Контроллер Razer Hydra подарит геймерам новые ощущения
Благодаря определению собственной ориентации в пространстве, координат, скорости движения и траектории контроллер Razer Hydra позволяет спроектировать движения геймера на персонажа и добиться от него расширенных действий. Особенности эксплуатации новинки и суть технологии мы постарались описать в данной статье.
Пожалуй, нет такого геймера, которому не была бы знакома продукция компании Razer. А вот название Sixense не слишком известно даже в узких кругах. Компания Sixense Entertainment Inc (Калифорния, США) разрабатывает собственную технологию отслеживания движений Sixense TrueMotion с 2007 года и, соответственно, развивает фирменный программный комплекс. На конференции NVISION08 она презентовала рабочий экземпляр принципиально нового игрового контроллера, о принципах работы которого и пойдет речь ниже. В 2008 игровую общественность волновал вопрос, рискнет ли Sixense самостоятельно выйти с новинкой на рынок или объединит усилия с такими акулами, как, например, Nintendo или Sony.
Однако представители Sixense не торопились и озвучили свое решение лишь через два года. Объединению таки быть, но не с производителями игровых консолей, а с разработчиком игрового оборудования – компанией Razer. На выставке CES 2011 были презентован первый результат сотрудничества двух компаний – новый контроллер движений, который мы и будем описывать в данной статье. Прежде всего, поговорим о принципах его работы.
Разные типы датчиков
Игровыми манипуляторами в последние годы занималось множество компаний, однако особых успехов не добилась ни одна из них. Причиной этому стало отсутствие новых интересных технологий. Сначала манипуляторы для геймеров делались на базе ультразвуковых и оптических датчиков, затем их сменили инерционные технологии. В настоящий момент наиболее широко распространены и постоянно развиваются манипуляторы на базе гироскопических датчиков и акселерометров. Они имеют относительно низкую стоимость при достаточно высокой точности позиционирования.
Данные пространственные контроллеры вычисляют траекторию движения, однако положение в пространстве в определенный момент времени они рассчитать не способны (как и все их предшественники. Манипулятор Nintendo Wii Remote, адаптированный специалистами под ПК, является наиболее известным контроллером с гиродатчиками. К ПК устройство подключается посредством Bluetooth-интерфейса. Куда указывает манипулятор в Wii Remote определяется при помощи интегрированного оптического датчика PixArt. Однако движения манипулятора отслеживает единственный акселерометр, что вылилось в низкую точность позиционирования устройства. Для устранения этого недостатка требуется установка аксессуара Wii MotionPlus, содержащего несколько дополнительных гироскопов.
Еще один известный пространственный контроллер – манипулятор Sony PlayStation Move – был создан под платформу Sony Playstation 3 около года назад. Как и Wii Remote, он использует встроенный акселерометр для определения траектории движения. Подключаемая к приставке камера и светодиод в контроллере служат для вычисления точного положения в пространстве. При этом необходимо, чтобы манипулятор находился в зоне видимости камеры.
Контроллер движений Razer Hydra имеет абсолютно иной принцип работы. На смену гироскопическим и оптическим датчикам пришел индукционный магнитометр. Измерительная катушка расположена на базовой части устройства, подключаемой к ПК. Она определяет размер электродвижущей силы или ЭДС, которая возникает от прохождения через контур катушки магнитного потока разной величины. Подключённые к базе проводные манипуляторы как раз и создают магнитный поток. Изменение их положения в пространстве меняет величину измеряемого магнитного поля. Ориентацию манипулятора в пространстве и его точное положение относительно базовой части в конкретный момент времени можно вычислить по величине магнитного поля. Вычисления имеют феноменальную точность, максимальная погрешность – один градус и, соответственно, один миллиметр.
Прямая видимость базовой станции манипуляторам Razer Hydra в отличие от конкурирующих устройств на базе оптических датчиков не требуется. Они могут работать над базой, за или перед ней – не имеет значения где. Однако технология все же имеет некоторые ограничения. Величина излучаемого магнитного поля ограничивает радиус действия. Для Razer Hydra оптимальный радиус – от 60 до 90 см. Сильное увеличение магнитного поля может плохо сказаться на здоровье игрока. Однако, по словам разработчиков, магнитное поле новинки более слабое, чем, например, у фена. Несмотря на то, что цифры не называются, данное утверждение, похоже, недалеко от истины. Еще один недостаток Razer Hydra – возможные помехи в работе со стороны бытовых приборов, например, микроволновых печей и т.д. Помехи могут возникнуть и если расположить на близком расстоянии несколько контроллеров Razer Hydra.
Как вы смогли убедиться, принцип работы контроллера понятен любому знающему физику школьнику и не содержит в себе революционных инноваций. Однако до сегодняшнего дня в игровой индустрии подобные технологии почему-то не использовались. Потенциал магнитной технологии в устройствах для геймеров колоссален и, как нам кажется, за Razer Hydra последует множество подобных устройств со сходным принципом работы.
Идеальные контроллеры
Индустрия домашних развлечений еще не шагнуло на ту ступень развития, на которой она сможет заставить вас поверить в реальность всего происходящего в виртуальном мире. Подобный симулятор истребителя кажется не реальным до тех пор, пока не подкинет вас и не заставит звать на помощь свою мамочку. Вот именно с этой целью ребята с садистскими наклонностями из Австралийского исследовательского центра интеллектуальных систем университета Дикина создали «Универсальный симулятор движения» (Universal Motion Simulator – UMS).
Он представляет собой открытую кабину, присоединённую к семиметровой руке манипулятора (и он очень похож на контроллер razer hydra) и способен воспроизводить перегрузки до 6 g. Этого вполне достаточно для имитации внешних воздействий, механических повреждений, сценариев аварий, ровно как и для нормального полёта. Система также контролирует мозговые волны пилота, пульс и другие функции организма, чтобы определить степень воздействия. Посмотрите видео, а затем представьте этот симулятор вкупе с 360-градусным обзорным куполом! Вот это действительно идеальное сочетание.
Более подробный материал про разработку симуляторов виртуальной реальности.
Комплект поставки Razer Hydra
Коробка, в которую упакован манипулятор Razer Hydra, напоминает интересно оформленную витрину с большим окном, через которое можно рассмотреть устройство во всех подробностях. Комплект поставки включает в себя:
- Рекламную литературу и проспекты + код активации игры Portal 2 в Steam;
- Micro USB- и USB-кабели;
- Базовую станцию;
- Два манипулятора.
Хотелось бы прокомментировать наличие в комплекте поставки лицензии на игру Portal 2. Разработчиком игры является американская компания Valve Corporation, известная по таким бестселлерам как Team Fortress, Counter-Strike, Half-Life и др. В процессе разработки Razer Hydra компании Razer и Sixense пригласили этого ведущего создателя компьютерных игр для ПК в качестве третьего участника проекта. Именно на его шутере Portal 2 было решено тестировать контроллер. При создании игры разработчики из Valve Corporation постарались максимально использовать и раскрыть все возможности Razer Hydra. Они создали для владельцев устройства дополнительные модули Sixense MotionPack DLC. Именно поэтому Portal 2 идет в комплекте к Razer Hydra.
Конечно, игра Portal 2 доступна и без контроллера Razer Hydra. Однако тогда она смотрится совершенно по-другому. С другой стороны, при помощи Razer Hydra можно играть и в неадаптированные под данный контроллер игры. Конечно, с ними вы не увидите весь потенциал устройства, но сам процесс игры будет сильно отличаться от «обычного». Манипулятор Razer Hydra был протестирован с огромным количеством современных игр различных жанров. Полный список более чем из 120 игр можно посмотреть на сайте производителя.
Эргономика и дизайн
Внешний вид Razer Hydra достаточно необычный. В комплект входят два манипулятора, соединенные между собой V-образным проводом, и базовая станция. Форма и изгибы манипуляторов не оставят равнодушным ни одного игрока – их великолепие трудно описать словами. В профиль манипуляторы напоминают небольших птичек.
Форма манипуляторов позволяет плотно обхватить их ладонью, и удобна практически для всех пользователей с любой величиной рук. Некоторое неудобство может возникнуть только у детей или обладателей по-детски маленьких ручек. Благодаря своей симметричности манипуляторы подходят и для правой, и для левой руки. Они не скользят в ладонях и практически не загрязняются благодаря особому материалу корпуса: пластику с резиновым напылением.
Джойстик и кнопки расположены в «головной» части манипуляторов. Джойстик «заточен» под управление большим пальцем и установлен на невысокой ножке. Небольшая вогнутая площадка в его верхней части также создана под большой палец – он ложится в нее идеально. Ниже создатели устройства расположили пять кнопок. Маленькая и продолговатая кнопка служит для достаточно редко применяемых действий. В основном используются 4 пронумерованные кнопки. Ход у всех кнопок четкий и короткий – никакого замыливания нажатия. Джойстик имеет длинные (но в меру) ходы, в нейтральное положение возвращается максимально быстро.
На передней боковине манипулятора расположены еще две похожие на курок кнопки. Нижняя полностью имитирует оружейный курок, но сделана несколько менее тугой, верхняя – более короткоходная. Если взять манипулятор в руку, то на курки идеально удобно ложатся средний и указательный пальцы.
Базовая станция устройства смотрится очень оригинально. Она имеет круглую форму и выполнена из того же матового черного пластика, что и манипуляторы. В центре нее расположен светящийся полупрозрачный шар, внутри которого можно разглядеть индукционные электромагнитные катушки.
Корпус базовой станции имеет небольшие углубления для манипуляторов. Они сидят в этих «гнездах» достаточно плотно – случайно смахнуть рукой их конечно можно, но размах для этого должен быть основательным.
Манипуляторы соединены с базовой станцией посредством тонкого многоконтактного интерфейса. В углублении рядом с ним расположен Micro USB-разъем, который служит для подключения Razer Hydra к порту USB на ПК. В целом проводов у устройства достаточно много и все они достаточно длинные. Дополнительную жесткость проводам придает защитная матерчатая оплетка.
От пространственных игровых контроллеров Sony Playstation Move и Nintendo Wii Remote Razer Hydra отличается тем, что работает через USB-интерфейс. С одной стороны это не очень удобно как физически (много длинных проводов), так и морально (какие могут быть провода у столь современного устройства!). Однако, с другой стороны, провода положительно влияют на точность работы и они, как ни крути, надежнее. А ведь мы помним, что беспроводным контроллерам Sony и Nintendo не хватает как раз этой самой точности позиционирования.
Razer Hydra в играх
Целевая аудитория ПК-геймеров, которую, по мнению девелоперов, привлечет контроллер Razer Hydra, должна быть шире, чем у прочих подобных устройств. Причиной этому является не только функциональность и инновационная технология новинки, но и изначальная адаптация контроллера под большинство современных игр. К сожалению, на данном этапе полный потенциал Razer Hydra раскрывает только игра Portal 2, которая имеет дополнительные модули Sixense MotionPack DLC (с ними проводилась большая часть тестирования). Вышеуказанные модули обеспечивают сложную механику движения предметов, перемещаемых персонажем, и самого персонажа. Самые примечательные новые особенности: вращение и перемещение порталов, вращение предметов в трёх измерениях, протягивание руки к предметам и др.
Для Portal 2 и других игр девелоперы подготовили готовые конфигурации. В них каждый жест или кнопка манипуляторов соответствуют какому-либо движению (действию). Некоторые игры позволяют программировать кнопки самостоятельно. Помимо этого, в ближайшее время ожидается презентация фирменного конфигуратора Razer Hydra, с помощью которого можно осуществлять корректировку настроек различных программ.
Форма кнопок и их расположения оптимальны и досконально продуманны. На восемь пронумерованных кнопок (по 4 на каждом манипуляторе) возлагаются функции вызова информационных панелей, различные односложные действия, выбор оружия и т.д. Назначение кнопок-курков очевидно: функции ускорения движения и огневые функции (однако возможны и нестандартные варианты). Передвижениями персонажа можно управлять при помощи джойстика, а маленькие продолговатые кнопки вызывают главное меню. Управлять героем можно и при помощи жестов: опустите манипулятор вниз – и герой присядет, поднимите вверх – он подпрыгнет. При этом можно одновременно управлять перемещением персонажа при помощи левого манипулятора и контролировать его вращение при помощи правого (именно так происходит в игре Left 4 Dead). В Portal 2 правый манипулятор легко вращает кубы преломления.
Несмотря на невозможность перепрограммирования четырех основных кнопок, настроек у Razer Hydra в Portal 2 достаточно много, и большинство из них касаются скорости реакции и чувствительности. Перевода настроек на русский язык, к сожалению, нет, поэтому неопытный пользователь может и запутаться в специфических англоязычных терминах.
Наши субъективные ощущения от игры – полный восторг. Мы не знаем, как отреагируют на Razer Hydra профессиональные геймеры, но основная масса игроков, которая стремится получить максимум удовольствия от процесса игры, устройство наверняка одобрит. После игры с манипуляторами возвращение к клавиатуре и мыши кажется нелогичным и неудобным. Razer Hydra вызывает сильное привыкание в основном, вероятно, из-за естественности движений и управления. Управление персонажем жестами максимально реалистично, ничего подобного с мышью нельзя даже представить. Ваше тело автоматически подсказывает необходимые действия в различных игровых ситуациях.
Подведем итоги
В процессе тестирования у нас возникла мысль: что именно в большей степени сказывается на реалистичности игры – такой как Razer Hydra контроллер движений или 3D-монитор? Конечно, это несравнимые между собой вещи, но служат они одной и той же цели: максимально приблизить виртуальный мир к реальному. Razer Hydra временами обеспечивает полное погружение в виртуальный мир. За долю секунды вы принимаете нужное решение, и тело отзывается очевидным для него действием. Приближение моторики виртуального персонажа к моторике реального человека позволило сделать виртуальный мир более реальным. С 3D-мониторами дело обстоит сложнее – обмануть глаза не так просто, и 3D-персонаж с отражением в зеркале мало кто спутает.
Контроллер Razer Hydra существенно приблизил виртуальный мир к реальности. При этом он является массовой и доступной для многих разработкой, стоимость которой составляет менее 6 тысяч рублей. От покупки устройства большинство геймеров получит столько удовольствия, что жалеть потраченных денег не придется. Основные преимущества Razer Hydra перед конкурентами: важные технические особенности и совместимость с большинством современных игр (а в будущем – с любыми приложениями).