Трудности переходного возраста. Обзор The World Ends With You: Final Remix
Всем нам когда-то было шестнадцать, помните? Все мы были обиженными на мир подростками, чувствовали себя отчужденными и сбегали от жестокого общества в собственную изолированную реальность. С головой уходили в книги и игры, глушили печали дискографией «Линкин Парка» и прикидывали, где бы еще отрастить розовую челку в знак протеста. Эх, замечательное было время!..
Слава богу, оно никогда больше не вернется.
Беда перевыпущенной недавно The World Ends with You как раз в том, что вся она — это личное обращение к каждому такому проблемному тинейджеру, попытка завязать с ним диалог на равных. А нам, ну-у, как бы сказать… Нам уже не совсем шестнадцать. Поэтому методы, к которым игра прибегает для достижения своей благой цели, зачастую ничего, кроме раздражения, не вызывают.
Да что там далеко ходить, взять хотя бы главного героя всей этой истории. Знакомьтесь, Неку — японский школьник, мизантроп и просто придурок. Он выглядит как придурок, одевается как придурок и ведет себя так же. Каждая первая сцена с его участием содержит около 458 упоминаний того, что друзья не нужны, а в моменты взаимодействия с другими персонажами он любит уткнуть нос в свою нелепую жилетку и пробубнить, какие все люди тупые. Форменная скотина, словом.
Я ненавижу Неку. Отчасти потому, конечно, что он действительно напоминает мне меня-подростка, но в большей степени — за предельную карикатурность. Все его поступки, реплики и образ в целом доведены до такой абсурдной крайности, что проникнуться к нему необходимой симпатией если и возможно, то очень трудно. По крайней мере, всякий раз, когда он раскрывал рот, чтобы выдать очередную цитату из эмо-паблика, мне все меньше хотелось за него играть…
Но сюжет сказал свое твердое «надо», поэтому характер у нашего протагониста — как постер с Tokio Hotel: пафосный, отталкивающий и плоский. Авторы старательно акцентируют внимание на том, какой Неку гадкий утенок в начале пути, чтобы показать, насколько сильно его меняют добро и дружба в конце. Ага, мораль фантастической сказки про смертоубийственные игры в параллельном измерении — люди классные, дружи с людьми.
Не то чтобы это плохой посыл, просто цель не совсем оправдывает средства. The World Ends with You явно пытается сойти за такую лайт-версию «Евангелиона», затрагивая приме-е-ерно те же темы интроверсии, социофобии, подростковой тревожности и далее по списку, что похвально и правильно. Только если одно произведение создает и исследует точные психологические портреты, другому отчаянно недостает правдоподобности этих самых портретов. Эффект в результате, мягко говоря, смазывается — арка с чудесной трансформацией героя выглядит до смешного неестественно и банально не находит должного отклика.
Впрочем, в пору юношеского максимализма этого вполне может хватить. Будь мне годиков этак на много меньше, Неку наверняка пришелся бы мне по душе даже в такой гиперболизированной форме.
Сама игра, правда, мне бы от этого больше нравиться не стала.
Минуя красивые пиар-формулировки, The World Ends with You — это простенький экшен, где для исполнения боевых приемов нужно рисовать на экране различные фигуры. Выписывать защитные круги, елозить по арене пламенной змейкой, рубить противников поперечными штрихами, все в таком духе. Активные способности зависят от значков, которые в промежутках между сражениями покупаются, находятся, улучшаются и вообще занимают роль местных покемонов. Ими даже в отдельную мини-игру можно играть.
Все здорово, но главный враг здесь — управление. На Switch оно представлено аж в двух вариантах: плохом и отвратительном. Первый подразумевает рисование пальцем по тачскрину консоли, что просто не вяжется с размерами последней. Как ни изворачивайся, рука все равно будет перекрывать часть экрана и мешать оценивать ситуацию на поле боя. Мои ладони сверхгабаритными едва ли назовешь, однако я все равно частенько упускал одного-двух супостатов из вида лишь потому, что сам себе загородил обзор.
Справедливости ради, сенсорное управление я вообще не очень люблю и по возможности от него отказываюсь — благо многие игры вводят его на правах опционального. В случае с The World Ends with You, правда, пришлось стиснуть зубы и терпеть, потому что альтернатива оказалась еще хуже. Не нравится размазывать отпечатки по дисплею? Всю ту же чертежную магию можно осуществлять росчерками джойкона, который мало того что уступает в скорости и точности, так еще и регулярно сбоит, свозя виртуальный курсор к краю экрана. Чинится это быстрой калибровкой контроллера, но проходить сей увлекательный ритуал каждые 20-30 минут — сомнительное удовольствие.
Да и в целом контроль способностей оставляет желать лучшего. Многие из них используют похожие или вовсе аналогичные жесты, что постоянно приводит к путанице. Хочешь нарисовать цепь поперек арены — Неку таранит лбом ближайшего противника и теряет добрую половину здоровья. Пытаешься вызвать напарника на помощь — герой выстреливает весь запас огненных снарядов, которые ты хотел приберечь для демона посильнее. Учитывая, что умениям нужно время на перезарядку, подобные промашки нередко оказываются фатальными на поздних этапах.
Как и почему The World Ends with You завоевала всеобщую любовь в 2007 году, мне за пару вечеров так и не стало понятно, поэтому я заподозрил неладное и пошел гуглить. Расследование привело к страшному откровению: оригинальный релиз для Nintendo DS игрался вообще не так. В частности, там не было пресловутой мешанины приемов, поскольку действо происходило на двух экранах — по одному для Неку и его товарища.
Более того, персонажи управлялись отдельно и должны были взаимодействовать друг с другом, чего в новой версии даже близко нет. Яркий пример — битва с огромной летучей мышью, во время которой на DS нужно было постоянно отбивать врагов на верхнем экране, чтобы на нижнем не гас свет. Как это реализовано в Final Remix? Правильно — поочередно. Немного подрались, свет потух, перешли на другой уровень, немного подрались там, включили свет… Совершенно иная динамика.
Понятное дело, Switch — не DS, вторую створку к ней не прикрутишь, но адаптация прошла слишком уж болезненно. Лишившись «двойного» геймплея, порт превратился в бестолковый и неудобоваримый кликер, интерес к которую теряешь задолго до того, как исчерпается весь контент. Вдвойне обидно, ведь последнего в ремастере даже больше, чем раньше.
Однозначно приятным пунктом во всем этом стало лишь оформление. Игра без конца радует своим дерзковатым граффити-стилем, а музыки здесь хоть и мало, но она настолько хороша, что с каждым часов нравится все больше и не надоедает повторениями. Эту композицию так вообще хоть сейчас к себе в плейлист закидывай:
https://www.youtube.com/watch?v=PM4eZQ5cA7A
Но в целом, как уже можно было догадаться, диагноз печальный. Даже если вы все еще в том сложном возрасте, когда хочется замкнуться в себе и отстраниться от окружающего мира, The World Ends with You — не лучший ваш товарищ. Во всяком случае, точно не в версии для Switch.
Купите лучше экземпляр «Над пропастью во ржи» подороже и не переживайте. Все будет хорошо. Люди классные, дружите с людьми.