (для взрослых) от ESRB, Xtreme Beach Volleyball неприкрыто заявляла: «Хотите сисек и задниц? Получите, распишитесь». Для любого непосвящённого это было дополнительным подтверждением испорченности фанбазы Dead or Alive.
Верните фанатам большие груди
Уход создателя серии Томонобу Итагаки из Tecmo в 2008 стал лучиком надежды, что поклонники Dead or Alive устали от гиперсексуализированности игр. Он был отцом упругости DOA, зачастую относясь к героиням, как к своим дочерям.
Лишённая замыслов Итагаки Team Ninja начала работу над Dead or Alive 5, своего рода перерождением продолжительной серии. Игра собиралась развивать самые приятные аспекты предыдущих игр, в частности, динамические уровни, а значительную часть сексуального подтекста обещали убрать. Никогда прежде я так не радовался отсутствию чего-то сексуального.
Коллекционка Ninja Gaiden 3 в 2009 шла в комплекте с ранней демо-версией Dead or Alive 5, и моей радости не было предела.
https://www.youtube.com/watch?v=AkmOAO8VLdI
Физика осталась на месте, но элементы, с которыми она работает, заметно убавили в размерах. Ниндзя Аянэ стала больше похожа на девушку, с малых лет изучающую боевые искусства, и меньше напоминать ту, что изучает их только в перерывах между пластическими операциями.
Мне понравилось. Но не все были со мной согласны.
В 2012 руководитель разработки Dead or Alive 5 Йохей Симбори (Yohei Shimbori) описывал реакцию фанатов на уменьшение груди Аянэ:
«Мы получили много отзывов от игроков, говорящих: «Мы хотим, чтобы они были больше. Пусть персонажи будут именно такими». Это было слегка неожиданно».
Что могло стать переломным моментом в серии, обернулось осторожным шагом в правильном направлении. Некоторым персонажам грудь в итоге увеличили, но сочетание более реалистичных пропорций тел и не таких размашистых колебаний бюстов предлагало небольшую иллюзию приличности – иллюзию, что моментально разбивается на куски, когда открываешь страницу с DLC для Dead or Alive 5: Last Round.
Тут удовлетворяются любые ваши причуды, от кроличьих ушек до наручников. Только что Симбори говорил о давлении со стороны западных партнёров, заставляющих десексуализировать серию, а через мгновение мы наблюдаем целый шведский стол всевозможных фетишей, доступных в Xbox Live и PlayStation Network.
Это как будто Team Ninja пропустила съезд с автострады секса, и потом сказала «да пошло оно всё» и утопила педаль газа в пол.
Такое есть только в Dead Or Alive
Если спросить случайного человека на игровой выставке, в каком из файтингов есть полуобнажённые женские персонажи, самым популярным ответом будет Dead Or Alive. Однако, самым правильным был бы «почти во всех». С тех пор, как мир увидел обтягивающий наряд Кэмми из Super Street Fighter 2 в 1993 (прости, Чун Ли), привлекательные девушки, не отличающиеся обилием одежды, стали одним из основных элементов файтингов.
Dead or Alive познакомила фанатов файтингов (некоторых довольно близко) с трясущимися трёхмерными бюстами, но примеру последовали и другие популярные 3D-файтинги. Физика при должном применении повышает реалистичность игры. Неудачное применение как минимум даёт повод посмеяться – как в случае с этим классическим сравнением физики груди в Soulcalibur IV от Games Radar.
Хотите сексуальных костюмов? Нет ничего сексуальнее, чем кальмаровый наряд Анны из Tekken Tag Tournament 2.
Персонажи файтингов вообще обычно привлекательны. Это жанр, играющий на превосходстве физической силы, поэтому и изображение тел персонажей здесь играет немалую роль. Диалоги преимущественно состоят из криков и рычаний, а сюжет служит минимальным оправданием для начала боя, так что персонажа определяют только его внешность и боевой стиль.
Пялиться – это нормально
Если в каждом файтинге есть упругость и сексуальность, почему же Dead or Alive так выделяется? Ну, например, никто так не преподносит сексуальность, как Team Ninja.
Есть что-то гипнотическое в красоте картинки, которой достигла Dead or Alive. Каждая новая часть красивее предыдущей, и отличительный стиль полируется до невообразимых пределов.
Но именно первые эксперименты с колыхающимися грудями и закрепили Dead or Alive на позиции «игры с сиськами» в файтинговой иерархии. Как и рассчитывал Итагаки, смелый приёмчик сумел привлечь внимание к растущему рынку 3D-файтингов. Но приманка оказалась слишком яркой. Вместо того, чтобы смотреть вглубь и оценивать истинные достоинства игры, игровое сообщество, пресса и маркетинговый отдел Tecmo Koei намертво пристали к этим бюстам, не отцепляясь и по сей день.
Прессе тяжело оценивать файтинги, особенно при попытках уйти от внешней составляющей и изучить аспекты баланса и таймингов и соревновательную сцену. В случае с Dead or Alive всё сразу намного проще: «Что там с сиськами в DOA на этот раз?» Нет, ну серьёзно, даже я сейчас именно этим и занимаюсь.
По всей видимости, Tecmo Koei собирается доить эти груди до последней капли. Версии последней Dead or Alive 5: Final Round для PlayStation 4 и Xbox One хвастаются технологией «Soft Engine», ещё сильнее повышающей реалистичность кожи. Вот, как это демонстрируется:
https://www.youtube.com/watch?v=CpKWqXJQ4O0
Теперь у меня есть файтинг с не то что двумя, с целыми четырьмя вариантами движения грудей: Off, Natural, DOA и Last Round. Умопомрачительное внимание к косметическим аспектам физики, которые никоим образом не влияют на ключевой геймплей.
Меня больше всего достаёт, что всё это – попытки удержать фокус на интимных моментах Dead or Alive. Физика груди в файтингах уже стала обычным делом. Взгляните только на видео Last Round с PlayStation 4, где эта опция отключена. Как будто дерутся две пластиковых куклы.
https://www.youtube.com/watch?v=QPY8FjqrD1k
И эти попытки Team Ninja и Tecmo Koei и дальше привлекать аудиторию сексуальным подтекстом начинают выглядеть жалкими. Вместо того, чтобы позволить серии вырасти в серьёзную файтинговую франшизу, какой я её знаю, они добавляют тонны макияжа и перебарщивают с пластической хирургией, всё пытаясь играть на первоначальной взбудораженности былых дней.
Пошатнувшаяся оборона
Обсуждая с командой, что написать про Dead or Alive 5: Final Round, я пытался возразить, что физика груди далеко не самый интересный аспект серии. Я полюбил Dead or Alive за быстрый экшен, за простоту понимания новичками и за великолепное сияние в руках истинных мастеров. За динамичные противостояния и зрелищные схватки на многоуровневых аренах.
Команда отреагировала скептически. Если сексуальность в Dead or Alive никого не интересует, зачем заморачиваться с Soft Engine? Почему тогда почти все маркетинговые материалы сводятся к 20-секундным покачиваниям груди?
И всё в таком духе. У меня опустились руки. Нет смысла что-то говорить о прекрасном внутреннем мире игры, когда она стоит позади с расстёгнутой рубашкой и кричит: «Смотрите на мои сиськи!»
Необязательно всё делать именно так
Dead or Alive может предложить много чего помимо глубоких декольте и оголённой кожи. Я знаю это. Хардкорные фанаты, не строчившие письма с требованиями сделать груди размером с Фольксваген, знают это. Те, кто не знают, видят игру лишь в свете бесконечного эротического парада на грани порнографии, который подают под видом маркетинга. Чтобы что-то поменялось, необходимо желание Tecmo Koei и Team Ninja что-либо поменять, не взирая на нытьё и жалобы. И вот, что я бы им посоветовал.
Перестать говорить об этом
Я ничего не имею против болтающейся груди. Не первый год наблюдая за своей женой, я убедился, что это нормальное явление. В зависимости от размера, это может быть ужасающим, мучительным зрелищем, но на мой взгляд уж лучше так, чем полное отсутствие движения, как у статуй.
Анимация груди в той или иной степени есть почти в каждом популярном трёхмерном файтинге. В этом уже действительно нет ничего шокирующего. Раздувать из этого шумиху сегодня то же самое, что удивляться тому, как бойцы избивают друг друга ногами. Разумеется, они это делают.
Я говорю о том, что Dead or Alive не нужно избавляться от излишней упругости. Но и не нужно изо всех сил привлекать к ней внимание. Просто хватит преувеличивать её значимость. Раз фанатам нравится, она просто будет в игре.
Перевести физику на новый уровень
Хорошо, Team Ninja, я понял – вы помешаны на анимации человеческих тел. Вам хочется реалистичной реакции на движения. Знаете, что было бы здорово? Если бы всё тело, а не одна его часть, реагировало на движения. И на прикосновения. И на удары.
Хотите, чтобы я пришёл в восторг от анимации в файтинге? Создайте ощущение настоящего удара. Кулак вплотную к лицу, смещающаяся под давлением костяшек, побелевших от напряжения. Как насчёт дополнительного внимания к одежде? Если вы так уж повёрнуты на сексуальности, пусть одежда правдоподобно рвётся в пылу сражения.
Работы потребуется очень много, и, наверное, даже мощности современных консолей на это не хватит, но если кто и сможет потянуть такую технологию, так это команда, у которой хватило времени на разработку отдельного движка для красивых грудей.
Наберитесь смелости
Позвольте ещё разок процитировать Йохея Симбори:
«Мы получили много отзывов от игроков, говорящих: «Мы хотим, чтобы они были больше. Пусть персонажи будут именно такими». Это было слегка неожиданно».
Да шли бы они все лесом. Уверен, на каждого разъярённого требователя огромных бюстов было не меньше пяти втихомолку радующихся изменениям. Что было для меня «слегка неожиданно», так это действия создателей игры, прислушавшихся к мольбам страждущих и изменивших свой подход прямо посреди разработки. Был бы я скептиком, решил бы, что всё это просто жалкое оправдание для упоминания грудей в контексте интервью, но я законченный оптимист, так что притворюсь, будто все хотели как лучше.
Всем, кому действительно нравится настолько неестественная анимешная тряска груди, могу посоветовать несколько игр с Manga Gamer, созданных специально ради этого.
Я понимаю, что тяжело воспринимать негативные отзывы и думать, что у вас не получается угодить самым ярым фанатам, но поверьте – они справятся с этим намного проще, чем я с тем, что меня считают извращенцем за любовь к вашей игре. Лучше пусть считают извращенцем за настоящие извращенские штуки.
И наконец…
Вот такого больше не делайте
Отпрыгнуть обратно
Dead or Alive надо поработать над индивидуальностью. Внешне она прекрасна – сомневаюсь, что когда-нибудь увижу некрасивую игру в этой серии. Но после долгих лет, что франшиза красовалась своей сексуальностью, уже никто из непосвящённых не видит в этих играх ничего, кроме обнажёнки. Да, она привлекает внимание, но мешает увидеть другие сильные стороны.
Всё необходимое уже на месте – динамичный боевой движок, дружелюбный к новичкам и интересный для профи, проверенные механики, яркие персонажи и отличный сюжет, даже слишком глубокий для файтинга. Теперь дело за Tecmo Koei и Team Ninja – им нужно так крепко связать все эти элементы, чтобы ни одна пара попрыгунчиков не взяла над ними верх.
Данный материал более полугода занимал первые строчки популярности на Kotaku и мы не могли пройти мимо. Оригинал по ссылке, Dead Or Alive Is More Than Breasts.