Обзор Valkyria Chronicles
Весть о грядущей ПК-версии Valkyria Chronicles не могла не порадовать как минимум по двум причинам. Во-первых, игру хвалили еще шесть лет назад, когда она появилась на Playstation 3. В 2008 году она стала настоящим откровением для жанра тактических RPG и была отмечена как один из мощнейших эксклюзивов платформы — а это что-то да значит. Во-вторых, неприятный осадок после паршивой Final Fantasy XIII, которую мы спешно выпроводили месяц назад, нужно было чем-то развеять.
В общем, проверенное временем творение Sega WOW подоспело как раз кстати.
Если вы все еще не знаете, события Valkyria Chronicles разворачиваются в альтернативном историческом пространстве. На дворе тридцатые годы прошлого столетия — страшное время для маленькой Галлии, невольно втянутой в войну двух сверхдержав. Когда Имперский Альянс решается на дерзкое вторжение, мирное население Галлии хватается за оружие и дает отпор наглым захватчикам. А самое сильное сопротивление, очевидно, оказываем мы — Седьмой отряд во главе со студентом-танкистом Велкином Гюнтером.
Как бы наивно ни звучала завязка, за ней кроется куда больше. На фоне альтернативной Второй Мировой войны разыгрывается эпическая история, достаточно глубокая, чтобы вас удивить: тут и любовь, и дружба, и долг перед Родиной, и расизм, и нравственная сторона войны — и еще куча извечных человеческих тем. «Хроники Валькирии» время от времени заносит в такие философствования, что не сразу соотносишь их с происходящим.
При всем том местный сюжет не назовешь перегруженной нуднятиной. Даже если персонажи рассуждают о вечном, подается это в очень легкой форме, а возвышенные монологи перемежаются ненавязчивой болтовней, которая хоть и не несет колоссальной смысловой нагрузки, но вполне уместна. К тому же, серьезную драму игра включает довольно редко, предпочитая ей повествование чуть ли не сказочное. Герои у нас геройствуют, злодеи, как и полагается, злодействуют, и в конце всем воздастся по заслугам.
В любом случае самого пристального внимания заслуживает геймплей. Как уже было сказано выше, у нас есть целый отряд — ни много ни мало двадцать солдат, которых предлагается отбирать вручную из внушительного списка. Основываясь на классовых отличиях потенциальных соратников, игрок формирует партию своей мечты: разведчики, снайперы, инженеры, штурмовики, гранатометчики — в любых комбинациях, сколько угодно. Как только насидитесь в казармах, бегом воевать, а то самое интересное пропустите.
Боевая система Valkyria Chronicles — интереснейший эксперимент. BLiTZ, как ее нарекли создатели, являет собой сочетание классической пошаговой тактики с шутерными элементами, что поначалу выглядит так же дико, как и звучит.
Любое столкновение с вражескими войсками в игре начинается со стратегического вида. Помимо краткого брифинга и оценки будущего поля боя, на данном этапе происходит размещение отряда. Правда, точки развертывания уже предопределены, а вам всего лишь остается понатыкать в отведенные слоты своих бойцов так, как считаете нужным. Затем стартует первая «фаза», большой ход, где за командные очки можно отдать свой первый приказ и… самолично пуститься в бой.
А вы думали, что сможете отсидеться в стороне, надменно щелкая мышкой по карте? Нет уж, будьте любезны взять выбранного юнита под прямой контроль и провернуть задуманное вручную.
Здесь происходит все самое интересное. После активации очередного подопечного камера опускается к нему за спину, а мы вольны перемещаться по обозримому пространству как в любом шутере от третьего лица — разве что правила другие. Так, допустим, за раз юнит может пройти строго ограниченную дистанцию и выполнить одно действие: выстрелить, подлечить товарища, бросить гранату и все в таком духе.
Причем на действии ход не заканчивается, что открывает дополнительное пространство для маневров в духе «прибежали — атаковали — убежали». Деталь малюсенькая, но на фоне большинства других тактических игр ощущается совершенно по-новому. Кроме того, одного и того же юнита можно эксплуатировать неограниченное число раз, хоть и со штрафами к передвижению. Ваш хваленый XCOM так умеет?
В означенных условиях разница в классах солдат становится решающей. Вряд ли, скажем, будет хорошей идеей оставлять штурмовиков в тылу, поскольку их эффективность на дальних дистанциях снижается. Пара боев — и вы точно будете знать, что снайпера можно легко оставлять на стартовой точке для методичного отстрела недругов, а разведчик бегает дальше других, но под шквальным огнем долго не протянет.
Кстати, пошаговая природа Valkyria Chronicles не мешает ей вносить в бой элементы реального времени. Несмотря на то, что в течение вашего хода противник двигаться не будет, он не преминет всадить пару пуль в пробегающего перед носом галлийца. Стоит ли говорить, как это влияет на динамику сражений: тактику разрабатывать приходится буквально на бегу, ведь промедление может стоить вашему протеже жизни. Погибают-то герои раз и навсегда.
Военные успехи поощряются деньгами на апгрейды экипировки и, конечно же, опытом на прокачку. С первым и так все понятно, а вот RPG-система не так проста — прокачиваем мы целые классы вместо отдельных персонажей. Сделано это для того, чтобы у игрока не сформировалась команда фаворитов, превосходящих остальной отряд на три головы, и все бойцы имели равные шансы в схватке. Идея до безобразия простая и разумная.
Но вместе с тем прокачка открывает особые приказы — эдакие баффы для отряда — и уникальные «потенциалы» героев, раскрывающиеся в определенных условиях. К примеру, Велкин получает большую прибавку к характеристикам, когда сражается на природе, а его соратница, наоборот, падает духом, бегая по траве, — и вообще чувствует себя угнетенной в мужской компании. Подобные нюансы серьезно сказываются на боевых показателях, так что универсальной команды на все случаи жизни тут быть не может.
Тем не менее, даже если ваш опыт в жанре ограничивается просмотром трейлера Wasteland 2, разобраться и преуспеть в «Хрониках Валькирии» не составит никакого труда благодаря грамотно составленному туториалу и простоте освоения в целом. Поверьте, редко когда от процесса получаешь такое чистое и незамутненное удовольствие.
Способствует приятнейшему впечатлению, разумеется, и визуальная сторона. Со стилизацией и выбором движка авторы явно не прогадали — яркие акварельные краски даже спустя шесть лет радуют глаз и прикрывают технические несовершенства, лишь изредка выглядывающие на крупных планах. Остается только повторить тогдашние слова критиков: Valkyria Chronicles выглядит словно ожившая манга или до безумия красивое аниме.
А вот явным пятном на прекрасном полотне игры выглядит искусственный интеллект противников. Стоит только врагу перенять инициативу, как начинается дискотека наркоманов. Компьютер бездарно тратит командные очки, чтобы притопнуть ногой на месте, забывает про недобитые цели и поливает танковыми залпами через полкарты — не совсем такого поведения ждешь от ИИ в тактической RPG. Естественно, такие случаи не повсеместны, но встречаются довольно часто, чтобы беспокоиться на этот счет.
Не очень ясно и решение разработчиков оставить проект без сетевого режима. Отточенная концепция идеально подходит для мультиплеера — но вынуждена блистать в одиночных баталиях. Хотя это так, больше пожелание, нежели придирка.
Пару слов определенно нужно уделить и порту для PC. Он чудесен.
На самом деле, достаточно сравнить адаптацию данного проекта со все той же Final Fantasy XIII, за качество порта которой, надеемся, уже оторвали пару десятков рук. Здесь есть и гигантские разрешения, и поддержка сглаживания, и отличное управление для клавиатуры с мышью. Да чего там говорить — в Сети уже можно найти модификацию с HD-текстурами и сделать игру еще красивее.
Оттого вдвойне радостно, что Valkyria Chronicles ненадолго возглавила топ продаж в Steam. Само по себе достижение не ахти какое — а вот обойти Far Cry 4 и новую Call of Duty не каждый может.
Не хватает лестных слов, чтобы описать все впечатления от Valkyria Chronicles. Она нестандартна, изящна, красива — и оттого вечна. Выход за рамки устоявшихся механик оказался настолько удачным, что даже спустя годы игра сохраняет свою новизну, оригинальность и значимость.