Как Mad Catz потратила свою последнюю жизнь
Mad Catz RAT9 Wireless была куплена мной в начале 2012 года и в условиях интенсивной эксплуатации она до сих пор исправно выполняет свою функцию. Это самая долгоживущая моя мышка. Сейчас RAT9 Wireless можно купить за девять с половиной тысяч рублей, что кусается. В свое время я за нее отдал в два раза меньше, надо было купить две, нет, даже три.
Конечно, были и глюки. Софт ужасен. Устанавливается не с первого раза. После настройки иногда не запоминает профили. Через некоторое время он и вовсе может перестать запускаться. Позже был замечен другой глюк, досадный. Клик колесиком стал двоить.
В своем случае я думал, что придется нести в ремонт. Двулетняя гарантия давно прошла, поэтому в официальном сервисе все работы обошлись бы мне в тысячу рублей. Поистерлась левая передняя ножка, поэтому еще 700 рублей за полный набор новых накладок.
До сервиса я мышку так и не донес, оказалось, на других компьютерах клик работает исправно. Магия влияния других беспроводных устройств.
Не так давно линейка мышек от Mad Catz обновилась, есть Tournament Edition и PRO. Но все предыдущие модели очень надежны и продолжают, несмотря на затертости и прочие шрамы, служить своим владельцам. Брака в мышках этого производителя всегда было предельно мало. И это отличный опыт, надежная техника, которая не ломается сразу после истечения гарантийного срока.
Ниже перевод статьи EuroGamer о роковых решениях после первых успехов компании, которые привели к банкротству.
***
Вы можете прекрасно помнить о Mad Catz ещё с детства.
Основанная в 1989 компания сразу приходила на ум, когда речь шла о сторонних контроллерах и аксессуарах. Они не всегда были лучшими, но отличались невысокой ценой, за которую предлагали достойное качество. Также их можно помнить по высококачественным аркадным стикам и популярным аксессуарам вроде линейки мышей RAT.
Однако 30 марта 2017 года, после нескольких нестабильных лет, компания подала на банкротство. Конечно, любой может обвинять во всём плохие продажи Rock Band 4, но это было лишь последней каплей в череде неудачных решений, берущей своё начало лет шесть назад.
На самом деле, бывшие сотрудники компании, узнав о банкротстве, выражали удивление, что она протянула до 2017.
«Первым делом я подумал, что они на удивление долго держались», – говорит вице-президент Mad Catz и основатель Tritton Крис фон Хубен (Chris von Huben), покинувший фирму в 2014. – «В моём понимании Mad Catz была обречена ещё три года назад».
Аарон Смит (Aaron Smith), бывший менеджер по продукту в Tritton и Mad Catz, также ушедший в 2014, добавляет: «Я бы тоже не сказал, что это шокирующая новость. Довольно долго всё тянулось, куда дольше, чем я ожидал».
Один из директоров признаёт, что «был удивлён отсутствием каких-либо эмоций» от услышанной новости: «Я полагал, что почувствую хоть что-то, ведь с Mad Catz связана немалая часть моей карьеры, я вкладывал всего себя в общее дело. Но, в конце концов, все прекрасно всё видели, и только слепой не понимал, к чему всё идет».
Что же пошло не так?
2011 стал ярким годом для Mad Catz, компания радовалась успеху Rock Band 3 и приобрела специалистов по звуку Tritton за миллион долларов.
«В компании посчитали, что мы добились невероятных высот, и решили хвататься за всё, что может потенциально закрепить успех», – говорит фон Хубен. – «Они хотели расширяться».
Далее последовала череда неверных, на вид случайных и иногда безумных, либо недопроверенных решений. То, что казалось в то время амбициями, сейчас выглядит откровенным высокомерием.
Взять хотя бы решение издавать и распространять Jonah Lomu Rugby Challenge в Северной Америке. Регби не пользуется популярностью в этом регионе, так что своего покупателя продукт не нашёл.
Среди ранних контроллеров Mad Catz некоторые сразу выделялись своим… экстравагантным видом. Вы могли понять, насколько непопулярны в компании, если кто-то передавал вам такой геймпад во время совместных заездов в Mario Kart.
Также в июне 2011 Mad Catz решила податься в игровую разработку, основав студию ThunderHawk. Разработчикам была поставлена задача сделать авиасимуляторную MMO Saitek Combat Pilot, призванную повысить продажи симуляторных контроллеров Saitek. В конце концов игра всё-таки вышла, но разработке препятствовал недостаток экспертов в команде.
«Могу процитировать одного из коллег: «Mad Catz больше не хотела продавать попкорн, она решила снимать кино». В сравнении с другими компаниями, поменьше Mad Catz – вроде Razer – которые в те времена просто удваивали ставку на то, что у них хорошо получалось, сама Mad Catz хваталась за кучу разных возможностей, для успешной реализации которых ей не доставало либо опыта, либо финансов», – говорит один из бывших директоров. – «Компания хотела издавать игры, но издавала не то, чего хотели люди. Она решила основать студию разработки, не разбираясь в этом вопросе. Проблема в том, что в студию были наняты люди, которые понятия не имели, чем занимаются. Это был очень странный ход».
И это не говоря о прочих неудачах Mad Catz, вроде бренда аксессуаров для мобильного гейминга GameSmart, включающего 200-долларовые наушники и мыши – да, всё правильно, МЫШИ для мобильных устройств – и микроконсоль MOJO на Android.
«MOJO была абсолютным провалом», – говорит фон Хубен. – «На тот момент позиция команды была такова, что консоли умирают, как и рынок видеоигр, на что они и сделали ставку. И надо же – в итоге умерла только сама MOJO. Это был спиральный эффект. И пока компания занималась всем этим, ключевым для неё сегментам рынка – контроллерам Tritton и Saitek – уделялось всё меньше внимания».
Смит говорит, что компания потеряла свою индивидуальность в попытках стать чем-то другим. Как следствие, Mad Catz перестала следить за областью, приносящей ей деньги, то есть недорогой периферией.
«В какой-то момент компания решила, что Mad Catz – это премиум-бренд», – объясняет Смит. – «Геймпады Mad Catz всегда привлекали покупателя тем, что стоили дешевле аналогов от производителя. Бренды обычно без труда спускаются вниз по рыночной иерархии, но подняться наверх нереально сложно. Когда руководство решило сделать Mad Catz премиум-брендом, они подвинули в сторону бренды Tritton и Saitek, уже считавшиеся премиумом, и обесценили их. Но потребители не спешили сломя голову скупать клавиатуры и контроллеры от компании, известной за продукцию не лучшего качества».
Таким образом, вполне очевидно, что в апреле 2015, когда Mad Catz анонсировала новую часть Rock Band (вероятно, в надежде на повтор успеха предыдущей), она явно была не способна пережить плохие продажи игры.
Качество продукции в поздние годы неизмеримо возросло – аркадные стики Mad Catz были великолепны.
С этим было несколько проблем, главная из которых, пожалуй, в том, что Rock Band 3 была далеко не так успешна, как про неё говорили.
«Первые обнародованные показатели Rock Band 3 выглядели крупным успехом, но в реальности за последующий год эти цифры не раз переоценивались не в лучшую сторону», – говорил Смит. – «В итоге куча продукции осталась пылиться на складе, вернувшись из магазинов».
Фон Хубен добавляет: «Mad Catz набила магазины под завязку, и когда они попросили скинуть цену на Rock Band 3, компания была неуклонна. Когда никак не помогаешь магазинам реализовать продукцию, она штабелями возвращается обратно как бракованная».
В случае с Rock Band 4 Mad Catz объединилась с разработчиком Harmonix, чтобы выступать не только в роли поставщика гитар, но и в роли издателя.
«Выступать издателем… Mad Catz откусила больше, чем смогла проглотить», – говорит фон Хубен. – «Для меня это выглядело как всё или ничего. Последний отчаянный шаг. Всё, что я слышал – либо они взлетят до небес, либо взлетят на воздух».
Директор добавляет: «Всё было ясно как день, и если бы не Rock Band 4, Mad Catz обанкротилась бы минимум на год раньше. На момент совершения сделки у компании не было другого выбора в отсутствие чёткого направления развития. Rock Band 4 должна была либо спасти их, либо уничтожить. Они вложили всё, что у них было, в успех Rock Band, которого игре явно не доставало. Другого выбора на тот момент у компании не было».
К сожалению, надежды не оправдались. «Рынок не выказал достаточно бурной реакции на Rock Band», – говорит директор. – «И очень жаль, ведь игра-то хорошая и в обзорах её хвалили. С гитарами тоже не было никаких серьёзных проблем. Множество талантливых людей вложили в Rock Band 4 сердце и душу, мы делали всё возможное, но рынок попросту не был заинтересован, и я не думаю, что другой издатель смог бы это изменить».
Mad Catz искренне верила, что Rock Band 4 может хорошо продаться – были даже планы на будущее касательно новых продуктов и периферии, вроде люксовых гитар. Однако вслед за скромными продажами несколько руководителей – включая генерального директора Даррена Ричардсона (Darren Richardson) – покинули свои посты, прямо перед увольнением 37 % сотрудников. Компания встала на мель. Фокус на Rock Band 4 не давал сосредоточиться на других продуктах, но даже если бы их удалось выпустить, у Mad Catz уже не было достаточной инфраструктуры, чтобы сделать эти продукты успешными.
«В компании не осталось ни маркетологов, ни пиарщиков, и она по-прежнему ориентировалась на производство продукции высшего уровня, хотя можно было бы тратить ресурсы куда более эффективно», – говорит директор. – «Из персонала остался лишь минимальный костяк, и я сомневаюсь, что среди них были опытные управленцы и игроделы. У них не было ни связей, ни каких-то идей касательно игр и направления дальнейшего движения».
Но этого можно было избежать. Фон Хубен рассказывает, что составил подходящий план в 2013, и этот момент он называет последним, когда корабль ещё можно было вернуть на устойчивый курс.
«Я представил совету свой манифест в апреле 2013, порекомендовав пересмотреть руководящий состав и направление развития. Одним из моих предложений было резкое сокращение операционных расходов, которые в итоге сократились гораздо сильнее, потому что компания зашла так далеко. В 2013 я говорил о цифрах в районе 22-28 %, сейчас они порядка 30-40 %. Но даже этого было недостаточно, чтобы спасти корабль. Зато это привело к потере множества талантливых кадров, и после всех неудач с Rock Band они сложили все яйца в одну корзину, и это Tritton. Так они прошли по кругу, некогда задушив свой бренд, а теперь возлагая на него последние надежды».
Вопрос теперь в том, что же станет с Mad Catz: будет ли бренд жить хоть в каком-то виде или на этом всё? В сентябре компания продала Saitek за $13 миллионов. Покупала она её в 2007 за $30 миллионов.
«Вместе с Saitek Mad Catz продала фамильное серебро», – говорит директор. – «Я понимаю, почему. На самом деле $13 миллионов – невероятная сумма. В Mad Catz знали, что эти деньги не спасут компанию. Они смогут купить ей несколько месяцев. Что ещё у них осталось после продажи? Я не сомневаюсь, что кто-нибудь захочет купить Tritton и даже саму Mad Catz. Главный вопрос – что они будут делать с брендом? В любом случае, все, кто делал для компании что-то хорошее, уже её покинули. Маловероятно, что Mad Catz будет всё той же продукцией; теперь от неё останется только название».