Выбор беззеркального фотоаппарата в 2019
В 2019 беззеркалки окончательно закрепились на вершине мечтаний фотографов. В прошлом году они продавались почти наравне с DSLR-моделями (во многом благодаря Sony), а в нынешнем вполне могут впервые обойти их по продажам, учитывая количество беззеркальных камер, выпущенных под конец 2018, и их внушительную долю среди важных новинок этого года.
Все новые камеры обзавелись улучшенным автофокусом, электронными видоискателями и возможностью съёмки превосходных роликов в 4K. Nikon, Canon и Fujifilm выпустили новые модели – уже тепло воспринятые покупателями – всерьёз намереваясь подвинуть Sony. И у них получается: в Японии, к примеру доля Sony на рынке полнокадровых беззеркалок уменьшилась с 99,5 до 60 процентов.
Чем больше разнообразия, тем лучше, но и тем сложнее определиться с покупкой. Для этого мы и здесь – наше подробное руководство, посвящённое беззеркальным фотоаппаратам, поможет разобраться, какая модель лучше подходит под ваши нужды и бюджет.
Основы
Чтобы понять, почему беззеркалки так быстро обретают популярность, давайте пробежимся по базовым аспектам устройства фотокамер. Цифровые зеркальные фотоаппараты, или DSLR, оснащены зеркалом, отражающим свет так, что вы можете смотреть прямо сквозь объектив, не прибегая к помощи электроники. В момент съёмки зеркало смещается вверх, открывая объектив для светочувствительной матрицы. Следствием всего этого является приличный размер корпуса и в большинстве случаев невозможность лицезреть непосредственный момент, запечатлённый на фото.
В то же время такой принцип позволяет производителям размещать детекторы фазовой фокусировки на пути света при помощи вспомогательного зеркала. Детектор замеряет расстояние до объекта съёмки ещё до того, как вы сделаете фото, что обеспечивает практически мгновенный автофокус. Однако вы теряете это преимущество, фотографируя или снимая видео с поднятым зеркалом (в режиме Live View).
Компактные и беззеркальные фотоаппараты полагаются на электронные видоискатели и, во многих случаях, просто на дисплеи. Качество видоискателей, особенно за последний год, шагнуло далеко вперёд, и большинство камер среднего и высшего уровня предлагают OLED-устройства с разрешением минимум 2,4 миллиона точек. В отличие от оптических, электронные видоискатели показывают, как будет выглядеть итоговый снимок. Преимущества оптических вариантов на данный момент сводятся лишь к меньшему (точнее полностью отсутствующему) энергопотреблению.
В некоторых беззеркальных камерах, например, от Panasonic, используется контрастный автофокус, определяющий фокусное расстояние своеобразным методом проб и ошибок. Впрочем, большинство производителей, включая Sony, Nikon и Canon, используют гибридный контрастно-фазовый автофокус. Детекторы фазового автофокуса встроены прямо в матрицу, так что теоретически такая фокусировка не уступает зеркальным моделям. Проблема в том, что таким образом уменьшается площадь сенсора и может возникнуть эффект горизонтального бандинга. С другой стороны, заметить его можно, только специально вглядываясь.
В общем и целом, зеркалки высшего уровня, вроде Nikon D850, всё ещё опережают беззеркальные камеры по скорости автофокуса. Однако есть и модели, нивелирующие этот разрыв (Sony 6400, A9 с новой прошивкой) и предлагающие более совершенные системы отслеживания глаз и лица. Вдобавок, на беззеркалках автофокус лучше работает с видео, что в особенности касается фазовой технологии Canon Dual Pixel.
Зеркальные и беззеркальные камеры позволяют менять объектив, но в случае с компактными фотоаппаратами придётся довольствоваться имеющимся. Они выигрывают в портативности, но с одним объективом вам всегда придётся чем-то жертвовать. К примеру, Fujifilm X100F оснащена быстрым, но несъёмным объективом 35 мм (в эквиваленте) с апертурой f/2.0 и без увеличения. У Sony RX100 V зуммируемый объектив 24-70 мм, но с увеличением он снимает медленнее и не может похвастаться чёткостью фиксированных объективов. Благодаря своей миниатюрности, компакты идеально подходят для прогулок и путешествий.
DSLR, беззеркалки и компакты
Какой же класс выбрать? На каком сенсоре остановиться: однодюймовом, Микро 4:3, APS-C или полнокадровом? Сколько должно быть мегапикселей? Что насчёт светочувствительности?
Давайте упорядочим всё это в одной таблице. Имейте в виду, что данные распространяются лишь на большинство моделей, а не на все без исключения. К примеру, в новых камерах автофокус в режиме Live View работает уже весьма прилично. А у современных беззеркалок нет никаких проблем с автофокусом.
DSLR | Беззеркальные | Компактные |
---|---|---|
Лучшее время работы | Время работы хуже DSLR | Худшее время работы |
Оптический видоискатель, не искажающий картинку, но не дающий увидеть результат | Только электронный видоискатель или дисплей, зато вы всегда видите итоговое изображение | Только электронный видоискатель или дисплей, зато вы всегда видите итоговое изображение |
Быстрый автофокус | Быстрый автофокус | Хуже автофокус |
Наибольшее разнообразие объективов для Nikon и Canon, варианты на любой вкус | Хороший выбор объективов, ввиду отсутствия зеркала они поменьше, а оптика чуть получше, чем у DSLR | С одним объективом меньше простора для творчества, зато камера меньше и легче |
Тяжёлые и громоздкие, подходят профессионалам, но не туристам, желающим путешествовать налегке | Намного меньше DSLR | Скромные, практически карманные размеры |
Размер матрицы
Крупные матрицы обеспечивают больший контроль над изображением, поэтому идеальны для профессиональных фотографов. С другой стороны, в случае ошибки повышается вероятность испортить фото.
Если в прошлом году вы мечтали о полнокадровой камере, то выбор у вас был один (Leica в расчёт не берём, всё-таки она многим не по карману), и это Sony. Теперь же Nikon, Canon и Panasonic успели выпустить собственные полнокадровые беззеркалки. За бортом остались только Fujifilm, прекрасно чувствующая себя и с APS-C, и Olympus – последняя компания, использующая исключительно Микро 4:3.
Полнокадровые матрицы с размером, эквивалентным 35-миллиметровой плёнке (36×24 мм), обеспечивают наилучшее качество изображения, светочувствительность и глубину резкости. Камеры с этими матрицами самые дорогие и сложные в обращении. Размытый фон с эффектом «боке» при съёмке с f/1.4 выглядит впечатляюще, но глубина резкости при этом столь мала, что нос модели может быть в фокусе, а глаза уже нет. Видеосъёмку это также может затруднять.
Следующий формат сенсоров – APS-C (около 23,5×15,6 мм для большинства моделей и 22,2×14,8 мм для Canon), его, например, можно встретить в камерах Fujifilm X-T3 и X-T30, Sony A6400, а также в некоторых компактах и беззеркальных моделях линейки M от Canon. Он дешевле полнокадрового, позволяет уменьшить объектив и корпус камеры и тоже довольно хорош. С ним вам всё ещё доступен чарующий эффект Боке, высокие значения ISO и относительно высокие разрешения фотографий. Идеально подходит для съёмки видео и не столь требователен к фокусировке.
Формат (а также стандарт крепления объектива) Микро 4:3 (17,3×13 мм), общий для беззеркалок Panasonic и Olympus – следующая ступень уменьшения размера матриц. Такие сенсоры получают меньше света и хуже подходят для Боке, чем APS-C и полноформатные, а оснащённые ими камеры и их объективы меньше и легче. При съёмке видео с хорошим фиксированным объективом вы по прежнему сможете добиваться размытия заднего плана, при этом управлять фокусом станет проще.
Ещё один распространённый формат – однодюймовые сенсоры. В основном такие используют в компактных камерах вроде Sony RX100 VI и суперзума Panasonic FZ-1000 II. Размер матрицы позволяет уменьшить корпус фотоаппарата, при этом всё равно превосходя смартфоны по качеству изображения. Многие дорогие компакты, в отличие от большинства зеркальных и беззеркальных моделей, позволяют снимать 4K-видео.
Стоит упомянуть, что сегодня Sony производит матрицы для всех фотоаппаратов на рынке, за исключением Canon и некоторых моделей Nikon. Как ни странно, Sony A6400, последняя модель компании с APS-C, оснащена старой версией матриц, тогда как Fujifilm X-T3 и X-T30 используют новейшие сенсоры X-Trans, по всей видимости изготовленные той же Sony.
Полнокадровые
- Крупнейший (36х24 мм) формат для потребительского рынка, максимальные разрешения (до 50 Мп);
- Лучшая светочувствительность и наименьшее количество шума, можно работать с высокими значениями ISO;
- Минимальная глубина резкости, подходящая для эффекта Боке;
- Малая глубина резкости создаёт проблемы с фокусировкой и ярким светом.
APS-C
- Второй по величине (22,2х14,8 мм для Canon и 23,5х15,6 мм для остальных) формат, разрешения до 24 Мп;
- Хорошая светочувствительность, но у полнокадровых матриц шума поменьше;
- Идеально для видео, Боке проявляет себя лучше на полнокадровых матрицах;
- Проще контролировать фокус и снимать под ярким светом.
Микро 4:3
- Размеры 17,3х13 мм, разрешения до 20 Мп;
- Не лучший вариант для плохого освещения, кроме специализированных моделей (Panasonic GH5);
- Неплохой эффект Боке, но не более того;
- Ещё проще контролировать фокус и свет.
Однодюймовые
- Размеры 13,2х8,8 мм, разрешения до 20 Мп;
- Даже лучшие модели, такие как Sony RX100 V, не справляются с шумом на значениях выше ISO 6400;
- Для размытия фона придётся снимать с зуммированием и выставлять меньшие значения диафрагмы;
- С фокусировкой нет особых проблем даже при максимально открытой диафрагме.
Примечание: Выше не указаны, к примеру, средний формат (крупнее полноформатных сенсоров) и APS-H (располагается между полноформатными и APS-C) ввиду их малой распространённости в потребительском секторе.
Видео
Если вы решили брать беззеркалку или DSLR преимущественно ради видеосъёмки, а хорошие фотографии воспринимаете как приятный бонус, то внимание нужно заострять на других моментах. Для видеоблоггинга вы, скорее всего, захотите откидной дисплей для селфи, такие имеются у Canon EOS R и Panasonic GH5. Есть он и Sony A6400, однако внешний микрофон или вспышка, установленные на горячий башмак, будет его блокировать.
Есть и ещё о чём подумать. Использует ли ваша камера пропуск строк для записи видео или же считывается весь сенсор? К примеру, Sony A7 III считывает сенсор целиком, обеспечивая высокую чёткость видео без артефактов. А вот более дорогая Sony A7R III ведёт видеосъёмку в обрезанном режиме APS-C из-за увеличенного разрешения. Она справляется с полнокадровым 4K-видео, но пропускает строки, из-за чего возникает муар (радужный эффект) и алиасинг (ступеньки на диагональных линиях).
То же касается Nikon Z6 (полное считывание) и Z7 (обрезанный режим), Panasonic S1 (полное считывание) и S1R (обрезанный режим). Sony A6400, Fujifilm X-T3/X-T30 и Panasonic GH5 считывают всю матрицу и добавляют сглаживание, выдавая чёткое видео, не искажённое артефактами.
Насколько хорошо фотоаппарат справляется с эффектом желе? От него страдают почти все камеры, но в разной степени, в зависимости от модели и разрешения съёмки. На 4K-роликах Sony A7 III эффект желе очень суров, а на Fujifilm X-T3 и Panasonic GH5 всё уже намного лучше.
О чём ещё стоит задуматься: насколько форм-фактор подходит для видео (меньше – не всегда значит лучше)? Сколько времени вы сможете вести съёмку до перегрева или отключения камеры? Поддерживается ли 10-битное HDR-видео? Есть ли разъём для микрофона и/или наушников (если вы часто берёте интервью, лучше иметь отдельный рекордер)? Как работает автофокус на видео? Благодаря быстрой и точной системе автофокуса Dual Pixel AF, Canon EOS R стала золотым стандартом для видеоблоггеров и музыкантов-одиночек, хотя последние модели (и некоторые старые с обновленной прошивкой) Sony подбираются к ней вплотную.
Наши рекомендации – беззеркалки
Nikon Z6
Z6 – это новая полнокадровая беззеркалка от Nikon, и в чём-то превосходящая конкурентов – в частности, в плане видео. Z6 снимает полнокадровые 4K-ролики, однако выдаёт 30 кадров/с 10-битное видео 4:2:2.
Камера отличается пятиосной стабилизацией и прекрасно справляется с плохим освещением, снимая чёткие фотографии с точной цветопередачей. Для Nikon уже есть пять объективов, три зума и два фиксированных, также можно устанавливать объективы для зеркалок с байонетом F посредством адаптера за 20 000 рублей. К недостаткам можно причислить единственный слот под карты XQD и медленный автофокус в режиме непрерывного отслеживания.
Panasonic Lumix DC-GH5(S)
Panasonic DC-GH5 часто используется профессиональными ютуберами, и неспроста. Камера обеспечивает ультрачёткую картинку и предоставляет массу возможностей благодаря внутренней и внешней записи 10-битного 4K-видео со скоростью 60 к/с.
В то же время, вам доступна съёмка фото в разрешении 20,3 Мп (11.9 у S) с высокой чёткостью и точной цветопередачей, для хранения которых предусмотрен двойной слот UHS-II. Слабой стороной GH5 является медленный контрастный автофокус, при видеосъёмке он зачастую не сразу «ловит» объекты.
Sony Alpha A7 III
Самая продаваемая камера на время написания этой статьи. Этот флагман линейки выделяется 24,2-мегапиксельной CMOS-матрицей, серийной съёмкой по 10 кадров в секунду и самым быстрым автофокусом среди полнокадровых беззеркалок. Помимо этого, A7 III способна снимать 4K-видео в режиме 24 к/с, считывая всю матрицу (разрешением 6K) для максимальной чёткости роликов. Она обойдётся вам в 135000 рублей, но превосходная камера для фото и видео полностью оправдывает такую цену. Что не скажешь про фирменные объективы Sony, но есть альтернатива от сторонних производителей, например Tamron.
Fujifilm X-T3
Fujifilm X-T3 – попросту лучшая камера X-серии. Компания серьёзно поработала над видеосъёмкой, добавив поддержку 4K/60 к/с и опции для профи вроде записи 10-битного видео в логарифмическом режиме и отдельных разъёмов для микрофона и наушников.
Конечно же, X-T3 куда лучше, чем неплохо справляется и с фото, предлагая традиционное управление (удобно сразу видеть настройки), быстрый, гибко настраиваемый автофокус, серийную съёмку и широкий ассортимент объективов.
Canon EOS R
EOS R совмещает 30-мегапиксельную матрицу от флагмана 5D Mark IV с лёгким корпусом и регулируемым дисплеем. Камера делает отличные фото и находит отличное применение для инновационной технологии автофокуса Dual Pixel, определяя лица и глаза в кадре, хоть и не всегда справляясь с продолжительной фокусировкой.
Если же для вас главное видеосъёмка, лучше присмотреться к другим моделям. У EOS R нет встроенной стабилизации, а 4K-видео она снимает с кроп-фактором 1.8, значительно сужая угол кадра.
Наши рекомендации – доступные беззеркалки
Fujifilm X-T20
Часто самым доступным фотоаппаратом выступает не специально выпущенная бюджетная модель, а просто не самая новая. X-T20 относится к предыдущему поколению, но за свою цену очень даже хороша: великолепный 24-мегапиксельный сенсор X-Trans III, 3-дюймовый откидной дисплей с высоким разрешением и OLED-видоискатель.
У вас будет доступ ко всё тем же высококлассным объективам для камер серии X. Да, X-T30 предлагает больше возможностей в плане видео и лучший автофокус, однако с экономией в несколько сотен долларов это хороший компромисс.
Olympus OM-D E-M10 Mark III
При помощи серии E-M10 Olympus старается привлекать начинающих фотографов, которым недостаточно качества изображения и, самое главное, универсальности применения камеры смартфона. Новейшая модель линейки, Mark III, оснащена 16,1-мегапиксельной матрицей, пятиосной стабилизацией и OLED-видоискателем, при этом выделяясь миниатюрными размерами.
Помимо прочего, у Mark III имеется откидной дисплей и две назначаемые кнопки. За 31 000 рублей это идеальное знакомство с Микро 4:3, и, в зависимости от выделенного бюджета, у вас могут остаться дополнительные средства на объективы и аксессуары.
Panasonic Lumix DMC-GX85
Что в этом списке делает камера трёхлетней давности? Всё просто: GX85 стоит недорого, но по-прежнему способна на многое.
Всего за 42 000 рублей вы получаете 4K-видео, серийную съёмку со скоростью 8 к/с, пятиосную стабилизацию и, что в наши дни стало нормой, два бесплатных объектива. Всё это в стильном компактном корпусе, прекрасно подходящем для прогулок и уличной съёмки, особенно в паре с небольшими объективами вроде Lumix G 20mm f/1.7.
Sony Alpha a6300
С тех пор как вышли A6400 и A6500, про Sony Alpha A6300 легко позабыть. Однако, несмотря на 2016 год выпуска, она остаётся одной из лучших беззеркалок среднего уровня благодаря 24,2-мегапиксельному сенсору APS-C, 4K-видео и непрерывной съёмкой по 11 кадров в секунду.
Самое главное – сейчас её можно найти в продаже за 50 000 рублей, тогда как за новую 6400 просят 71 500 рублей.
Sony Alpha a7
Единственная полнокадровая камера в нашей «доступной» категории. Несомненно, выпустив A7 в 2013, Sony изменила мир беззеркальных фотоаппаратов. Прошло шесть лет, и это уже не самая мощная полнокадровая беззеркалка на рынке, но она остаётся отличным первым выбором для увлёкшихся фотографией.
Причина тому – помимо 24,3-мегапиксельной CMOS-матрицы и серийной съёмки со скоростью 5 к/с – в совместимости A7 со всеми оригинальными объективами Sony под крепление E-mount, коих накопилось уже больше 48. Впрочем, главное достоинство A7 – её ценник: старая модель на 25 000 рублей дешевле пришедшей на смену A7 II. Если эта разница сократится, то берите уже A7 II.
Наши рекомендации – компакты
Canon PowerShot G7 X Mark II
Ищете надёжный фотоаппарат с универсальным объективом, но не хотите выкладывать тысячу баксов? Вам подойдёт Canon PowerShot G7 X Mark II с 20-мегапиксельной матрицей и хорошей работоспособностью в условиях недостаточного освещения.
G7 X Mark II оснащена объективом с эквивалентным фокусным расстоянием 24-100 мм, откидным дисплеем, кольцом ручного управления диафрагмой, фокусом и зумом и даже выкидной вспышкой. 12-битные файлы RAW обеспечивают массу возможностей в обработке, и даже с учётом относительно короткого времени работы от аккумулятора камера прекрасно подходит для путешествий и съёмки с расчётом на соцсети.
Обновлено 10.07.19: Появился G7 X Mark III, он лучше.
Sony Cyber-shot DSC-RX100 VI
Линейка RX100 сочетает умопомрачительное качество с неприлично маленьким корпусом. Последняя модель с маркировкой VI, пожалуй, сейчас является лучшим компактом на рынке. Её 21-мегапиксельный сенсор снимает роскошные фото и чёткое видео как в 1080p, так и в 4K.
Объектив с эквивалентным расстоянием 24-200 мм достаточно универсальный, а автофокус невероятно быстрый. Отдельно отметим откидной дисплей, позволяющий снимать даже на ярком солнце. Разумеется, за всё это приходится платить: ценник в 66 000 рублей для многих будет выглядеть внушительным.
Fujifilm X100F
Кому-то может показаться, будто Fujifilm уже восемь лет как перевыпускает один и тот же фотоаппарат. Не волнуйтесь, это не так. X100F – это четвёртая модель в линейке потрясающих камер компании. Она совмещает в себе сенсор X-Trans от прежнего флагмана и объектив с эквивалентным расстоянием 23 мм и апертурой f/2, привычные колёсики управления и гибридный видоискатель, берущий всё лучшее от дальномеров и традиционных устройств.
Да, видео в 1080p может показаться устаревшим в 2019, но во всём остальном X100F – просто мечта фотографа. Если, конечно, вы мечтаете выложить цену зеркалки за «обычную» камеру.
Fujifilm XF10
В характеристиках XF10 указана возможность съёмки 4K-видео, но всё-таки эта камера предназначена именно для фото. Она может похвастаться сенсором APS-C, качественной обработкой JPEG, отличными снимками на высоких значениях ISO, чётким объективом и простым управлением. Камера лёгкая, довольно симпатичная и заряжается через USB.
XF10 ничем особым не выделяется в нашей подборке – особенно на фоне собрата со слишком уж похожим наименованием модели – но любим мы её от этого не меньше. Это приятная в обращении камера и, к тому же, относительно недорогая.
Panasonic Lumix DC-LX100 II
Если вам приглянулась Sony RX100 VI, но хотелось бы матрицу покрупнее да цену поскромнее, стоит присмотреться к компакту LX100 II: тут вам и 17-мегапиксельный сенсор формата Микро 4:3, и объектив с эквивалентным расстоянием 24-75 мм и апертурой f/1.7-2.8, и видеосъёмка в 4K.
Помимо прочего, камера привлекает красивым корпусом и частичным ручным управлением, так что отлично подходит для путешествий и уличной съёмки. Уступает RX100 VI она главным образом за счёт видоискателя и фиксированного дисплея.
Спасибо Татьяне Стукаловой за внесенные правки и пояснения. Ещё больше про камеры и кинопроизводство смотрите на её странице в VK.com.