Обзор Valve Index – отслеживание движений пальцев и 144 Гц дисплей
В каком направлении сделает следующий шаг виртуальная реальность? На данный момент видны два пути развития: портативные, автономные устройства вроде Oculus Quest и подключаемые к компьютеру или консоли, такие как Rift и PlayStation VR. Valve со своей первой гарнитурой Index, очевидно, решила пойти вторым путём. Новинка предлагает всё, чего вы можете ожидать от высококлассного VR-шлема, включая преобразившиеся контроллеры с отслеживанием движений пальцев.
Проблема в том, что за Index просят $999, и для большинства это слишком много. Хотя, быть может, в этом и смысл. Это гарнитура раздвигает границы возможного и позволяет индустрии виртуальной реальности не стоять на месте.
Контроллеры
Прежде чем переходить к самой гарнитуре, поговорим сперва о контроллерах. Valve несколько лет тестировала их под кодовым названием “Knuckles”, намекающим на ключевую особенность – отслеживание движений пальцев. На контроллеры от Oculus Rift или HTC Vive они совершенно не похожи: вместо того, чтобы держать их в руках, вы протискиваете пальцы в крепление из микрофибры, и устройство само висит на кисти.
Для отслеживания движений пальцев предусмотрено 87 датчиков, что открывает простор для новых видов взаимодействий с виртуальным миром. Игры смогут понять, что вы показываете большой палец или машете другому персонажу. Обычные действия хватания и удерживания с контроллерами Index ощущаются реалистичнее, ведь вы действительно сжимаете в руках настоящий предмет. Помимо прочего в них есть датчик давления, позволяющий играм выявлять особенно сильные нажатия, а благодаря улучшенной обратной связи вы чувствуете прикосновения к игровым объектам.
С прежними VR-контроллерами всё это было недостижимо, ведь у них была только кнопка для сжимания и разжимания пальцев. Как вы можете представить, отслеживание пальцев существенно сказывается на чувстве присутствия в виртуальной реальности – когда, надев шлем, будто бы перемещаешься в другой мир. Помимо сенсоров для пальцев у Index имеется аналоговый стик, две лицевых кнопки, трекпад и, конечно, курок. Они поддерживаются всеми играми для контроллеров Vive, однако над отслеживанием пальцев разработчикам придётся поработать отдельно.
На данный момент это 40 игр, включая Space Pirate Trainer, Arizona Sunshine и Superhot, но будем надеяться, что с появлением новых контроллеров их станет больше. Несмотря на совместный с Index дебют, контроллеры будут совместимы с Vive и Vive Pro, их можно приобрести отдельно за $249.
Гарнитура
Сам шлем с виду мало чем отличается от Rift или Vive. Однако если присмотреться, различия имеются. Сделан серьёзный упор на комфорт: благодаря удобному креплению гарнитура быстро надевается на голову и фиксируется с помощью круглой ручки. Бороться с липучками, как у Rift и Vive, не придётся.
В районе контакта с лицом и затылком всё щедро покрыто дышащей микрофиброй с мягкой набивкой. Ещё одна круглая ручка регулирует расстояние между лицом и корпусом, что особенно полезно, если вы носите очки. Вместо наушников у Index динамики ближнего поля, обеспечивающие качественный звук, не касаясь ушей.
Valve намеревалась создать гарнитуру, которую можно часами носить, не уставая, и у неё, похоже, получилось. Index ощущается на голове сбалансированно, в отличие от беспроводной Oculus Quest, где большая часть веса явно была спереди.
Внутри у Index всё ожидаемо превосходно. Два RGB LCD-дисплея разрешением по 1440×1600 пришли на смену OLED-версиям моделей первого поколения. Valve отмечает, что у LCD на 50 % субпикселей больше, то есть они чётче OLED-панелей при одинаковом разрешении.
Новые дисплеи также могут работать с частотой 120 и 144 Гц – внушительный шаг вперёд после 90 Гц у большинства шлемов. Чем выше частота обновления, тем плавнее будет выглядеть виртуальный мир и тем меньше вас будет укачивать, если, конечно, ваш компьютер сможет обеспечить соответствующее количество кадров в секунду. У Oculus Rift S частоту наоборот понизили до 80 Гц – Oculus стремится делать более доступные устройства, тогда как Valve делает ставку на производительность.
Кроме того, Index предлагает улучшенную синхронность изображения: при поворотах головы (чем вы постоянно занимаетесь в VR) картинка всегда будет оставаться чёткой. Что более заметно, так это увеличение поля зрения до 130, что на двадцать градусов превосходит другие потребительские модели. Это значит, что на виду теперь будет больше виртуального пространства, и вам не доставит проблем эффект перископа, когда на игровой мир смотришь будто через окошко.
Спереди у Index две камеры и порт USB 3.0, скрытый под лицевой панелью. По словам Valve, там своего рода “багажник”, слот для аксессуаров, который разработчики могут использовать по своему усмотрению. Reality Instruments уже приспособила туда фронтальные LED-дисплеи.
В действии
При всём своём великолепии Index всё-таки является проводным устройством, полагающимся на внешние датчики. То есть, многие из недостатков Vive никуда не делись: первая установка утомительна, ведь необходимо высоко разместить две базовые станции, плюс гарнитуру нужно подключить в сеть, DisplayPort и USB. Хорошо, хоть Valve сделала кабели съёмными, то есть можно вытащить их из Index, оставив другие концы в компьютере.
Когда всё подключено, придётся очертить границу игровой области, доступной для движений. Если места у вас мало, можно будет играть сидя или стоя на месте, правда это ограничит доступ к ряду тайтлов. Index – устройство для SteamVR, поэтому дальнейшая настройка неотличима от настройки Vive.
Итак, насколько же хороша Index в действии? Я тестировал все значимые модели VR-устройств, включая флагманские предложения для Windows Mixed Reality, и Index выделяется среди всех. У Valve получилось создать удобную гарнитуру, вместе с тем обеспечив наилучшее чувство погружения. Отчасти это заслуга технологичной начинки, но главную роль тут сыграли новые контроллеры.
Демо Aperture Hand Lab мгновенно поразило меня в плане отслеживания пальцев: сначала простые жесты вроде взмаха приветствия самоуверенному роботу, потом игра в камень-ножницы-бумагу и соревнование по неловким рукопожатиям. Я не задумывался о кнопках – всё сводилось к взаимодействию рук и пальцев с игровым пространством.
Superhot, моя любимая VR-игра, от соответствующего нововведения стала еще лучше. Действия вроде отбора оружия и выцеливания голов стали куда более инстинктивными. Я был поражён, насколько меняется от отслеживания пальцев хорошо знакомая мне игра – она стала абсолютно новой. А представьте, чего смогут добиться разработчики, если будут планировать такие механики изначально. Space Pirate Trainer и Beat Saber тоже превосходно прошли тестирование.
Повышенное качество картинки преображает такие неотъемлемые от VR вещи, как Google Earth. У меня даже голова немного кружилась, когда я вертел планету и летал над Рио-де-Жанейро. Путешествие по режиму просмотра улиц казалось реальной телепортацией. Благодаря высокой частоте обновления, динамичные игры вроде Space Pirate Trainer стали ещё реалистичнее.
Пускай Index на данный момент и мощнейшая VR-гарнитура, но ей есть куда расти. Для начала, хотелось бы беспроводной адаптер. Для Vive он оказался очень полезным, особенно, когда дело касалось погружения. Конечно, я ожидаю, что экраны высокого разрешения будут усложнять это дело. Ещё я надеюсь, что со временем Valve откажется от внешних датчиков. Встроенные сенсоры задействованы во всех последних моделях гарнитур, они значительно упрощают настройку и перемещение устройства в другое место. Внешние маяки, по большому счёту, запирают вас в одной комнате.
Заключение
И теперь главный вопрос: кому стоит покупать Index? Очевидно, это вещь не для всех. С ценником в $1000 её и с натяжкой не назовёшь доступной, особенно когда Rift S и Windows Mixed Reality обходятся в $400 или меньше. Index – это дорогая и впечатляющая техника, предназначенная для профессионалов и ярых фанатов виртуальной реальности, желающих обладать лучшим из возможного.
Всем остальным стоит поискать Index при следующей вылазке в зал VR-автоматов. Новые контроллеры восхитительны сами по себе. И как мы раньше играли без отслеживания пальцев?
Плюсы
- Превосходное качество изображения;
- Звук, динамики ближнего поля;
- Контроллеры с новым уровнем погружения;
Минусы
- Высокая цена;
- Проводное соединение;
- Внешние датчики и вечные проблемы с их размещением.
У Valve Index есть практически всё, чего можно желать от VR-гарнитуры. Отличная картинка, глубокий эффект погружения и революционные контроллеры. Проблема лишь в стоимости, но есть надежда, что инновационность новинки подстегнёт ценовую конкуренцию.
Valve, как минимум, напомнила, что простор для развития есть всегда. Да, Oculus Quest дешевле и удобнее, но портативность влечёт за собой технические ограничения. Index же заставляет верить, что её возможности в виртуальной реальности безграничны.