Мысли о free-to-play в виртуальной реальности

Hardware | |

CES 2015 подошла к концу, и главное, что там было в плане игр – это системы виртуальной реальности. Много внимания привлекал Oculus Rift, Razer и компания анонсировали систему Open Source VR, Samsung показала Milk VR, и мы все вдоволь посмеялись над тем, что 3Dhead называют «Убийцей Oculus».

3Dhead oculus killer

Учитывая все эти продукты, как и Morpheus от Sony, становится ясно: многие игроки делают ставку на то, что VR станет следующей популярной платформой и потрясёт игровой мир. С одной стороны, игровые VR-системы могут разделить участь 3D-телевидения, которое усиленно продвигалось на CES, но потребителей так и не заинтересовало. С другой стороны, VR-гейминг может ожидать судьба смартфонов, взорвавших целый мир и создавших огромную платформу для игр и приложений.

Пока ещё слишком рано строить предположения об успехах VR после выхода на коммерческий уровень, но мне хочется поразмышлять о выгодных возможностях для разработчиков. А конкретно, раз уж я занимаюсь консультациями в сфере монетизации, я хочу подумать про возможности для free-to-play игр на раннем этапе жизненного цикла VR-систем.

В качестве мысленного эксперимента допустим, что VR станет новой преобразующей игровой платформой. Прогноз становится правдоподобнее, учитывая предпосылку в лице окрепшего бизнеса мобильных игр, где лидеры 2014 года перешли из 2013 или ранее. Если VR сможет взлететь, станет ли free-to-play мгновенной панацеей на новой платформе?

vr helmets ces15

Во-первых, нужно ответить на вопрос, приживутся ли VR-шлемы среди потребителей. Если через несколько лет устройства для виртуальной реальности будут такой же нормой, как смартфоны или ТВ-приставки, как они пройдут этот путь? Я считаю, что в начале будет долгая фаза медленного роста популярности, пока они будут чем-то высокотехнологичным. Со временем, цены будут снижаться, а мощности и простота использования повышаться. Выяснится, какое применение и какие приложения будут самыми выгодными, после чего наступит момент, когда VR пойдёт в массы. Вскоре мы уже будем покупать билеты на виртуальные футбольные матчи, сидя в отдельной VIP-ложе с друзьями со всей страны или посещать музыкальные фестивали, не волнуясь насчёт толп людей и жизни в палатке. Однако, я не думаю, что виртуальная реальность моментально станет мейнстримом.

Во-вторых, как будет выглядеть торговая площадка для VR-приложений? В реалиях нынешнего массового рынка я представляю, что их экосистема будет ближе к iOS и Android, чем к консолям. Для продукции, физическое распространение которой мы не предполагаем, вполне логично создавать площадки по аналогии с мобильными приложениями. Разработчики продают товары напрямую покупателям, а владелец платформы выступает в качестве посредника.

В таком раскладе мы можем ожидать, что экономические показатели рынка VR-приложений будут приближены к траектории мобильного рынка. Изначально торговая площадка iOS напоминала Дикий Запад. Выжидательный подход со стороны крупных компаний, позволит небольшим или неизвестным разработчикам рискнуть и попробовать себя в VR. Когда виртуальная реальность со временем докажет свою коммерческую перспективность, за дело примутся большие студии. Первые успешные разработчики постараются заполучить максимально выгодное положение, вкладывая большие деньги в увеличение пользовательской базы. Названия брендов станут необходимым маркетинговым инструментом для привлечения внимания. Экономика VR-приложений будет похожа на сформировавшийся мобильный рынок наших дней.

Те, кто будут делать ранние ставки при такой картине, сначала должны будут заниматься играми распространяемыми по premium модели. Относительно небольшая аудитория первых поклонников VR будет готова платить за самое лучшее. В условиях низкой конкуренции проще зарабатывать на качестве, да и информационная поддержка владельца платформы ожидаемо обеспечит достойным играм хорошие продажи.

Со временем на торговой площадке начнёт доминировать free-to-play. Когда популярность VR достигнет критической массы, лидирующие позиции займут игры с низким входным барьером и обильными возможностями монетизации, направленными на самых увлечённых игроков.

Но будет ли смысл в модели free-to-play на раннем этапе развития VR? Я бы ответил, что всё зависит от вашего сценария финансирования. Поначалу потенциальных игроков будет немного. Бизнес-модель, рассчитанная на сотни тысяч и миллионы пользователей, очень долго не будет приносить существенных прибылей, если у людей на руках (или в нашем случае, на головах) нет достаточного количества устройств. И хотя разработчики могут ожидать большого процента платящих игроков и большой прибыли с каждого из них, количество пользователей будет ограничивать доходный потенциал игры.

Так что, если сценарий таков, что вам нужна быстрая прибыль для стабильности и выживания, то free-to-play – это рискованная ставка. Если активный приток доходов необходим, чтобы держаться на плаву, разумнее распространять игры по премиум модели, пока VR-системы не достигнут пика популярности.

Однако, если ресурсы разработчика позволяют оставаться в деле в течение нескольких лет и расти вместе с рынком, free-to-play может быть выгодным ходом на раннем этапе. Если мы ожидаем, что к виртуальной реальности со временем будет привлечено множество игроков и free-to-play начнёт доминировать, у прочно закрепившихся первопроходцев будет явное преимущество. Достойные игры станут важным первым впечатлением, оставаясь обязательной покупкой для новичков в VR. С каждым годом преимущество будет расти, вместе со счётчиком скачиваний и обзорами – ещё до того, как крупные компании впервые выйдут на арену.

Для примера накапливаемого преимущества я решил поискать футбол для iPhone. Первым результатом стал Dream League Soccer, с рейтингом за всё время 140k. На пятом месте идёт FIFA 15 Ultimate Team от EA SPORTS с рейтингом 43k. Веское преимущество, накопленное на длинной дистанции, помогает конкурировать даже с известными брендами и большими бюджетами.

Ранние игры с моделью free-to-play будут расти вместе с рынком. Если разработчик может позволить себе несколько лет оставаться в минусе, то ставка на free-to-play будет интересной стратегией. Если рынок действительно будет расти, как в нашем мысленном эксперименте, платформа виртуальной реальности станет непаханым полем для разработчиков игр. Деньги можно будет делать и на стандартной(премиум) и на free-to-play моделях. Выбор бизнес-модели для VR-игр будет определяться размерами рынка, его зрелостью и потребностями разработчиков.

Этан Леви (Ethan Levy), Thoughts on the free-to-play opportunity in VR (Gamasutra).

Поделиться

Обсудить