Разбираемся с компонентами ПК

Hardware | |

Если вы хоть раз заглядывали внутрь своего системного блока и с любопытством раздумывали, каким образом вся эта куча железяк и проводов позволяет вам наслаждаться любимыми фильмами, играми и веб-сайтами, значит когда-нибудь у вас может возникнуть желание собрать компьютер в соответствии со своими нуждами. Этим и замечательны ПК: вы можете собрать систему, вписывающуюся практически в любой ценник, и в зависимости от потребностей. К сожалению, если заранее не знать, что именно вам нужно, на этом этапе многих остановят сложности данного процесса и тонкости, что таит в себе каждый из компонентов.

Это руководство призвано устранить неразбериху в нагромождении цифр, аббревиатур и технических терминов, связанных с комплектующими ПК. Мы пройдёмся по всем основным элементам компьютера, изучая их роль в системе, отличительные черты и важность для пользователя. К концу статьи вы будете чётко представлять, что желаете видеть в ПК.

Для тех, кому лень читать, мы будем подводить итоги в каждом из разделов и выделим их жирным шрифтом, чтобы помочь вам выбрать наиболее подходящие устройства.

Процессор

Центральный процессор (CPU) – это главная рабочая лошадка в каждом компьютере, ноутбуке или игровой консоли. Он отвечает за чрезвычайно широкий спектр задач: за обработку звука мелодии, играющей в медиаплеере, за обращение к оперативной памяти или жёсткому диску во время работы программ, за общение с серверами во время загрузки интернет-сайтов и за удовлетворение нужд операционной системы. Во время игры CPU остаётся в центре событий, на него ложится множество обязанностей: вычисление направления движения персонажа в зависимости от сигналов клавиатуры и мыши, определение реакции искусственного интеллекта на вас и на окружение, обновление информации на интерфейсе, общение с игровым сервером по поводу расположения и действий других игроков, вычисление направления, из которого поступают звуки и направление данных от жёсткого диска к оперативной памяти.

CPU Chip

Вот стандартное описание центрального процессора:

  • Семейство и модель: Как и в случае с видеокартами, крупные производители процессоров выпускают разные линейки продуктов для разных потребителей. Из процессоров Intel лучший выбор для ноутбуков и настольных систем – Core i7 и i5, а их линейка Xeon предназначена для более профессионального использования. Модель (в нашем случае 4770K) отображает серию и сравнительную позицию в ней. В общем и целом, чем больше три последние цифры, тем выше производительность CPU.
  • Тактовая частота: Это скорость, с которой процессор производит вычисления. GHz – значит гигагерц или один миллиард циклов в секунду, так что наш процессор работает на скорости 3,5 млрд. «оборотов» в секунду. Как правило, чем выше частота, тем быстрее CPU справляется с работой, но это не всегда так. Мы не советуем использовать этот показатель для сравнения процессоров из разных серий, потому что их архитектура может настолько сильно отличаться, что такое сравнение будет абсолютно бессмысленным.
  • Тип разъёма: Тем или иным образом CPU присоединяется к материнской плате (о которых мы поговорим чуть позже), чтобы взаимодействовать с остальными компонентами. Современные процессоры либо сидят в разъёме, либо вставляются в него, и они предназначены только для определённых разъёмов. Наш i7-4770K работает только с разъёмом LGA 1150 – не с LGA 1155 и не с LGA 2011 – и с ним будут совместимы только материнские платы с данным разъёмом.
  • Thermal design power (TDP): Эта величина показывает наибольшее количество тепла (в ваттах), которое выделяет CPU в обычном режиме. Система охлаждения процессора должна отводить от него как минимум столько тепла, чтобы он не перегрелся, так что высокий показатель TDP потребует более мощного кулера.
  • Количество ядер: «Ядром» в процессоре называют логический центр выполнения задач: как простых, вроде сложения чисел на калькуляторе, так и куда более сложных, таких, как симуляция поведения компьютерных противников в игре. Обычно в процессорах не более двух или четырёх ядер, потому что они очень быстрые (с высокими тактовыми частотами) и потому что многие процессы, которые они обрабатывают, нельзя просто разделить между несколькими ядрами. Несколько ядер позволяют CPU обрабатывать несколько не связанных между собой (или хотя бы способных работать параллельно) задач. Многие игры последних лет поддерживают использование нескольких ядер для упрощения своей обработки, но они редко используют больше 2-3 ядер. Игры нового поколения способны нагружать 4 и более ядер. Так что четырёхъядерные CPU или CPU с технологией HyperThreading (несколько потоков на ядро) будут более подходящими для любителей игр.

Поскольку CPU играет такую видную роль, существует весомый стимул для приобретения быстрого процессора. Как и графические процессоры, CPU работает на заданной тактовой частоте, измеряемой в гигагерцах (GHz, где 1 GHz = 1000 MHz) или миллиардах циклов в секунду. Несмотря на значительную разницу в частотах, CPU оснащены лишь несколькими ядрами, в то время как у GPU их могут быть сотни, а то и тысячи. Но это не пережиток старой архитектуры: просто мириады процессов, которыми занят CPU, трудно разделить между несколькими ядрами, так что приходится компенсировать скорость тактовой частотой. Впрочем, многоядерность всё-таки полезна, так как позволяет процессору одновременно заниматься независимыми задачами: в контексте игры одно ядро можно использовать для обработки звуков и интерфейса, другое для работы с сетью, третье для настройки вершин объектов и искусственного интеллекта и оставшееся ядро для фоновых задач, таких как обслуживание операционной системы, клиента Steam, голосовой связи и браузера.

Одна из не самых понятных цифр в описании процессора – это величина TDP. Иногда её можно увидеть и в спецификациях видеокарт. Выраженная в ваттах, она показывает количество тепла, которое необходимо отводить от процессора для предотвращения его перегрева при работе на стандартной тактовой частоте. Проще говоря, это максимум тепла, что может выделять процессор при нормальной частоте. Эта цифра не говорит о потреблении питания или при какой температуре процессор сможет работать, просто именно столько тепла кулеру нужно рассеивать, чтобы процессор не нагревался сверх меры. На этот показатель стоит обратить внимание, если вы хотите поставить стороннюю систему охлаждения (впрочем, у кулеров нет стандарта измерения производительности, поэтому в их описаниях вы не увидите значение TDP). Если вы хоть немного сомневаетесь, пробегитесь по обзорам или тестам нескольких моделей, чтобы выяснить, какой кулер лучше подойдёт под вашу конфигурацию.

Иногда упоминается, но не поясняется такая величина, как технологический процесс производства CPU. В спецификациях видеокарт она проскакивает столь же часто. Это показатель (32 нм, 22 нм и т.п.), показывающий, насколько миниатюрны компоненты процессора. Меньший техпроцесс говорит о более новой архитектуре, позволяющей использовать больше компонентов в CPU для повышенной скорости работы и эффективного энергопотребления, но это не значит, что более крупный техпроцесс обязательно уступает в плане производительности.

Итог для ленивых: Как правило, процессоры с высокой тактовой частотой и несколькими ядрами работают быстрее.

Материнская плата

В каждом действии, что совершает ваш компьютер – проигрывает песню в колонках, подаёт запрос на открытие страницы в браузере, запускает игру или же просто включается – материнская плата играет свою роль. Она обеспечивает возможность взаимодействия всех компонентов между собой, распределяет питание между подсистемами и является физической и функциональной основой, на которой вы будете собирать всю систему.

материнка

Вот как могут быть выражены характеристики материнской платы:

  • Тип разъёма процессора: Как уже упоминалось, процессоры предназначены для работы с конкретными разъёмами. В данном случае мы имеем разъём LGA 1150 для процессоров Intel Core i5 и i7 на архитектуре Haswell, и только такие CPU будут совместимы с платой.
  • Чипсет: Рядом с типом разъёма обычно указывают набор аппаратных средств для его поддержки, называющийся чипсетом. Он обеспечивает множество полезных функций, которые вы можете найти на плате, например USB 3.0, SATA III, высокоскоростной Ethernet и поддержка нескольких видеокарт. Поскольку чипсеты предназначены для ряда процессоров, направленного на разные группы потребителей, существуют разные чипсеты для одинаковых разъёмов. К примеру, чипсет H87 тоже разработан под разъём LGA 1150, но в нём нет такого широкого функционала, как в Z87, и обычно он используется в бюджетных системах и недорогих игровых моделях, не предназначенных для разгона комплектующих.
  • Форм-фактор: Форм-фактором называют размер и компоновку материнской платы. Стандартным размером является ATX, он подойдёт как для мощных, так и для простых систем. Уменьшенные форм-факторы mini-ITX и micro-ATX набирают популярность у игроков и энтузиастов благодаря своим компактным габаритам и поддержке большинства функций, присущих ATX. На их основе можно собрать и игровую модель с одной видеокартой, и простенький HTPC, и любую промежуточную систему.

Материнские платы строятся вокруг процессорного разъёма и чипсета, который поддерживает определённую платформу процессоров. Например, чипсет Intel Z87 предназначен для их процессоров Core-i7 на архитектуре Haswell. Эти процессоры работают только с разъёмом LGA 1150. Чипсет обеспечивает поддержку множества технологий, таких, как гигабитные сети, звук высокой чёткости, порты USB и SATA и работа нескольких видеокарт в режимах типа SLI от NVIDIA. За всем этим стоит UEFI (унифицированный расширяемый интерфейс прошивки), фундаментальная часть программного обеспечения, инициализирующая все компоненты системы при включении, проверяющая все возможные неполадки устройств и предоставляет пользователю управлять такими опциями, как отключение неиспользуемых элементов (например, интегрированной звуковой карты или сетевого адаптера) или устанавливать скорость работы и напряжение компонентов.

Давайте подробнее остановимся на PCI Express (PCIe), так как этот стандарт особенно важен при выборе платы под несколько видеокарт. PCIe – это интерфейс подключения, который вы скорее всего увидите в любой современной видеокарте и системной плате. PCIe удобен тем, что подключаемые к нему устройства не обязательно должны относиться к одному поколению или иметь одинаковую ширину шины. Например, можно вставить видеокарту PCIe 1.0 в слот PCIe 3.0 или наоборот, и всё будет прекрасно работать. Впрочем, производительность будет соответствовать самому слабому звену, то есть, да – вы можете вставить карту PCIe 2.0 в слот PCIe 3.0, но работать она в нём будет с той же скоростью, что и в слоте PCIe 2.0.

Различия в ширине шины слота (1x, 2x, 4x, 8x, и 16x) тоже позволяют предугадать производительность. Устройство 8x PCIe 2.0, установленное в слот 4x PCIe 2.0 будет работать с вдвое меньшей теоретической пропускной способностью. Если добавить в пример видеокарту из другого поколения, то расчёты будут посложнее: PCIe 3.0 вдвое быстрее PCIe 2.0, который вдвое быстрее PCIe 1.0. Таким образом, пропускная способность 4x PCIe 3.0 будет эквивалентна слоту 8x PCIe 2.0 или 16x PCIe 1.0. Разница в производительности не будет такой большой, как можно предположить по этим цифрам, и даже столь мощные видеокарты, как GTX TITAN, вовсе не обязательно вставлять в слот 16x PCIe 2.0, и следовательно, в слоте 16x PCIe 3.0 они дадут совсем незаметный прирост в производительности (или же его вообще не будет).

Поговорим о линиях PCIe. Это важно для всех, кто заинтересован в установке нескольких видеокарт, потому что чипсетом материнской платы устанавливается максимальное количество линий (путей связи), доступное сразу для всех слотов. В обычном режиме слот 16x PCIe общается с процессором по 16 линиям, но при подключении нескольких устройств PCIe, системная плата будет сокращать количество этих линий для каждого слота, чтобы вписываться в ограничение чипсета. Например, чипсет Intel Z87 позволяет процессору общаться с подсистемой PCIe по 16 линиям, и видеокарта 16x PCIe в слоте 16x PCIe будет использовать весь свой потенциал.

Теперь, если мы поставим вторую видеокарту, системной плате придётся сократить оба слота до PCIe 8x. Все 16 линий PCIe по-прежнему будут использоваться, но наши карты будут работать с меньшей пропускной способностью, чем мог бы позволить каждый слот. Производители материнских плат могут обойти это ограничение, установив чип мультиплексор, такой, как NF200 или PLX. Мультиплексоры динамически изменяют способ общения видеокарт по линиям PCIe, позволяя использовать все преимущества ширины слотов 8x или 16x за пределами обычных возможностей чипсета. Стоит отметить, что такие чипы необходимы для работы режима 3-Way SLI из-за того, что в спецификациях плат и требованиях к общей пропускной способности не всегда указывается точная ширина шины PCIe при установке нескольких GPU.

Итог для ленивых: Память и процессор должны соответствовать типу разъёма и слотов на материнской плате. Также обращайте внимание на форм-фактор и наличие таких функций, как SLI и Crossfire.

Видеокарта

Видеокарта – узкоспециализированная и довольно сложная часть технической начинки компьютера. Она особенно важна для любителей игр, поскольку её производительность определяет, будет ли та или иная игра работать с комфортной частотой кадров. Например, если мы захотим запустить игру с требовательной визуальной составляющей, вроде Assassin’s Creed IV Black Flag в разрешении 2560×1440 и с высокими настройками графики, слабые видеокарты не смогут обеспечить приемлемое количество кадров (изображений) в секунду, в результате чего всё происходящее на экране будет медленным или прерывистым. Чтобы этого избежать, вам следует ознакомиться с некоторыми цифрами и терминами, которые помогут подобрать подходящее устройство.

графический кластер tesla

В стандартном описании видеокарт можно выделить следующие пункты:

  • Семейство: Поставщики видеокарт обычно предлагают несколько групп (семейств) продуктов, направленных на разные категории потребителей. К примеру, карты для карт от Nvidia – GeForce предназначены для игр, Quadro – для рабочих станций и профессиональных художников и моделлеров, карты Tegra применяются в портативных и мобильных устройствах, а Tesla – в научном оборудовании.
  • Модель или торговое наименование: В продуктах NVIDIA тип (GTX) и число (780) модели определяют положение конкретной видеокарты в своей серии: GTX – это модели высшего уровня, и мы видим, что данная карта принадлежит к серии 700. Для видеокарт Radeon от ATI – R5 210-230, R7 240-260, R9 270-290. В Эта информация даёт нам понять, что данная видеокарта по производительности превосходит модель GTX 770 или GTX 760. Сравнивать её с представителями предыдущих поколений уже не так просто, особенно когда речь идёт о моделях x90, таких, как GTX 690 с двумя графическими чипами на борту – топовые модели предыдущей серии могут выигрывать в производительности.
  • Объём памяти: Все видеокарты работают со специальными, высокоскоростными хранилищами данных. Они называются видеопамятью, или сокращённо VRAM. Объём VRAM обычно исчисляется в мегабайтах (MB) или гигабайтах (GB, где 1 GB = 1024 MB). Для производительности игр важно иметь достаточный объём памяти, но больше – не всегда значит лучше. Тем, кто играет на одном мониторе в разрешении 1920×1080, в большинстве случаев хватит двух гигабайт, но такие современные игры, как Battlefield 4 могут потребовать и большего количества памяти для игры на высоких настройках. Если вы играете в большем разрешении и/или используете сразу несколько мониторов, скорее всего, вам будет нужен больший объём. Превышение пределов ваших потребностей не обеспечит прироста в производительности.
  • Тип памяти: Есть несколько стандартных типов видеопамяти, и царствует среди них на данный момент GDDR5. Версии, которые она заменила, GDDR4 и GDDR3, всё ещё можно встретить в компьютерах и ноутбуках, не нацеленных на производительность в играх.
  • Ширина шины памяти: Это общее количество связей между памятью и ядром видеокарты. Чем оно выше, тем этих связей больше, а значит, за один раз будет передаваться больше информации.

Вы можете спросить: «Как же понять разницу между быстрой и медленной видеокартой?» Хороший вопрос. Давайте в подробностях рассмотрим основные показатели производительности.

Все видеокарты в первую очередь отличаются своим графическим процессором (GPU), чипом с широким набором различных функциональных составляющих, определяющих возможности видеокарты. Например, в GPU требуется наличие особого компонента, отвечающего за запуск игр, использующих DirectX 11, а некоторые функции могут быть даже специфичными для бренда: в случае NVIDIA это TXAA, адаптивная вертикальная синхронизация, SLI, и PhysX. GPU содержит в себе немало разных компонентов, но основного внимания игроков заслуживают шейдерные блоки (также известные как ядра и потоковые процессоры), так как именно они ответственны за визуализацию наиболее реалистичных графических эффектов в современных играх: правдоподобного освещения, комплексных теней, глубины поля, физики и многого другого. И, сравнивая между собой видеокарты из одного семейства, вы почти всегда можете быть уверены, что модель с наибольшим количеством шейдерных блоков лучше проявит себя в требовательных играх. Все компоненты GPU работают в определённом темпе, известном как тактовая частота. Как правило, чем эта частота выше, тем быстрее работает видеокарта.

Тактовая частота видеокарт обычно исчисляется в MHz, или мегагерцах, где 1 MHz – это один миллион циклов в секунду. Большинство компонентов GPU работают на одной частоте, называемой частотой ядра, но шейдерные блоки могут работать и на повышенной частоте (частота шейдеров). Стоит учесть, что данный подход применяется далеко не во всех видеокартах, к примеру, шейдерные блоки видеокарт серий GeForce GTX 600 и GTX 700 работают на одинаковой с ядром частоте. И, наконец, есть частота памяти, относящаяся к чипам памяти видеокарт, но будьте внимательны: оценить этот показатель не так просто, потому что его могут указывать по-разному. Рассмотрим этот момент поподробнее.

Память, что используется в видеокартах, отличается от тех модулей, что вставляются в слоты материнской платы. Её нельзя отделить, она напрямую соединена с GPU и работает на очень высокой частоте для постоянного перемещения больших объёмов данных во время игры (иначе называемой «пропускной способностью»). Есть несколько разновидностей видеопамяти, наиболее современной является GDDR5, также всё ещё можно встретить старые GDDR4 и GDDR3. К обозначениям тактовой частоты следует присматриваться внимательнее, так как любой тип памяти считывает или записывает данные дважды за такт, а значит частоту могут указывать как «номинальную» (на которой и работают чипы) и «эффективную» (т.е. номинальную, умноженную на два). Приведём пример: память GDDR3 с номинальной частотой 1250 MHz будет иметь эффективную частоту 2500 MHz. А так как GDDR5 использует два немного разных типа частот, на каждой из которых действует дважды, то её эффективную частоту указывают, как умноженную на четыре, таким образом, в случае с памятью GDDR5, номинальная частота 1250 MHz может рекламироваться как 5000 MHz.

Вне зависимости от своего типа, видеопамять связана с графическим процессором посредством ряда соединений. Количество этих соединений называется шириной шины памяти и указывается как «n-bit» (192-bit, 256-bit, 384-bit). Чем больше цифра, тем шина памяти шире (больше соединений), что говорит о теоретической способности чипов памяти передавать больше данных за один раз.

Объём памяти видеокарт может указываться как в мегабайтах (MB), так и в гигабайтах (GB). Следует сразу подчеркнуть, что большой объём памяти нельзя автоматически приравнивать к высокой производительности. Это никоим образом не преуменьшает его важность, учитывая, что видеокарте необходимо много места для хранения данных, особенно при работе с большими разрешениями или в мультимониторной конфигурации, и если места будет недостаточно, это очень сильно скажется на производительности. Но суть в том, что когда места уже хватает, дополнительный объём не увеличит скорость работы карты. Полезно иметь чуть больше памяти, чем нужно, чтобы в будущем без проблем играть в более детализированные игры или перейти на монитор с большим разрешением, но не покупайте видеокарту только ради этого или только из-за большого объёма памяти.

Итог для ленивых: Чем больше памяти и ядер в видеокартах, тем лучше они подходят для игр.

Память

Оперативная память (Random Access Memory, память с произвольным доступом, RAM или просто «память») – это временное высокоскоростное рабочее пространство компьютера. Операционная система, все запущенные вами приложения и данные, с которыми они работают: всё это отправляется в оперативную память по первому требованию, но находится там только пока в этом есть необходимость. Поэтому современная память типа DDR3 настолько быстрее любого жёсткого диска и сверхбыстрых накопителей SSD, и с точки зрения производительности очень важна её способность своевременно находить и хранить информацию. Игры используют RAM для хранения всевозможных данных, таких, как статистика игрока (здоровье, патроны, наложенные эффекты, местонахождение), уровень и модели объектов, текстуры для использования в будущем и все инструкции, по которым должна работать игра.

оперативка

Вот стандартные спецификации комплекта оперативной памяти:

  • Объём памяти: Вместимость набора модулей или каждого отдельного модуля выражается в гигабайтах (GB). Как мы видим, общий объём комплекта равен 8 GB, чего хватит даже для самых мощных конфигураций и хардкорных игроков. В скобках указано, что комплект представляет из себя два модуля памяти по 4 GB каждый. Это называется «двухканальный комплект», наиболее распространённый вид.
  • Тип памяти: Как и в случае с видеопамятью, тут есть свои стандарты, из которых DDR3 является самым быстрым, доступным и недорогим. Память вставляется в специальные слоты на материнской плате, для совместимости слоты и память должны быть одного типа.
  • Тактовая частота: После всего вышеописанного вы уже можете и сами понять, что это скорость работы памяти, и она исчисляется в мегагерцах. Для DDR3 ассортимент доступных частот варьируется от 1066 MHz до 2800 MHz и выше, но преимущество модулей быстрее 1600 MHz будет сильно ограничено при работе с процессорами, построенными на архитектурах Sandy Bridge и Ivy Bridge. Архитектура Haswell лучше работает с высокоскоростной памятью, эффективно взаимодействуя с частотами вплоть до 2400 MHz.

По аналогии с видеопамятью, большой объём оперативной памяти не гарантирует прибавки в производительности, и 8 GB хватит большинству игроков для любых игр текущего поколения. Если вы часто занимаетесь обработкой изображений или видео или в системе установлен SSD, использующий оперативную память для повышения скорости передачи данных, то в этом случае более подходящим вариантом будет объём в 16 GB.

Есть несколько различных типов памяти, вскоре на рынке должна появиться память DDR4. Она быстрее и обладает большей энергоэффективностью, чем DDR3, DDR2 и DDR, которые она заменит. Модули памяти отличаются в первую очередь частотой (в мегагерцах), по традиции указывается эффективная частота (о ней мы уже говорили в разделе о видеокартах). Зачастую дорогие высококлассные модули могут предоставить более высокую скорость работы и теоретическую пропускную способность, чем бюджетные образцы, но в связке с процессорами, не основанными на архитектуре Haswell, эти различия будут почти не заметны. Дорогая память позволяет добиться большего успеха в разгоне (запуск компонента в более быстром режиме) CPU, поставляется со специальными радиаторами и продлённым гарантийным сроком работы.

Латентность, или в просторечии тайминг – это количество тактов, необходимых модулю для выполнения определённого действия. Существует несколько десятков различных видов таймингов, но в спецификациях указываются четыре из них в виде ряда чисел, например 9-9-9-24. Мы не будем углубляться в их специфические значения, вам главное знать, что чем меньше эти числа, тем меньше время отклика. Первое число – это «CAS-латентность», оно может указываться отдельно, или вообще быть единственным указанным таймингом. Как и в остальных случаях, чем это число меньше, тем лучше. Впрочем, низкие тайминги сами по себе не обеспечивают хорошую производительность. Быстрые модули DDR3 могут иметь более высокую латентность, чем медленные DDR2, но выигрывать в скорости за счёт большего количества тактов в секунду.

Итог для ленивых: Большинству игроков хватит 8-16 GB памяти.

Блок питания

Блок питания (БП), пожалуй, самый простой в понимании компонент, но отнюдь не наименее важный. Каждое устройство в компьютере создано для работы с чётко определённым напряжением постоянного тока, и вся система может за доли секунды потреблять сотни ватт. БП должен быть в состоянии работать в таких суровых условиях, подавая стабильное напряжение на разных уровнях и в то же время обеспечивая необходимую мощность на каждом из этих уровней для удовлетворения самых высоких потребностей системы.

кабель блока питания

Описание блоков питания бывает перегруженным терминами и цифрами, но давайте рассмотрим сокращённый вариант:

  • Выходная мощность: Выраженная в ваттах, эта цифра показывает мощность, которую БП может непрерывно предоставлять системе. Это не количество тока, что будет потребляться из розетки, потому что блоку нужно преобразовывать переменный ток в постоянный, и этот процесс не абсолютно эффективен. Также, это число не показывает количество тока, потребляемого постоянно, лишь то количество, которое блок способен потреблять. Эта цифра всегда должна быть выше, чем мощность, необходимая вашей системе при максимальных нагрузках, иначе недостаток питания приведёт к немедленному отключению компьютера.
  • Сертификат 80 PLUS: То, насколько хорошо БП конвертирует переменный ток в постоянный, называют его эффективностью, и блоку с высоким общим рейтингом эффективности (с учётом значений при низкой нагрузке, высокой нагрузке и нескольких промежуточных) организацией 80 PLUS присваивается один из пяти сертификатов. Такие блоки наиболее выгодно используют потребляемую электроэнергию, но это опциональная сертификация, так что БП без данного сертификата не обязательно является плохим.
  • Тип кабелей: Модульные кабели – это обычные кабели питания, которые можно отсоединять от блока. Раньше все провода были встроены в БП и любой ненужный провод болтался в системном блоке без дела, что нарушает вентиляцию и сильно портит внешний вид. Сейчас модульные кабели – обычное дело, но всё равно постарайтесь убедиться в их наличии.

Существует заблуждение, что выходная мощность БП – это количество потребляемого тока, по аналогии с 60-ваттной лампочкой, при включении потребляющей 60 ватт. Выходная мощность – это максимальное количество постоянного тока, которое БП может непрерывно предоставлять системе, и это происходит только тогда, когда системе требуется столько мощности.

Действительное значение потребляемой электроэнергии зависит от нагрузки на блок и его эффективности (способности к преобразованию переменного тока в постоянный) при данной нагрузке. Например, 800-ваттный БП при нагрузке 70% сохраняет эффективность 85% и поставляет в систему 560 ватт. При этом из розетки он потребляет приблизительно 644 ватта. Если вас беспокоит сохранность окружающей среды, стоит почитать углублённые обзоры на заинтересовавшие вас блоки, чтобы узнать их точную эффективность.

Высокоэффективные блоки отличаются одним из пяти сертификатов 80 PLUS: 80 PLUS (самая низкая эффективность), 80 PLUS Bronze, 80 PLUS Silver, 80 PLUS Gold, и 80 PLUS Platinum (самая высокая эффективность). Чем выше уровень сертификата, чем эффективнее работает блок по всему диапазону пропорциональных нагрузок. Производитель сам решает, проходить ли данную сертификацию, так что не обязательно, что блоки без таких отметок будут неэффективными, но присматриваться всё же лучше к сертифицированным моделям.

Большинство энергии БП будет поставлять в систему по линии +12В, питающей наиболее прожорливые элементы системы, в том числе процессор и видеокарты. БП может быть собран с одной массивной линией +12В или же с несколькими линиями поменьше. Стоит отметить, что это не оказывает никакого влияния на его эффективность или качество подачи энергии. Эволюция технологий отказоустойчивости, таких, как защита от короткого замыкания или перегрузки по току, вышла на такой уровень, что уже нет существенных причин для выбора той или иной конфигурации линий, по крайне мере, пока вы не приглядываетесь к топовым моделям мощностью 1000 ватт и выше, где система из нескольких линий становится более надёжной. Качество линий +12В является более важным для владельцев мощных систем и любителей разгона, так как их компьютеры будут требовательны к БП. Если вам интересно, как ведёт себя в деле конкретная модель, почитайте профессиональные обзоры в сети.

Если блок отмечен как модульный, значит от него можно отсоединять кабели питания, оставляя только те, которые необходимы в вашей системе.

Итог для ленивых: Очень важно выбирать эффективный блок 80 PLUS с мощностью, достаточной для питания вашей системы. Модульные кабели удобны и практичны.

Запоминающее устройство

Запоминающие устройства служат постоянным хранилищем для всех ваших программ, фильмов, музыки, изображений, документов и любых файлов, которые вы можете себе представить. Сейчас на рынке доступно два основных типа запоминающих устройств: всем знакомые жёсткие диски (HDD) и относительно новые твердотельные накопители (SSD). Оба типа используют разъёмы питания и передачи данных стандарта SATA, но отличаются кое в чём другом.

большой массив ssd

Давайте рассмотрим их чуть поближе на примере одного из описаний:

  • Ёмкость: Это главная цифра для обоих типов накопителей – именно столько данных они могут содержать. HDD бывают ёмкостью до 2 терабайт (TB, где 1 TB = 1024 GB) и выше, но при этом цена на них остаётся невысокой. Цены на SSD тоже становятся всё более демократичными, но модели объёмом 500 GB и выше неумеренно дороги, впрочем об этом можно особо не волноваться, ведь их главное преимущество не вместительность, а скорость.
  • Скорость вращения шпинделя: Относится только к HDD. Это значение показывает, сколько оборотов в минуту (RPM) может совершить магнитный диск. Высокий показатель RPM позволяет жёсткому диску обрабатывать больше данных за один раз, что заметно сказывается на производительности.
  • Объём буфера: Относится только к жёстким и гибридным дискам. Они используют буфер (небольшое количество быстрой, выделенной памяти), чтобы ускорить передачу данных, записанных/прочитанных в недавнее время. Идея в том, чтобы сократить время ожидания этих данных системой, но здесь прибавка в производительности очень ограничена.
  • Интерфейс передачи данных: Тип соединения, которое накопитель использует для передачи данных в систему и обратно. На этом фронте доминирует SATA, но есть три разных уровня: SATA I (1.5 Gb/s), SATA II (3.0 Gb/s), и SATA III (6.0 Gb/s). Цифры в скобках демонстрируют пропускную способность (передачу данных за единицу времени) накопителя, и очевидно, что наиболее привлекательным выглядит SATA III, но для извлечения всей выгоды из этого стандарта, его должны поддерживать и материнская плата, и запоминающее устройство, и соединяющие кабели.

В HDD для записи и последующего считывания данных используются вращающиеся магнитные пластины. Процесс чтения и записи – механический и поэтому относительно медленный, но жёсткие диски предлагают внушительный объём памяти по низкой цене, что делает их идеальным выбором для резервного хранилища или крупных коллекций медиа. Скорость вращения пластин (или же дисков) исчисляется в оборотах в минуту (RPM) и высокий показатель RPM обеспечит высокую скорость передачи данных. Также HDD выделяют немного памяти для своих нужд, она называется буфером или кэшем и незначительно сокращает время доступа к накопителю.

SSD служат для тех же целей, что и HDD, но для хранения данных используют встроенные чипы флэш-памяти, позволяющей производить чтение и запись на очень высокой скорости. Твердотельные накопители привлекательны для поклонников игр, так как их скорость ввода/вывода снижает время всех загрузок (будь то включение системы, запуск приложения, начало игры, переход к новому уровню, подгрузка новых объектов и текстур). Также SSD помогают стабилизировать частоту кадров в играх, сильно нагружающих накопитель, например, The Elder Scrolls V: Skyrim с текстурами высокого разрешения. SSD не содержат движущихся частей, поэтому потребляют меньше энергии и меньше перегреваются по сравнению с жёсткими дисками, но стоят гораздо дороже за единицу ёмкости – примерно в 8-10 раз дороже HDD. Вот наглядный пример: 256 GB SSD обойдётся вам примерно в $150, за те же деньги вы можете купить HDD ёмкостью 2-3 TB. С такой дорогой ёмкостью SSD выгоднее использовать для установки операционной системы, игр и приложений, хотя даже при этом вы будете вынуждены перемещать что-то из этого на жёсткий диск (в случае с играми мы рекомендуем использовать SteamMover).

Буферизация для твёрдотельных накопителей (Solid State Caching, SSC) – технология, предлагающая привлекательный компромисс, но с одним недостатком. Вместе с SSC стандартный HDD работает как обычно: на нём хранится операционная система, все игры, программы и документы. Маленький и недорогой (<$100) SSD работает с ним в паре, автоматически и избирательно записывая на себя наиболее часто используемые приложения. Таким образом, у вас будет и много свободного места, и быстрая загрузка в любимых играх, и хотя вам не надо будет беспокоиться о записи данных на SSD, его небольшой объём не позволит использовать преимущество в скорости во всех программах. У Intel для этого есть технология Smart Response Technology (SRT), доступная в некоторых системных платах на чипсетах Intel. У этой технологии нет ограничений на то, какой SSD вы можете подключить, но некоторые компании производят накопители и программное обеспечение специально ради подобных нужд для владельцев плат без SRT (SanDisk ReadyCache, Crucial Adrenaline).

Замечание: Если при такой буферизации откажет SSD или будет повреждён загрузочный сектор, существует высокий риск потери всех данных на механическом накопителе. Во избежание потери ценных файлов и важных документов рекомендуется использовать SSC только когда связка SSD и HDD хранит игры и приложения, а личные документы и сохранения располагаются на отдельном диске. К тому же, полезно регулярно делать резервное копирование важной информации. Из-за этого риска и вследствие снижения цен на SSD производители всё меньше обращаются к буферизации и пользователи просто используют твёрдотельные накопители для ОС и игр ради увеличения производительности системы.

Итог для ленивых: SSD для операционной системы и игр, HDD для всего остального. Чем больше, тем лучше и тем дешевле каждый гигабайт.

Заключение

Весьма полезно иметь солидный багаж знаний насчёт каждого из компонентов перед вашей следующей покупкой, неважно, будет ли это замена HDD на SSD или сборка своего собственного монстра с нуля, но в индустрии постоянно разрабатывают что-то новое. Чтобы не отставать, нужно следить за пресс-релизами, производственными планами, блогами и анонсами от самих производителей и от авторитетных интернет-ресурсов. Оставайтесь с нами, чтобы быть в курсе последних новостей из мира компьютеров и игр.

Сейчас вы, наверное, уже раздумываете над конфигурацией компьютера своей мечты, который соберут специально для вас компании-сборщики, а возможно, вы даже стремитесь самостоятельно собрать систему из отдельных комплектующих, что очень похвально! Нужны идеи, с чего начать? Смело спрашивайте нас в комментариях!

Поделиться

Обсудить