Обзор Saitek Pro Flight X-56 Rhino HOTAS
Saitek X-56 – логичное продолжение вышедшей в 2014 году предыдущей модели X-55 и достойный конкурент более дорогим джойстикам. В основу обзора по большей части легли впечатления от Elite: Dangerous, но полетать удалось и в других симуляторах.
Оба блока X56 выглядят очень круто. Своей цветовой схемой, стильными надписями и имитацией потертостей он превращает компьютерный стол в кокпит космического корабля. Металлические переключатели на блоке управления двигателем добавляют солидности устройству, подкрепляя общее впечатление.
Основные рукоятки, все переключатели, министики и регуляторы работают так, как должны. Учитывая внушительное количество элементов управления, это не может не радовать.
Стоит отметить удобство стиков на главной ручке. По умолчанию в Elite они отвечают за управление камерой в кабине и перераспределение энергии между системой, двигателем и вооружением. Тем не менее, раскладка требует привыкания – поначалу были случайные нажатия именно на управление камерой, что мешало вести бой. Миниджойстик под большой палец расположен не самым удобным образом, был отключен в управлении игрой за ненадобностью.
Немного попрактиковавшись с посадкой, я убедился, что основная функция джойстика очень точная и работает без задержек. Помимо обычного управления кораблем, можно поворачивать влево и вправо в одной плоскости. Одна пружина не может обеспечить отличных ощущений от манипулирования рукояткой, не хватает обратной связи или систем аналоговой её эмуляции. Для изменения сопротивлению наклона рукояти в комплекте идут дополнительные три пружины, но после их смены я не заметил особой разницы.
Джойстик создан не для маленьких рук. Упор для ладони немного помогает, но не устраняет проблему. До хатки, кнопок запуска ракет и выбора цели всё равно сложно тянуться.
Ручка управления двигателем разделяется на две независимые. Тут ощущения, в отличие от основной ручки, намного лучше, рукоять ходит плавно и с непостоянным уровнем сопротивления, который зависит от силы, с которой вы на него давите. Этот эффект достигается за счет наличия вязкой смазки, а не каких-то механических или электронных приспособлений.
Величина сопротивления РУД регулируется, но тут всплывает недостаток. На высоких настройках сопротивления ручка неоправданно тугая, но блоку для этого не хватает веса. Если вам вдруг нужно сделать молниеносный маневр скорости, то весь блок может соскользнуть или наклониться. Впрочем, отверстия в корпусе как бы намекают, что блоки управления можно прикрутить к столу.
В каждой новой игре приходится тратить некоторое время на настройку управления. В операционных системах и играх кнопки всегда будут называться не так, как они подписаны на самом джойстике. В Elite это «ДЖ.1», «ДЖ.2»… В Microsoft Flight Simulator X повторяют обозначение на клавиатуре. Недостаточно полное руководство способствует появлению затруднений в обучении управлению, ибо в инструкции показаны только рабочие области, а не каждый отдельный элемент. Зато калибровать джойстик не пришлось, никаких кренов и сдвигов осей при первом подключении из коробки нет.
И ещё, несмотря на заявления о «поддержке VR», особых шагов в эту сторону предпринято не было. По моему мнению, главное ограничение для VR – обилие лишних элементов управления и их плотность. Для VR джойстики должны быть проще, но естественно, под каждую конкретную игру девайсы делают редко, а чтобы угодить сразу всем, кнопочек и стиков должно быть много.
Заключение
Плюсы
- Дизайн;
- Качество сборки;
- Точность работы и отсутствие задержек;
- Ось кручения (рысканья) в РУСе (избавляет от необходимости покупки специальных авиационных педалей для руления).
Минусы
- Избыточность элементов управления;
- Не для маленьких рук;
- Только для правшей;
- Работа пружины основной ручки, отсутствие эмуляции обратной связи и доводчиков.
Дополнительные министики превращают HOTAS в этакий HOTASAS – Hands On Throttle-And-Stick And Sticks. Если в Elite у вас еще нет стыковочного компьютера, то с их помощью удобно парковаться.
Это добротный джойстик с блоком РУД и на данный момент лучший выбор для космосимов. Однако он отнюдь не идеален и улучшения по сравнению с X55 могли бы быть значительнее. Если у вас X55, то особых причин для апгрейда нет. Джойстик Saitek Pro Flight X-56 хорош не только благодаря тому, что это превосходный HOTAS, а потому что все остальные сравнимые стоят по меньшей мере в два раза дороже. X-56 продается по цене в 16990 рублей.
Список игр для джойстика
- Elite: Dangerous
- Star Citizen
- Flight Simulator X
- X-Plane 10
- DCS
- Lock On
Разумеется, ими дело не ограничивается, но среди современных симуляторов, пожалуй, только вышеперечисленные могут в полной мере раскрыть потенциал девайса.