Обзор Creative Sound Blaster ZxR
В 2011-м году Creative представили серию своих звуковых карт Recon 3D под управлением нового (на то время) процессора Sound Core 3D. Это были хорошие устройства для гейминга и прослушивания музыки, но в них, кроме непосредственно самого чипсета Sound Core 3D, совсем не было никаких аппаратных решений, способных по-настоящему обрабатывать звук (как-то преобразователей «цифра-аналог», «аналог-цифра» и пр.). Несмотря на выдающиеся способности процессора Sound Core 3D по части обработки звука и низкого энергопотребления, проблема заключалась в том, что при использовании хороших динамиков или гарнитуры звук, выдаваемый картами Recon 3D, был далек от того, которым нас могли порадовать более старые карты семейства Sound Blaster X-Fi: Sound Blaster X-Fi Titanium, X-Fi Titanium HD и даже совсем устаревшие устройства Audigy 2. К сожалению, из-за этого факта многие любители качественного звука предали анафеме серию Recon 3D, чем, в свою очередь, не преминули воспользоваться другие участники рынка (такие, как, например, ASUS), чтобы захватить сегмент, всецело контролируемый до этого Creative.
В конце 2012-го, лишь через год после выхода Recon 3D, в Creative представили новую линейку звуковых карт под названием Sound Blaster Z. В отличие от Sound Blaster Recon 3D, устройства Sound Blaster Z уже были оснащены полноценными компонентами для звукообработки. Речь идет о выделенных операционных усилителях, а также об аналого-цифровом и цифро-аналоговом усилителях, которые значительно улучшили качество звука, расширив возможности процессора Sound Core 3D: именно это в свое время не удалось картам Sound Blaster Recon 3D.
Сегодня мы решили провести обзор звуковой карты Creative Sound Blaster ZxR, являющейся флагманской моделью новой серии. Если помните, то несколько месяцев назад на нашем сайте вы уже познакомились с Sound Blaster Z – картой начального уровня вышеупомянутой серии, обеспечивающей хорошее соотношение «цена-качество». Если же говорить о модели Sound Blaster ZxR, то здесь Creative провели ряд изменений, чтобы вновь завоевать сердца самых требовательных аудиофилов. Давайте же посмотрим, что из этого вышло!
Познакомимся с устройством поближе
На передней стороне коробки ZxR перечислены многочисленные ее возможности, а два пластиковых окошечка позволяют рассмотреть карту и модуль ACM. Кроме программного обеспечения вроде SBX Pro Studio, Crystal Voice и пр., предметом особой гордости Creative является достижение соотношения «сигнал-шум» на уровне 124 дБ. Дело в том, что на сегодняшний день очень немногие карты на рынке способны достичь столь высокого уровня этого показателя: даже Sound Blaster X-Fi Titanium HD, позиционируемая как профессиональная аудиотехника, обеспечивает только 122 дБ.
В комплекте со звуковой картой поставляется также ряд аксессуаров. Среди них – документация устройства, диск с драйверами, оптический кабель, 3,5-миллиметровый кабель-переходник со стерео на RCA, а также проприетарный коннектор, соединяющий нашу карту с дочерней платой DBpro.
Также в коробке вы найдете внешний модуль ACM. В этот модуль встроено ряд микрофонов, вверху его расположилась большая ручка-регулятор звука, а под ней – входы/выходы, позволяющие подключать внешние микрофон или гарнитуру. ACM соединяется с картой посредством 3,5-миллиметровых коннекторов, но Creative включил в комплект также и адаптеры 3,5мм.на четверть дюйма.
Не все, к сожалению, понимают, что звук через аудиовыходы 3,5мм, расположенные на системных блоках или вообще на клавиатурах, искажают оригинальный сигнал. В большинстве случаев обычная пара наушников, подключенная напрямую к высококлассной звуковой карте, будет звучать лучше, чем когда эти же наушники подключены, скажем, через аудиовыход на передней панели системного блока. В свою же очередь, модуль ACM представляет собой очень качественное устройство для вывода звука, а это значит, что звуковой сигнал, пропущенный сквозь него, ничем не будет отличаться от того, который исходит непосредственно от звуковой карты.
И, наконец, давайте обратим наше внимание на экстерьер самой Sound Blaster ZxR и ее дочерней платы DBPro. Хотя в целом внешний вид карты мало чем отличается от Sound Blaster Z, но модель ZxR слегка длиннее, и в ней преобладает черный цвет. Как обычно, используется интерфейс PCIe 1x.
Поскольку дочерняя плата DBPro не поддерживает интерфейсы PCIe или USB, она соединяется с Sound Blaster ZxR посредством проприетарного коннектора. Установка дочерней платы не является необходимым условием работы звуковой карты, однако без DBPro у вас не будет оптического входа и выхода.
Sound Blaster ZxR предоставляет нам различные возможности для соединения с другими девайсами. Так, на главной плате разместились один выход 1/4 дюйма для микрофона, два фронтальных выхода RCA (под левый и правый динамики), а также два 3,5-миллиметровых разъема (задний выход и центральный/сабвуфер). На дочерней плате DBPro мы найдем два входа RCA, а также один оптический вход и один оптический выход.
Если у вас нет наушников экстра-класса, работающих через интерфейс 1/4 дюйма, для подключения обычной гарнитуры 3,5-миллиметра придется использовать модуль ACM или адаптер 3,5мм.на 1/4 дюйма.
Поскольку поверхность самой Sound Blaster ZxR и дочерней платы спрятаны под защитным экраном, давайте снимем его и взглянем поближе на компоненты, из которых состоит данная звуковая карта – таким образом мы получим более полное представление о производительности данного устройства. Хотя для того, чтобы увидеть явное преимущество модели ZxR над Sound Blaster Z, достаточно и невооруженного взгляда, мы все-таки изучим все детали флагманского устройства поподробнее.
Первое, что бросается в глаза на обеих платах – это наличие разделительной полоски экрана, отделяющей аналоговую и цифровую секции звуковой карты, таким образом мы еще раз убеждаемся в том, что помехи от упомянутых выше секций не будут пересекаться. Теперь понемногу становится понятно, за счет чего в Creative достигли соотношения «сигнал-шум» на уровне 124 дБ.
Как и в других картах линейки Sound Blaster Z, в Sound Blaster ZxR используется аудиопроцессор Creative CA0113-4AG, известный широкой публике под названием Sound Core 3D. Мы уже уделили данному чипу немало внимания в нашем обзоре карты Sound Blaster Z, поэтому лишь вкратце напомним, что это четырехъядерный процессор, обеспечивающий поддержку такого ПО, как SBX Pro Studio, Crystal Voice, технологии Dolby Digital Live и пр.
Поскольку изначально Sound Blaster ZxR создавалась для людей с завышенными требованиями к звуку, Creative снабдили ее четырьмя сменными операционными усилителями, среди которых два LME 49710NA и два JRC 2114D. Отдельно можно отметить цифро-аналоговые преобразователи Burr-Brown PCM1794 и на задний выход и центральный/сабвуфер – Burr-Brown PCM1798. Кроме этого, по поверхности карты разбросаны операционные усилители JRC 2114. Приемник Cirrus Logic 8416CN с частотой 192 кГц для преобразования цифрового сигнала. Интересно то, что данный чип нашел свое место на главной плате, а не на дочерней DBPro, где расположились оптические вход и выход.
Это изображение самой дочерней платы DBPro. В модели Sound Blaster ZxR Creative использует аналого-цифровые преобразователи (ADC) Burr-Brown PCM4220, наряду с которыми на DBPro находится еще несколько операционных усилителей (op amps) JRC 2114.
А вот – конденсаторы Fine Gold производства Nichicon Muse, используемые на Sound Blaster ZxR. Эти детали произведены в Японии специально для устройств, работающих со звуком.
Софт для Sound Blaster ZxR
Давайте в двух словах поговорим о программном обеспечении для Sound Blaster ZxR. Мы не станем слишком вдаваться в подробности, поскольку уже делали это при обзоре Sound Blaster Z, а существенной разницы между софтом для этих двух моделей нет. Те же из вас, кто все-таки хочет узнать детальнее о самом ПО, могут почитать соответствующий раздел обзора звуковой карты Sound Blaster Z.
Главное же отличие ПО для новой модели – это поддержка протокола передачи данных ASIO, который стал нормальной практикой благодаря новейшему пакету драйверов Creative SBX Pro Studio, доступному на официальном сайте компании. Более того, наряду с ZxR, поддержка протокола ASIO теперь реализована и для линейки карт Sound Blaster Z. Драйвер ASIO позволяет звуковым картам обходиться без использования стандартного аудио стека Windows (а следовательно – и без передискретизации звука), что проявляется в уменьшении задержек и «более настоящей» передаче аудиосигнала. Хотя лично мы и не можем сказать, что это очень важно для воспроизведения аудио, тем не менее, те из вас, кто часто сталкивается с записью звука, могут найти поддержку ASIO очень полезной, поскольку именно вышеупомянутые незначительные задержки могут вызывать проблемы с таймингом в готовом записанном продукте.
Производительность Sound Blaster ZxR
Мы протестировали качество звуковой карты Sound Blaster ZxR со следующими устройствами:
- Гарнитуры, подключенные через 3,5-миллиметровый выход на модуле ACM:, SteelSeries Siberia Full-size Headset v2
- Аудиосистема 2.1, подключенная через выход «цифра-аналог» (RCA): Bose Companion 5.
- Аудиосистема 5.1, Microlab H-500.
- Аудиосистема 7.1 (в ZxR поддерживается только 6 каналов, поэтому 2 колонки просто простаивали без дела и получался обычный 5.1 звук), подключенная через оптический выход: ресивер Sony STR-DA5500ES и динамиками от Sony.
- Наушники Beyerdynamic и Logitech.
Хотя в основном я использую свой компьютер для гейминга, я также слушаю на нем много музыки и время от времени записываю свое бренчание на гитаре. Могу сказать, что ZxR – это лучший представитель линейки звуковых карт Sound Blaster.
Что касается гейминга, то мы обнаружили, что работа Sound Blaster ZxR во многом была схожа на Sound Blaster Z. Все аудиоэффекты воспроизводились очень качественно, и в целом звук был чистым и отчетливым. Позитивным моментом в ZxR стало то, что здесь представлены многие сугубо игровые возможности, характерные для других карт семейства Sound Blaster Z. Например, с помощью режима Scout Mode можно значительно расширить диапазон высоких частот: это позволит вам получить незначительное тактическое преимущество во время игры за счет того, что голоса и звуки шагов будут слышны отчетливее.
Кроме этого, с задачами голосового чата во время игры и вообще любого VoIP-приложения очень хорошо справляется технология Crystal Voice. Среди ее возможностей – снижение уровня посторонних шумов, «умный звук», подавление акустического эхо и пр. Стоит отметить, что, например, подавление помех с помощью Crystal Voice работает намного эффективнее, чем эта же программная функция в Skype. К тому же, данная технология работает в буквальном смысле с каждым микрофоном, который подключается через интерфейс 3,5 миллиметра. Одна из самых замечательных опций – это подавление акустического эхо: она анализирует проигрываемый звук в реальном времени и отсекает его повторения. В особенности ее польза обнаруживается во время игры, когда ваши союзники по команде перестают слышать звук, исходящий из ваших колонок. Кроме этого, данная опция почти полностью устраняет звуковой резонанс, возникающий, когда у двух людей одновременно включены колонки при использовании VoIP-приложений.
Кроме всего прочего, мы также уделили внимание изучению работы Sound Blaster ZxR с высококачественными наушниками. При этом нами было обнаружено, что усилитель звуковой карты для наушников прекрасно справлялся со своими обязанностями, «вытягивая» Beyerdynamic DT990 с сопротивлением в 600 Ом. Это еще один из огромных плюсов новой карты от Creative, ведь благодаря ей отпадает необходимость в использовании отдельного усилителя для наушников. К сожалению, достаточно сложно сравнивать возможности Sound Blaster ZxR и встроенного звука, поскольку встроенный звук не смог как следует «потянуть» DT990. В свою же очередь, тестируя Sound Blaster ZxR в связке с Logitech Ultimate Ears 6000, сопротивление которых – 600 Ом, нами было обнаружено, что, вдобавок к повышению чистоты звука, значительно снизился уровень белого шума и шипения. Это свидетельствует о низком уровне помех при прохождении звукового сигнала.
Заключение
Нелегко делать какие-то выводы о Sound Blaster ZxR, когда параллельно не рассматривались Sound Blaster Z или Sound Blaster ZX. Но нам кажется, что данную карту лучше всего воспринимать как значительно доработанную версию Z или ZX. Ведь если различия в производительности между встроенным звуком в материнскую плату и Z/ZX сразу же бросаются в глаза, то найти какие-то значительные отличия между качеством воспроизводимого аудиосигнала Z/ZX и Sound Blaster ZxR весьма непросто (особенно в том случае, если вы не располагаете высококлассной аппаратурой для воспроизведения звука). К сожалению, как и в других сферах жизни, к производству звуковых карт тоже применяется экономический закон потери доходности, согласно которому всегда наступает момент, когда «больше» – уже не настолько «лучше», как ожидалось ранее.
Перед тем же, как перейти непосредственно к финальным словам о нашей звуковой карте, давайте сперва немного поговорим о Sound Blaster ZX. Кроме опубликованного обзора Sound Blaster Z, немного позже к нам в руки попала модель ZX. Так вот, когда смотришь на обе эти модели впервые, то главным отличием, бросающимся в глаза, есть присутствие у последней модуля ACM. Если вам интересно, почему у нас на сайте не был размещен обзор Sound Blaster ZX, то, по большому счету, в этом не было особого смысла. Судите сами: аппаратные составляющие Z и ZX почти одинаковые (за исключением конденсаторов), и, честно говоря, никакой разницы в качестве воспроизводимого звука мы тоже не обнаружили. Просто у модели ZX появился вышеупомянутый модуль ACM, который упрощает подключение внешних устройств (в частности, через выход 1/4 дюйма).
Что же касается Sound Blaster ZxR, то это устройство по части производительности и универсальности даст фору почти любой звуковой карте на рынке. Универсальность данного девайса проявляется в том, что его возможности одинаково понравятся любителям гейминга, хорошего воспроизводимого и записываемого звука. И пусть по всем трем компонентам это может быть и не самая лучшая звуковая карта, но свою состоятельность она явно демонстрирует на деле.
Достоинства:
- Качественная сборка и компоненты высокого класса
- Стабильное программное обеспечение
- Большой набор функций
- Возможность записи звука хорошего качества
- Отлично звук в играх
- Одиннадцатиполосный эквалайзер
- Возможность использовании наушники премиум класса
Недостатки:
- Только 6 канальный звук, нет поддержки 7.1 и больше
- Занимает довольно много места в системном блоке
- Цена
Если вы ищете звуковую карту для решения задач общего характера, я порекомендовал бы более простые модели Z или Zx. Стоят они значительно дешевле, а звук (особенно для гейминга) выдают почти такой же, как ZxR. С другой стороны, если вам нужно записывать качественный звук, то данная карта придется вам весьма кстати. Даже без использования дочерней платы качество записываемого ZxR звука намного превосходит более дешевые аналоги. Она станет настоящей находкой в случае, когда вы записываете звук или подключаете внешний усилитель или ресивер. Единственное, что мешает оценить Sound Blaster ZxR на 5 из 5 – это ее цена.
Разумеется, сколь бы качественной и универсальной не была карта, рано или поздно наступает время, когда приходится говорить о ее цене. Покупка Creative Sound Blaster ZxR опустошит ваш кошелек на 9000 рублей – а это делает ее одной из самых дорогих звуковых карт на рынке. Однако, как уже упоминалось ранее, данная карта и не предназначена для среднестатистического покупателя, как модели Z или ZX. Ее покупателем будет пользователь, серьезно относящийся к звуку; человек в чьем распоряжении есть дорогостоящее оборудование для его воспроизведения или же тот, кто стремится получить более-менее приемлемые результаты, записывая голос или партии на своих музыкальных инструментах.
Если в этом описании вы узнали себя, то в таком случае Sound Blaster ZxR оправдывает каждый вложенный в себя рубль. Если же нет, то лучше за эту сумму просто купите себе пару хороших новых колонок.