Обзор персонального 3D-дисплея Sony HMZ-T1
Нам уже приходилось тестировать игры в 3D, и стоит отметить, что каждый раз при этом мы оставались не совсем удовлетворены механизмом передачи 3D-эффекта. Речь сейчас не столько об очках, сколько о природе самих экранов, на которых мы смотрели 3D-изображения. Та 3D-картинка, к которой мы привыкли в кинотеатрах, обеспечивает полноту обзора всего видимого пространства, и она достаточно трудно сравнима с результатами, которые выдает нам обычный домашний 3DTV. Когда смотришь такой телевизор, кажется, что это просто некое «объемное окно» в углу комнаты, и не более того.
Решение Sony этой проблемы еще раз доказывает, почему нам так нравится эта компания. Только она способна превратить узкоспециализированные, концептуальные девайсы в полноценные потребительские продукты, при этом абсолютно не беспокоясь, насколько низким может оказаться уровень продаж такого продукта. Новинка с громким названием HMZ-T1 Head Mounted Display оснащена двумя OLED-мониторами, каждый диагональю 0.8 дюйма с разрешением 1280х720. Эти мониторы находятся перед самыми глазами, и главная цель, которую они преследуют (исходя из пресс-релиза Sony) – это обеспечить эффект от просмотра огромного IMAX-экрана диагональю 750 футов (около 228 метров) с расстояния 6 метров под углом обзора в 45 градусов без необходимости использовать огромных размеров проектор.
Но у этого амбициозного прибора есть еще одна невероятная спецификация. В придачу к высококачественным OLED-мониторам, 3D-дисплей оснащен также наушниками, симулирующими звук в формате 5.1. Шнуром дисплей соединяется с внешним процессором – небольшой коробочкой, отвечающей за масштабирование и другие настройки получаемого изображения.
Не так давно компания Sony предоставила возможность журналистам протестировать новинку. Поскольку это устройство представляет собой новейшую разработку, то представителям прессы было отведено только 45 минут на ознакомление с девайсом. Прямо скажем, не самые идеальные условия для полного изучения возможностей этого чудо-прибора, но в то же время достаточно долго для того, чтобы можно было составить хоть какое-то собственное представление и поделиться им с публикой.
Установка и настройка устройства до начала работы
HMZ-T1 спроектирован таким образом, чтобы быть совместимым с вашим домашним кинотеатром; девайс представляет собой два отдельных элемента. Прежде всего, это сам дисплей, который подключен к небольшой коробочке с HDMI входом и выходом – процессору. Суть его работы такова – процессор поддерживает ваши настройки постоянно: в то время, когда 3D-дисплей не используется, HDMI выход работает на ваш HDTV в обычном режиме, просто пропуская информацию через процессор.
В остальном в процессоре почти нет ничего выразительного, за исключением второго, отдельного выхода, соединяющего его непосредственно с самим 3D-дисплеем. Этот выход заслуживает отдельного внимания тем, что длина провода между процессором и дисплеем составляет 3 метра. Это, конечно, достаточно много, но все равно оставляет Вас в буквальном смысле привязанным к собственному домашнему кинотеатру.
Процесс одевания устройства на голову бросает нам следующий вызов – теперь нужно убедиться, что оно правильно расположено. Вы должны одеть его на голову буквально с ювелирной точностью, иначе изображение не будет равномерно четким, и это определенно отобразится на уровне комфорта при восприятии картинки во время работы дисплея. Малейшая доля размытости изображения приводит к неприятным визуальным ощущениям уже после нескольких минут. Несмотря на то, что можно немного двигать OLED-экраны влево-вправо, мы смогли добиться идеально четкого изображения только держа девайс все время немного приподнятым вверх и правее. Конечно, если уделить этому вопросу немного времени, то настройка прибора не будет такой большой проблемой. Но тем не менее, возникает предположение, что поскольку в мире нет двух абсолютно одинаковых голов, то наверняка найдутся люди, которые из-за анатомических особенностей своей черепной коробки не смогут получить идеально четкого изображения вообще.
Вес дисплея чувствуется, когда он одет на голове. Нельзя сказать, что вес этот слишком обременяет, но после длительных периодов пребывания в 3D-дисплее, усталость все-таки немного давала о себе знать. Нагрузку нужно равномерно распределять между задней частью головы (там, где сверху проходит ремень) и лбом так, чтобы передняя часть прибора едва касался носа. Наибольшее напряжение приходится на лоб, в частности тогда, когда заднюю часть дисплея подтягиваешь вперед, чтобы потуже закрепить. В частности, мы пользовались этим для того, чтобы избежать большой нагрузки на переносицу и в то же время получить картинку наилучшего качества.
Первые впечатления
Когда приборы наконец заняли свои оптимальные позиции на наших головах, мы включили PlayStation 3 и посмотрели несколько 3D-роликов перед тем, как перейти к небольшой подборке 3D-игр. Сразу стало ясно, что устройство действительно предоставляет настоящий «эффект большого экрана» – изображение растягивается, почти достигая пределов углового зрения. Однако, есть и видимый пробел в том месте, где края изображения «загибаются» в самом конце зоны видимости. Это похоже на то, будто бы смотришь на небольшой Odeon-экран: впечатляет, но далеко не IMAX.
Первые же впечатления от качества изображения были очень позитивными – и это все благодаря OLED-экранам, встроенным в прибор. Уровень яркости черного (CRT black level) был просто восхитителен.
Кое-какая иллюминация в изображении все-таки присутствовала, но мы не встречали ничего такого в Panasonic VT30 3DTV или последнем Pioneer Kuro. Не похоже, чтобы прибор выборочно отключал отдельные элементы OLED при работе с уровнями черного (что вылилось бы в представление черного цвета «чернее черного», в то же позволяя достоверно передавать и другие оттенки). Надо думать, этот момент еще должен подвергнуться более тщательной доработке в 3D-дисплеях для потребительского рынка.
Передача динамичной картинки выполнена в целом неплохо. На родной «развертке» 1280x720p дисплей четко отображает все 720 линий. Содержимое 1080p подвергается даунскейлу, благодаря видимости OLED-пикселей у вас не возникает ощущения, что каждая малейшая деталь была подогнана под разрешение. Все, что вы видите – отрегулировано полностью в движении, без мигания. Sony не стала применять 120-герцовую интерполяцию, и поэтому в приборе нету явного эффекта ‘sample and hold’, который наблюдается на LCD экранах.
Поскольку наши глаза оказались настолько близко к 720-пиксельным дисплеям, мы были обеспокоены тем, что отдельные пиксели будут слишком заметны в сравнении с нормальным экраном. И они таки оказались заметны: стоило обратить на них внимание один раз, и мы уже не выпускали их из виду даже из разных ракурсов. Но, на самом деле они достаточно маленькие и в большей степени проявляются при просмотре яркого контента.
В общем-то, мы не считаем это такой уж проблемой для игр. Ведь игры, по своей природе, представляют изображение через одиночные пиксели, в то время как фильмы определенно теряют некоторую часть их настоящей картинки из-за особенностей кинематографической текстуры: родное разрешение в 1080 пикселей заметно бы исправило такое положение вещей. Сейчас же это похоже на картинку, которую видишь на экране ноутбука диагональю около 14 дюймов с разрешением 720 пикселей с расстояния 3,3 метра или более.
Изображения получались четкими и хорошей резкости. Но, быть основанным на пиксельной структуре – значит, что вещи не будут выглядеть очень уж резкими как, например, на 22-дюймовом мониторе с разрешением в 1080 пикселей. Мы бы сказали, что и 24-дюймовый 3D-монитор PlayStation отображал бы резче (хоть он еще официально не представлен, но нам все же удалось увидеть один из них; опишем его ближе к релизу в Великобритании). А тестируемый дисплей вовсе не передавал ощущения, будто мы смотрим на два OLED-монитора с расстояния двух-трех сантиметров. Ощущения были более похожи на те, когда смотришь сквозь видоискатель камеры или нечто в этом роде.
3D
В условиях 3D-иллюзии глубина оной может выглядеть ошеломляюще. Правда, на ее общую эффектность влияет множество условий. Например, вы получаете наибольшую глубину, когда блокируете весь свет из зоны видимости вне дисплея. И хотя в импровизированных условиях тестирования прибора для представителей прессы нам пришлось использовать для этого свои длинные рукава, эти усилия стоили того, чтобы повысить 3D-эффект.
Кроме манипуляций с рукавами мы также увеличили уровень 3D в настройках самого прибора, чтобы достичь того же эффекта выделения картинки, что доступен на HDTV или в кинотеатрах. При уровне настроек 3D на значении по умолчанию эффект тоже будет заметен, но выглядеть он будет так, будто перед экраном или возле него нет той эталонной точки, от которой отталкивается сам эффект 3D (это могут быть люди, стены, пр.), будто бы утеряно что-то важное.
Возможно, 3D не будет так эффектно смотреться в полностью черном пространстве, поскольку будет меньше объектов, с которыми Ваши глаза могли бы его соотносить. Изображения с очень сильным негативным смещением отделяются от экрана очень легко: нам приходилось видеть очень классные кадры, с очень тонкой глубиной изображения и сильным эффектом отделения. Обработка движения в 3D тоже превосходна, пусть и с небольшой вибрацией: изображение, которое мы видели, было четким и резким до самого края видимости нашего зрения, немного размываясь справа.
Хорошим моментом было также то, что мы почти не заметили перекрестных помех, пока не начинали их искать специально. В большей степени они были заметны на умеренно темных изображениях. Поскольку мы заметили эти помехи только во время игры, то может быть, всему причиной было не совсем идеальное расположение прибора. В режиме просмотра 3D демо-роликов, мы держали его статично и подобных проблем не испытывали. Поскольку за наложение изображений отвечают непосредственно наши глаза, то, возможно, 3D-дисплей просто не был должным образом правильно расположен.
Отладка настроек и поддержка 5.1 Surround
В 3D-дисплее доступно несколько предустановленных режимов для передачи картинки и все они работали так, как ожидалось. Режимы Cinema Mode и Warm 2 выдавали изображение, почти идеально подходящее под все стандарты: никто бы не стал жаловаться, увидев такие цвета. С начала работы прибор включается в стандартном режиме (Standard Mode). В режиме Warm 1 «теплота» цветов становится слегка заметнее, не так преобладают голубые оттенки, поэтому этот режим хорошо подошел бы для игр, которые неровно смотрятся в 6505k.
Прибор поддерживает HDMI 1.3 ‘deep colour’, который расширяет существующую цветовую гамму, делая ее как на большинстве HDTV. Также этот режим поддерживается и на PlayStation 3. Как бы то ни было, эти эффекты не всегда уместны: зачастую они делают картинку, неприспособленную для таких эффектов, слишком перенасыщенной яркими цветами. Ну а для контента, снятого или созданного с применением таких эффектов, спектр цветов, доступных на экране, заметно расширяется. К сожалению, для использования ‘deep colour’ еще не разработано общепринятых стандартов при производстве мультимедийного контента. Поэтому, на наш взгляд, пока что ‘deep colour’ достаточно бесполезная новинка и на PlayStation 3 XMB ее тоже лучше не проверять.
Положительный момент в настройках – искусственную резкость и снижение шумов в кадрах можно полностью отключить, оставив изображение более натуральным. По мере того, как изображение становится все ближе к глазам и полностью заполняет собой все поле зрения, поддержка такой резкой, но в то же время природно гладкой картинки уже ни у кого не вызывает сомнений.
О 5.1 Surround: здесь доступны несколько режимов настройки: Кино, Игры, Музыка и Стандартный (Cinema, Game, Music, Standard). Разделение звуков достаточно хорошее, но поскольку они исходят на самом деле из двух расположенных сзади наушников, то звук разделяется не настолько четко, как-то ожидалось бы от настоящей 5.1-системы. Но стоит отдать должное, эффект почти достигнут.
Диалоги звучали четче в Cinema Mode, но это не оказывало значительного влияния на силу басов, когда нужно было создать сбалансированную звуковую картину. Как басами, так и дискантами можно управлять из меню опций. Наушники полностью регулируемы на самом приборе и могут легко быть расположены на ушах для достижения наилучшего эффекта от исходящего звука. К сожалению, осталось не совсем понятным, какие же все-таки аудиоформаты поддерживаются. Условия проведения теста, мягко говоря, не способствовали сравнению качества звука от LPCM, DTS и Dolby Digital, – журналистам даже не позволили испробовать возможности 7.1 HD audio, которыми располагает PS3 при проигрывании Blu-Ray.
Производительность в играх
Геймплей оказался очень «отзывчивым», мы не заметили никаких лагов во время игры. 720-пиксельный экран подразумевает, что с изображением происходит меньше обработки (нет также масштабирования вначале), плюс низкое время реакции от OLED-мониторов без сомнения помогает нивелировать эффект лагов. Также стоит отметить, что чувствительность масштабирования во время игры в God of War 3 и Uncharted 3 была великолепна: воспринимаемый на экране размер мгновенно погружал нас в гущу происходящего. По правде говоря, мы были в одинаковой степени впечатлены качеством как от игры в двух измерениях, так и в трех: ощущение большого экрана плюс изображения на OLED могут творить чудеса!
3D-игры с низкочастотным кадровым буфером тоже выглядели на удивление неплохо. Тот факт, что дисплей обладает собственными 720 пикселями, во многом оказался полезен, поскольку кроме тех артефактов пятен или масштаба, которые игра сама генерирует в кадровом буфере, других замечено не было. Поэтому игры с резкими краями, как например Uncharted 3, в общем выдают отличное качество изображения.
Из всего вышесказанного можно заключить, что HMZ-T1 выглядит достаточно симпатично. Но будет ли такая покупка адекватной, цена на нее по предзаказу в отечественном SONY Store равна 32999 рублей? Конечно же, как девайс для ежедневного просмотра фильмов и гейминга этот прибор не подходит прежде всего из-за наличествующих в нем «ограничений реальной жизнью» (особенности крепления, слабая распространенность многих форматов и так далее). Но, как крутая high-tech новинка, способная подарить абсолютно неведомые ранее ощущения, – вполне возможно. Если, конечно же, вы располагаете необходимой суммой для покупки.
Как бы то ни было, наш тест проходил в условиях наибольшего приближения к реальности, чтобы вы могли получить самое полное представление о персональном 3D-дисплее до того, как выложите за него кругленькую, честно заработанную сумму. Помните, что если прибор не «сядет» правильно на вашей голове, то будьте сразу же готовы к размытому, неоднородному изображению и, как следствие, разочарованию от общения с девайсом в целом. Подумайте также о том, как долго вес прибора сможет комфортно ощущаться у вас на голове, прежде чем появится ощущение усталости.
Что HMZ-T1 действительно доказывает – так это то, что технология OLED однозначно является технологией будущего для HDTV. Эта технология может первой серьезно рассматриваться как альтернатива CRT, а вместе с хорошими возможностями масштабирования она способна сделать любой экран выдающимся и незаурядным. Но на сегодняшний день персональный 3D-дисплей Sony HMZ-T1 – это не более, чем хорошо реализованная концептуальная модель, доказывающая, что новые горизонты в технологии дисплеев уже не за горами. А пока можно просто наслаждаться тем, как работает эта нелепо выглядящая штуковина.
Рекламка Sony HMZ-T1: