Обзор XCOM: Enemy Within
В последнее время все чаще приходится выслушивать недовольные возгласы обделенных игроков – что, мол, тут упростили, там урезали, да и вообще раньше все лучше было. Посадите одного такого за XCOM – вот будет потеха. Оригинальная игра уже в свое время давала прикурить всем, кто соскучился по действительно сложной и бросающей вызов игре. Дополненние пошло по тому же пути – получите еще больше тактических возможностей, еще больше смертей и еще больше врагов.
XCOM Enemy Within – совсем нетипичный представитель аддонов по современным меркам. В этот раз нам не подсовывают вырезанную часть игры в виде получасового DLC за $15, а предлагают полноценное расширение оригинала, тотальное перекраивание знакомых механик, свежий взгляд на знакомые события, и превращают вроде бы изученную вдоль и поперек игру в захватывающий аттракцион.
Как известно, серия XCOM – это про пришельцев, и их планы по захвату нашей с вами планеты. Конечно, можно было бы нейтрализовать угрозу естественным путем, пригласив Шепарда (Mass Effect) с двумя любовницами позаботиться о незваных гостях, но поскольку до рождения командора еще как минимум 100 лет, приходится решать проблемы нестандартными методами, – силами целой организации по борьбе с инопланетными захватчиками. Посмотрим, что же изменилось в нашем командном центре за прошедший год.
С самого начала игры нововведения приходится буквально искать с лупой – то среди врагов обнаружится невидимый кальмар, то ваше внимание обратят на странные желтые контейнеры с неким «составом», имеющие неприятную привычку детонировать при случайном попадании или попросту самоуничтожаться через несколько ходов после начала операции. Однако скоро все встает на свои места – изучив «состав» вы открываете доступ к двум дополнительным направлениям прокачки солдат – Bellator in Machina (кибермодифицированные бойцы в механизированном экзоскелет-костюме МЭК) и Mutare ad Custodiam (генномодифицированные солдаты). Первое направление позволяет провести ампутацию лишних конечностей бойца ради возможности влезть во внушительного механоида, будто прямиком явившегося из нового фильма Нила Бломкампа («Район №9»). Второе направление позволяет генетически модифицировать практически любую часть тела добровольца двумя различными технологиями, соответственно прививая ему новые способности, вроде зрачков повышенной чувствительности или мимикрирующей кожи. Причем оба эти направления настолько глубоки, и располагают настолько внушительными наборами способностей и улучшений, что единственное псионическое расширение для солдат из оригинальной игры выглядит скучновато. По мере развития в этих направлениях, ваши подопечные все больше теряют человеческий облик, постепенно стирая грань между человеком и машиной. И в этом главный вопрос дополнения – чем вы готовы пожертвовать ради победы, с каждым шагом все более приближаясь к подобию своего врага.
Что касается обстановки на поле боя, то теперь игра стала намного более случайной и непредсказуемой. Опции «второй волны», добавленные спустя пару месяцев после релиза Enemy Unknown, также способны привнести немало веселья в, казалось бы, знакомый план по обороне Земли. Например, вы вольны установить абсолютно случайный разброс урона оружия, или подчеркнуть индивидуальность каждого бойца, перетасовав наборы классовых умений.
Одним из самых заметных нововведений стало появление новой вражеской фракции. Группировка EXALT всеми силами пытается помешать деятельности проекта XCOM. Благодаря новому врагу в игре появились «секретные операции». Суть их состоит в заброске агента под прикрытием в ячейку группировки, с заданием по сбору разведданных. Спустя какое-то время необходимо провести эвакуацию сборщика, попутно истребляя отряды врага, всеми силами пытающегося вам помешать. Каждая такая операция предлагает свой набор подсказок, анализируя которые в итоге можно обнаружить базу врага и нанести решающий удар. При желании можно за деньги сканировать земной шар, в попытках выйти на врага раньше, чем он преподнесет очередную гадость. Насколько такой подход оправдан – решать лишь вам, как командиру штаба XCOM. Всегда, знаете ли, найдется, куда пустить финансы. Что касается тактических маневров, то сражаться с бойцами EXALT едва ли не интереснее, чем с инопланетными захватчиками. Во многом потому, что они – зеркальное отражение ваших отрядов. Никогда не знаешь, когда боец решит выстрелить по скоплению ваших боевиков из РПГ, или применить другой неприятный навык. В дальнейшем группировка осваивает все новые приемы, удивляя то ГМО ГМ-солдатами, то разработкой лазерного оружия. Единственное разочарование – исход всего предприятия. Последняя миссия – штурм базы EXALT – вряд ли сможет кого-то удивить. А жаль, могли бы припасти сюрприз напоследок.
Наличие в игре «состава» и ветвистых древ технологий заставляет полностью пересмотреть свои взгляды на игровую экономику – деньгами нас и раньше не часто баловали, а теперь средств просто катастрофически не хватает. Каждое успешное задание приносит ворох возможностей и направлений изучения – были бы «зеленые». И опять, как и в оригинале, огорчает отсутствие возможности разбирать собранные предметы на составные компоненты. В результате этого ближе к концу игры на любые мало-мальски интересные исследования приходится наскребать оружейные фрагменты буквально по крупицам, мотая впустую время в ожидании вылазок и отодвигая развязку.
Гораздо больше разнообразия теперь предлагают сценарии операций, которые стали еще сложнее. Создатели ставят все новые и новые цели опергруппе, стоять на месте некогда – состав будет утрачен, условия боя меняются по ходу операции, подкрепления лунатиков прут изо всех щелей. Карты, встречаемые в аддоне, отличаются тщательной проработкой местности, и вдобавок происходящее выглядит логичным. Теперь НЛО могут запросто рухнуть и в городской черте, а в маленькой рыбацкой деревне можно столкнуться с внеземным источником биологического заражения. Жаль только, что связь некоторых заданий прослеживается немного неудачно. Например, только что мы вытаскивали из горячей зоны последнего выжившего из таинственного отряда, чтобы в дальнейшем получить из него ценную информацию, как по прибытии на базу нас просто поздравят с победой, а агента вероятно направят пить чай с малиной в казарме. Или вот член триады, обещающий центру за свое спасение таинственный чемоданчик, который способен перевернуть ход противостояния, тоже странным образом может исчезнуть из игры, стоит вам довести его до точки эвакуации. Конечно, через пару месяцев руководство, наконец, вспомнит о последствиях этих событиях, но игрок, вероятно, уже забудет.
Вдобавок некоторые миссии в первой половине игры способны вызвать приступ бешенства. Частые подкрепления врага из ниоткуда вызывают стойкое желание сломать клавиатуру. Когда во время операции на 6 сильных вражеских юнита вам выдают одного новобранца в качестве подкрепления – чувствуешь себя бегуном, споткнувшимся перед финишной чертой. Firaxis, ну зачем вы так? Готовьтесь перезагружать сохранения как в старые добрые времена в попытках сохранить солдат (хотя истинные командиры играют только в режиме «Терминатор», в котором перезагрузки запрещены), и ругаться сквозь зубы, когда опытный полковник с 90% шансом попадания вдруг стреляет в молоко. Каждый ход может стоить не только жизни бойцу, но и порой провала всей операции. Что самое удивительное, при всех многочисленных нововведениях и смене темпа боев, баланс игры удалось сохранить. Каким бы сложным не казался бой, исхитрившись, можно найти изящный выход практически из любой ситуации.
Создатели вновь цепляют игроков на крючок, как и год назад. Перед нами еще более отшлифованный гибрид стратегии и тактики, настолько грамотно сбалансированный, что покинуть игру – выше всяких сил. Принцип «еще одну миссию – и спать» реализован в XCOM как по учебнику. И хотя в определенный момент количество обязательных тактических задач начинает утомлять, все же прийдется признать, что и без того отличная игра стала в разы глубже, разнообразнее и интереснее, и не потеряла при этом ровным счетом ничего. А потому, имеем прямого кандидата на титул «Аддон года».
Firaxis держат марку. Образцово-показательный аддон Enemy Within предлагает шикарную возможность вернуться в лучшую пошаговую стратегию современности, при этом практически ни разу не заскучав. Ну а всем, кто пропустил в свое время Enemy Unknown, наши вдвойне горячие рекомендации.
Автор: Владислав Мазанко