Апгрейд видеокарты стоит отложить до следующего года
Пару дней назад NVIDIA явила миру GP100, свой новый топовый GPU, тем самым намекнув, как в 1-ом квартале 2017 года будут обстоять дела в сфере самых высокопроизводительных графических вычислений. Хотя очевидно, что новая карта нацелена на научную отрасль (потребительские продукты пока никак не анонсировались), информация, раскрытая компанией, подтверждает ряд слухов и о GPU нового поколения – и от AMD, и от NVIDIA.
В общем, забегая чуть вперед… Если вы подумываете раскошелиться на новый GPU или просто присматриваетесь к рынку в целом, то мы бы рекомендовали подождать до конца года. Или даже меньше, если не собираетесь покупать топовое решение.
Чего ждать от нового GPU
Сначала немного предыстории. Мы уже знаем, что этим летом AMD выпускает новые видеокарты с кодовыми именами Polaris 10 и Polaris 11. Ожидается, что эти GPU будут метить в самый лакомый кусочек рынка видеокарт – в ценовой сегмент от 199 до 299 долларов. Да, в заголовках будут пестрить GTX 980 Ti и Fury X, однако GPU вроде GTX 960 и Radeon 370 продается гораздо больше.
Ожидается, что Polaris 10 и 11 будут использовать GDDR5, а не HBM (ходят слухи, что некоторые Polaris будут оснащены HBM1 – с технической точки зрения это возможно, но, на мой взгляд, крайне маловероятно). В то же время AMD заявляет, что у ее новых GPU показатель PPW (от «performance per watt», что значит «производительность на ватт») будет в 2,5 раза выше, чем у предшественников. Кроме того, ожидается, что к концу года на рынок выйдет Vega с 4096 шейдерными ядрами и памятью HBM2 – это GPU-семейство следующего поколения и по совместительству первая по-настоящему новая архитектура со времен GCN, дебютировавшей в 2012 году.
Мы пока не знаем, какие у NVIDIA планы относительно потребительских карт Pascal. Однако частота и количество ядер на GP100 красноречиво говорят о том, какие преимущества сулит 16-нанометровый FinFET и как это повлияет на продуктовые линейки NVIDIA текущего поколения.
На GP100 количество ядер увеличено на 17%, а базовая частота – на 40%. При этом базовые требования по теплоотводу увеличились на 20% – до 300 ватт. Соотношения между тактовой частотой, напряжением и энергопотреблением не линейны, однако GTX Titan X идет с базовой частотой 1 ГГц, что лишь слегка превышает 948 МГц у Tesla M40. GP100 оснащен 60 потоковыми микропроцессорами (из них разблокированы – 56), благодаря чему общее количество ядер на кристалле составляет 3840. Это на 25% больше, чем у старого M40, но при этом сам кристалл больше лишь на 3%.
В общем, всех деталей мы пока не знаем, но вывод прост: NVIDIA, по всей видимости, в состоянии выпустить топовую потребительскую карту со значительным приростом в частоте (30-40%) и количестве ядер, и все это в ценовом диапазоне, где на данный момент царствует Maxwell. Когда именно появится обновка, тоже неизвестно, но почти наверняка это произойдет в пределах следующих одного-трех кварталов.
Кроме того, летом в стане AMD намечается обновление видеокарт средней ценовой категории, и будет странно, если NVIDIA никак на это не ответит. Что касается топовых GPU, то апгрейд этого сегмента произойдет, вероятно, ближе к концу года и, опять же, AMD и NVIDIA вряд ли сильно отстанут друг от друга.
Есть ли смысл ждать
Бытует мнение, что в попытке идти в ногу с апгрейдами компьютерного оборудования нет никакого смысла. Технологии, дескать, постоянно улучшаются, и за ними не угнаться. Однако этот аргумент имел смысл лет 10-12 назад, когда AMD и NVIDIA ежегодно практически удваивали мощность своих топовых GPU. Нет, технологии не стоят на месте, однако темп их развития может сильно варьироваться.
Техпроцесс 14/16 нм – это важная веха в развитии видеокарт, поскольку это первый полноценный техпроцессный скачок в GPU-индустрии за последние 4 года. Благодаря этому грядущие чипы должны очень сильно прибавить в энергоэффективности. Кроме того, если вы прикидываете купить топовую карту, то их мощность к следующему году должна вырасти на 30-50%, тогда как цена останется примерно такой же.
И давайте не забывать про виртуальную реальность. Мы еще не знаем, как будет развиваться эта сфера и как она повлияет на будущее игровой индустрии. Лично я слышал совершенно разные мнения – от полной трансформации до нишевого рынка для кучки обеспеченных VR-энтузиастов. Но, так или иначе, если вы планируете приобщиться к VR-тренду, вам тоже имеет смысл подождать выхода GPU нового поколения – чтобы посмотреть, что они смогут предложить.
Подумайте вот о чем. Для VR-оборудования важно, чтобы видеокарта была хороша во фреймрейте и равномерности фреймрейта. Таким образом, если GPU дает фреймрейт 50 к/с там, где минимальные требования составляют 30 к/с, то прирост будет 67%. Для пользователя такие перемены будут весьма ощутимы. Однако если GPU будет давать 110 к/с при минимальных требованиях 90 к/с, то прирост составит лишь 22%. Я к тому, что пользователь вряд ли почувствует большую разницу, если фреймрейт у второго GPU упадет со 110 до 90 к/с.
И последняя причина отложить апгрейд – это если вы планируете в ближайшие несколько лет обзавестись 4K-монитором. Это мониторы, у которых пикселей в 4 раза больше, чем у мониторов формата 1080p. Если играть в таком разрешении на современных видеокартах, то их производительность падает на 33-50%. Однако если подождать, у вас есть шанс потратить те же самые деньги, но за карту, производительность которой будет вполовину выше, и как следствие – получить возможность играть в гораздо большее число игр в 4K-разрешении.
Конечно, возможен тот же расклад, который произошел на рынке процессоров: Intel уже несколько раз сменили техпроцесс, но сдерживают резкий скачок производительности. Или если завтра ваша видеокарта внезапно откинет копытца или, может, вам уже просто невмоготу терпеть старую HD 5000 или GTX 400. Тут уж ничего не попишешь – придется идти в магазин и покупать карту, которая имеется в наличии сейчас, и при этом все равно увидеть заметный прирост в производительности. Однако покупатели, которые потерпят, получат гораздо больше. И за те же самые деньги. Мы не знаем точно, какими характеристиками будут обладать новые GPU от AMD и NVIDIA, однако информация о техпроцессе 14/16 нм, известная на данный момент, дает понять, что нас ждет что-то потрясающее.