Волшебство программирования с Harry Potter Kano Coding Kit
Как и многие фанаты Гарри Поттера, я мечтал поступить в Хогвартс и изучать магию при помощи волшебной палочки, котла и огромного мешка с перьями, чернилами и пергаментом. Однако в реальном мире нет места колдовству. Я проходил множество игр самого разного качества. Всё это весело, но желаемого восторга от непосредственного изучения заклинаний так не ощутить. Конечно, DualShock 4 помогает вызвать Патронуса, но это слишком просто для серьёзного достижения – для волшебства в игре требуется не так уж много знаний и умений.
Потому-то меня и заинтриговал комплект для программирования от Kano. Приложение требует от вас создавать каждое заклинание из логических блоков, а потом махать палочкой в воздухе. Не совсем, как в книгах Роулинг, однако процесс вызывает приятное чувство обучения чему-то новому, когда от взмаха руки коробочка с шоколадными лягушками наконец-то взрывается.
Приложение работает на Windows, Mac, iOS и Android. В нём вы создаёте мультяшный аватар и исследуете игровой мир, представленный в виде карты. Я знаю о чём вы подумали – нет, это не Карта мародёров (карта Хогвартса в реальном времени). Здесь нет следов персонажей и изысканных магических складок. Немного разочаровывает, но всё же карта выполнена в приятном, целостном художественном стиле и на ней изображены знакомые места, вроде магазина братьев Уизли, Большого зала и Запретного леса. К тому же, всё подписано, на случай, если вы не узнаете лавку «Флориш и Блоттс» или офис «Ежедневного пророка».
Пластмассовая палочка соединяется с компьютером, ноутбуком или планшетом через Bluetooth. Она оснащена акселерометром, гироскопом и магнитометром для отслеживания положения в пространстве. Кончик палочки связан с курсором в приложении – по аналогии с Wiimote или Joy-Con.
Прежде чем колдовать заклинание, нужно написать для него программу. Kano разбивает магию на уроки (или задания), подсвеченные на карте оранжевыми кружками. Можно указать на них вручную или нажать на выбор следующего испытания в правом верхнем углу. Сами испытания представлены библиотекой элементов, рабочей областью и окном просмотра, отображающим появление, перемещение или изменение волшебных объектов в соответствии с выбранными блоками и движениями палочки.
Комбинации блоков очень похожи на Scratch.
Разные заклинания составляются разными комбинациями блоков. Например, чтобы поднять в воздух пинту сливочного пива, потребуется блок, применяющий силу к стеклу после определённого взмаха палочки. Затем нужен блок, объясняющий, что кружка должна лететь в заданном направлении. И наконец, понадобятся два блока, обозначающие, что слабоалкогольный напиток должен двигаться к координатам, указанным кончиком палочки.
Приложение отметит правильные блоки и их место на рабочей области. Присутствуют и текстовые строчки, вкратце описывающие назначение элементов. Идея, разумеется, в ненавязчивом обучении основам программирования посредством воспроизведения знаменитых заклинаний и моментов из книг. Где-то в ход пойдут мётлы для квиддича, где-то будут присутствовать совы, пауки и котлы для зелий. Нарисовано всё простенько, но всегда узнаваемо.
Закончив с кодом, можно начинать колдовать. Какие-то заклинания приводятся в действие любым движением палочки или коротким взмахом, другие требуют отдельного жеста, исполняемого с зажатой на палочке кнопкой. Конечно, среди таких знаменитое «Вингардиум левиоса», сочетающее плавные и резкие движения.
Комплект Kano одобрен Роулинг и всеми, кто имеет отношение к бренду Harry Potter. Хотелось бы, правда, чтобы лицензировали побольше всего из фильмов Warner Bros. Музыка тут, к примеру, несколько отличается от мелодий Джона Уильямса (John Williams), Патрика Дойля (Patrick Doyle), Николаса Хупера (Nicholas Hooper) и Александра Деспла (Alexandre Desplat). Знакомых персонажей вы не увидите, как и не услышите привычных голосов из экранизаций, что выглядит упущением после актёрского состава Harry Potter: Hogwarts Mystery.
Сюжета тоже не предусмотрено, а было бы здорово ещё раз пережить классические события или погрузиться в какую-нибудь новую историю, связывающую испытания воедино. Можно было бы преподнести всё как вступительный экзамен для переведённого ученика или в качестве нового взгляда на СОВ.
Дело спасает система развития, постепенно открывающая экипировку для вашего аватара. Казалось бы, обычное дело, но меня моментально затянуло, и я решил собрать все любимые вещи (в итоге обзавёлся вязаным свитером от Молли Уизли, Маховиком времени и могущественной Бузинной палочкой).
Программирование действительно иной раз похоже на волшебство
Проходя испытания, легко расслабиться и просто начать объединять все отмеченные блоки. Однако для понимания основ программирования нужно читать все текстовые описания и, в идеале, экспериментировать с комбинациями, раскрывая весь потенциал блоков. В противном случае будет непросто, когда пойдут задания без подсказок. Они равномерно разбросаны по всей «кампании» и предоставляют фиксированный набор элементов, среди которых есть необязательные и даже вовсе ненужные.
Успешное решение задач приносит истинное удовольствие. Некоторые из них поощряют неторопливый, более обстоятельный подход – порой я даже писал для себя пометки, разбираясь в устройстве особенно сложных блоков.
Тут-то процесс обучения и раскрывается по полной – сотворение магии с палочкой Kano требует определённого склада ума. Конечно, программирование само по себе не является частью вселенной Гарри Поттера, но разработчикам удалось передать чувство свершений, доступных не каждому смертному. Поскольку – уж простите за столь пафосное выражение – программирование действительно иной раз похоже на волшебство.
Без недостатков, впрочем, не обошлось. Палочка работает от AAA-аккумуляторов, и нормальной кнопки выключения у неё нет. После недельного отдыха от магии я обнаружил, что батарейки полностью разряжены. Kano предполагает извлекать их на такой случай, что делается просто (нажатием одной кнопки), но явно не выглядит удобным решением. Позиционирование палочки тоже не идеальное, мне часто приходилось заново центрировать курсор и подолгу возиться со сложными жестами.
С другой стороны, это всё мелочи. 100-долларовый комплект предлагает увлекательно и с пользой провести время всем, кто никогда не пробовал программировать. Если у вас есть знакомые фанаты Гарри Поттера с детьми, которые хоть немного интересуются наукой и технологиями, палочка станет отличным подарком. Главное, чего добились в Kano – чувство выполнения непростых задач, сравнимое с изучением магии в Хогвартсе. Пока я жду своё письмо (полагаю, сова где-то заблудилась), Harry Potter Kano Coding Kit будет наилучшей заменой практическим занятиям в классе трансфигурации.
Если хотите узнать больше про программирование для детей, то читайте наш обзор игровой разработки для самых маленьких.