Хочу записать музыку и озвучить диалоги для игры, с чего начать?
Наверное, вы слышали байку, что премию Грэмми за лучшую песню и лучшую запись 2020 года вручили отнюдь не композиции, записанной в огромной студии с дорогущим профессиональным оборудованием. Нет, брат с сестрой записали её в доме родителей, в обычной спальне, при помощи средств, доступных любому любителю (за исключением аудиоинтерфейса за $2000, разумеется). Ни для кого не новость, что в мире искусства стало проще создавать и распространять собственные работы. Однако Билли Айлиш и её брат Финнеас на собственном примере доказали, что культурные институты, доминирующие в поп-музыке, больше не могут игнорировать домашних исполнителей или набирающих популярность звёзд Soundcloud.
Заинтересовались и хотите подробнее изучить звук и музыку? Если ответ “да”, то не читайте эту статью, а сразу берите книгу Алексея Данилова “Академия Мюзикмейкера”.
Для записи вокала и музыки в домашних условиях вам понадобится:
- Компьютер
- Программа для записи музыки (DAW)
- MIDI-контроллер или MIDI-клавиатура
- Звуковая карта (аудиоинтерфейс)
- XLR микрофон
- Колонки (мониторы)
- Наушники
Может быть, вы и сами хотели бы обустроить домашнюю студию. И, может быть, вы не знаете, с чего начать. Что ж, аудиоинтерфейс, хороший микрофон и приличные наушники уже позволят многого добиться. Однако первое, что вам понадобится – это компьютер.
Джастин ДеЛэй (Justin DeLay), директор по маркетингу в Reverb, объясняет важность компьютера.
«Вы можете убрать всё остальное, и компьютера всё равно будет достаточно, чтобы делать музыку». Он считает, что «сперва покупается хороший компьютер, а остальное оборудование – аудиоинтерфейсы, микрофоны, наушники – приобретаются с рук или по разумной цене».
Впрочем, вы будете на многое способны с любым компьютером, который будет под рукой. Джо Пекора (Joe Pecora), инженер и продюсер в Red Room Studio, говорит, что «вам хватит iPhone/iPad и GarageBand» (я знаю кое-кого, кто записал так целый альбом). Джо согласен, что главным звеном всё равно выступает компьютер, но не считает, что он непременно должен быть очень мощным. Вам даже не обязательно пользоваться настольным компьютером. Известно, что J Dilla многие свои биты записывал через Roland SP303, и вы, по большому счёту, сможете добиться того же с помощью iPad и Koala Sampler для iOS за $4. И не забывайте, что Gorillaz записали на iPad целый альбом.
Это подводит нас к следующему пункту – DAW, или цифровой рабочей станции. Пользователям Mac посчастливилось иметь доступ к GarageBand, на удивление функциональному бесплатному приложению. Апгрейд до Logic Pro X, в которой создавалась композиция «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?», будет стоить всего $200.
Если у вас Windows (или просто не нравится Logic), я обычно советую останавливать выбор на Ableton Live (от $99). Хотя, если честно, полно и других вариантов: FL Studio, BitWig и Cubase тоже стоят по $99. К тому же, нередко ограниченные версии софта идут в комплекте с музыкальным оборудованием, с MIDI-контроллерами, например.
Кстати, именно MIDI-контроллер или клавиатура должны стать одним из первых дополнений к вашей студии. Джастин говорит, что они зачастую игнорируются новичками.
«Это не только имитация клавишных звуков», – объясняет Джастин. – «На нём можно записывать и барабаны, и перкуссию, можно управлять миксами и не только. Это творческий инструмент для музыканта, и вам не обязательно уметь играть на пианино, чтобы воспользоваться всей его мощью».
Если вы планируете заниматься музыкой только дома, искренне рекомендую MIDI-контроллер Arturia Minilab. Он более чем оправдывает свою стоимость ($109), и его ценят даже профессионалы. А при наличии достаточного свободного пространства, можно потратить ещё немного на Keylab Essential 49 ($209) или Novation Launchkey 49 ($199), ради большего разнообразия органов управления.
Понятное дело, что в песнях Билли Айлиш главным образом выделяется её голос. Никакая техника не превратит вас в богиню поп-музыки, но, по крайней мере, хороший микрофон и аудиоинтерфейс позволят по максимуму реализовать свой потенциал. Микрофон, такой как Audio-Technica AT2020 ($129) вполне справится с любыми задачами. Да что там, альбом, о котором я упоминал, записывался на гарнитуру, идущую в комплекте с iPhone.
Но всё же, лучшим вариантом будет стандартный XLR-микрофон в связке с аудиоинтерфейсом. На этом Айлиш с братом не экономили, впрочем, вам ни к чему тратить столько же. Джо, наоборот, отговаривает от подобных покупок.
«Люди смотрят на любимых музыкантов, отмечают, какой у них микрофон, какой преобразователь или плагин, и думают, будто всё это обеспечит им равноценное звучание».
К тому же, Айлиш свои первые синглы, вроде «Ocean Eyes», писала на конденсаторный Audio-Technica AT2020. Впрочем, если вы явно чувствуете в себе неземной талант и хотите раскрыть его по полной, готовьтесь потратиться на что-то уровня Shure SM7B ($399). SM7B – это легенда, почти потолок качества звукозаписи, варианты за тысячу баксов не будут его значительно превосходить. Из альтернатив можно присмотреться к Audio-technica AT4040, на 100 долларов дороже. А если некуда девать деньги, то для вокала берите сразу динамический Sennheiser MD 441-U.
Касательно звуковой карты (аудиоинтерфейса), тут много отличных вариантов, но в плане выгодности мало что сравнится с MOTU M2 или M4. Если вам приглянулась популярная серия Scarlett от Focusrite, то главное, берите второе или третье поколение. Подержанный Scarlett 2i2 можно найти дешевле $100, да и новый он стоит всего $160 (в комплекте ещё и куча полезного софта). Если сможете найти за небольшие деньги, то очень крутой вариант TASCAM UH-7000, но его уже сняли с производства. В среднем ценовом сегменте можно обратить внимание на Focusrite Clarett, тем более есть повод, на эту серию аудионтерфейсов уже вышли стабильные драйвера.
Аудиоинтерфейс вместо простого USB-микрофона хорош тем, что обеспечивает больше гибкости в работе и пространства для развития. Например, он снимает с процессора немалую долю нагрузки, а ещё позволяет подключать разные микрофоны для разных нужд, да и не только микрофоны – инструменты, вертушки, всё, у чего только есть аудиовыход. К тому же, аудиоинтерфейс необходим для подключения студийных мониторов.
По мнению Джастина, мониторам следует уделять отдельное внимание. Конечно, хорошие мониторы будут звучать лучше динамиков ноутбука и повысят качество ваших записей, однако тут легко подхватить, как он говорит «мониторную зависть».
«В реальности дела обстоят так, что мониторы за $300 будут прекрасно работать в большинстве помещений», – говорит он.
К тому же, в спальне просто нет пространства, в котором дорогие, мощные мониторы смогут себя проявить. Так что, не тратьте лишние деньги.
Если вы только начали заниматься музыкой, лучше присмотрите себе хорошие наушники. В продаже полным-полно отличных наушников студийного качества по цене ниже $200, например, Beyerdynamic DT990PRO за $179. Однако мой личный фаворит – старая рабочая лошадка звукорежиссёров и киноделов Sony MDR-7506. Эти наушники стоят меньше $100, и профессионалы работают с ними уже не один десяток лет.
У Джастина есть совет для новичков: дважды переслушивайте свои композиции на обычном пользовательском оборудовании. Наушники зачастую завышают низкие частоты, а маленькие мониторы, наоборот, не передают их сполна. Поэтому прослушайте запись на ноутбуке или в машине, чтобы понять, как она будет звучать в реальных условиях.
Главное, запастись терпением и учиться извлекать максимум из доступного оборудования. Поначалу немудрено будет подхватить тяжёлую форму так называемой «аппаратной лихорадки» – поверьте мне, я знаком с ней не понаслышке. Нет никакой необходимости выкладывать тысячи долларов за первоклассную технику. Даже новую покупать необязательно. Непременно должны быть новыми только наушники – надо полагать, просто чтобы не цеплять на голову многолетний слой чужого пота.