Обзор Trials of Mana: заветам классики верны
Ремейки – штука весьма неоднозначная. Взять, например, ремейк года от Square Enix – долгожданная Final Fantasy 7, твиттер-войско ломает копья на тему концовки, счастливые обладатели PlayStation 4 не отрываются от экранов, владельцы PC затаились в кустах и ждут релиза. И каждый, разумеется, чем-то недоволен. Ремейк – это миллион выборов. Что оставить? Что изменить? Что убрать совсем, как неактуальное? Как угодить и тем, кто помнят игру еще с лохматых-мамонтовых времен, и тем, кто только позавчера впервые взяли в руки контроллер? Как сделать игру одинаково привлекательной и для “старичков”, и для “новичков”?
Trials of Mana, или, если брать ее оригинальное название, Seiken Densetsu 3, пожалуй, можно назвать вторым по масштабу крупным ремейком года от все тех же Square Enix. Исходная игра вышла в 1995 году для приставки SNES. Сразу скажу, что я – тот самый новичок, совершенно не знакомый с SD3, разве что по скриншотам и видео – и то уже после того, как опробовал ремейк.
Ну что ж, начнем?
Сюжет, разворачивающийся перед нами, не блещет оригинальностью – но ему это и не нужно. Это классическая РПГ, как самые первые Final Fantasy (собственно, Mana-серия изначально и была спин-оффом FF, первая игра называлась Final Fantasy Adventure, или, в японском варианте – Seiken Densetsu: Final Fantasy Gaiden). Сюжет прост, как удар топором по зеленой тушке первоуровневого слизнемонстра: собери Х волшебных предметов (кристаллов, цветков, драгоценностей), и\или посети N волшебных мест (храмов, порталов, гробниц сит-лордов), чтобы в итоге спасти мир от Великого Зла. Плохо ли это? Вовсе нет. Старый конь борозды не испортит (и вовсе не потому, что он на самом деле лежит в ней и спит). Можно придумывать феерические плот-твисты и ломать четвертые-пятые-восемнадцатые стены, чтобы в итоге получить игру уровнем ниже среднего. А можно “держаться корней”, как пели великие олдскульщики – и сделать крепкую и хорошую историю. Вот как Trials of Mana.
А наш протагонист, конечно же – Избранный. Или Избранная: при старте мы выбираем главного героя и двух его спутников из шестерых возможных. Трое девочек, трое мальчиков, при желании можно сделать all-male или all-female команду. Правда, не рекомендую по двум причинам. Во-первых, леди специализируются на магии и дальнем бое, в то время как джентльмены – на сильных melee-атаках, партия получится слишком однобокой. Во-вторых, сюжетно наш ростер потенциальных спасителей мира разделен по парам. От того, кого мы выберем в главные герои, зависит не только пролог и начало истории (и стимул протагониста начинать всю эту заварушку с Мечом Маны), но и финальный босс-главзлодей. И некоторым ребятам имеет смысл объединиться – враг у них совершенно точно общий.
Завязка у истории простая: когда-то богиня создала этот мир, с помощью могущественного Меча Маны победив восемь монстров-разрушителей, Беневодонов, и заточив их в восемь камней. Долгое время все было хорошо, но сейчас Дерево Маны (в котором спит богиня-создательница) начинает сохнуть, мана постепенно улетучивается из мира, и ходят слухи, что некоторые беспокойные маги пытаются освободить Беневодонов, чтобы получить в свои руки безграничную власть и силу. (Прекрасный план. Что, спрашивается, может пойти не так?.. Oh well.) Из места, где растет Дерево, в город Вендел к священнику Света в поисках помощи отправляются феи, долгий путь осиливает лишь одна из них – и, ее-то, измученную, и обнаруживает посреди ночи наш главный герой. Потому что какой главный герой не пойдет по темноте в лес за блуждающим огнем? Плохой он тогда герой и неправильный.
А дальше, как водится, приключения. Богиня Маны обещает выполнение заветного желания каждому, кто поможет ей – и, разумеется, этого достаточно. У всех свои резоны отправляться в путешествие: полуоборотень Кевин стремится вернуть щенка волка, который был ему ближе, чем кто-либо, маленькая Шарлотта хочет спасти друга, похищенного прямо у нее на глазах, принцесса-амазонка Риз ищет своего брата. Выполним квест, вернемся домой к ужину? Разумеется, все, что может пойти не так, в процессе идет не так, и вдобавок вне городов нельзя пройти и шагу, чтобы из-под земли и из-за кустов на команду не полезли монстры. Впрочем, монстры очень милые (серьезно, их можно разделить на “симпатяга”, “прелесть”, и “аа, хочу забрать домой”), а убивать их весьма весело.
Бои здесь, в отличие от той же FF, реалтаймовые. Правый клик – слабая атака, левый клик – сильная атака, плюс несколько комбо, плюс power attack (“limit break!” – подсказывают фанаты Финалки с передней парты), для выполнения которой надо накопить специальную энергию. Увороты, магические спеллы (доступные, правда, не сразу), большое количество предметов (как атакующих, так и бафающих, и лечебных) – все это в комплекте. Переключаться между членами команды можно прямо в бою, а перед боем желательно настроить им стратегию поведения: я, например, сражалась в основном милишником-Кевином, приказав моей основной героине Шарлотте лечить и поддерживать.
Когда персонажи повышают свой уровень, они получают очки, которые потом можно распределить по пяти параметрам. Каждый параметр предлагает свои пассивные бонусы и умения, плюс возможность выучить новые скиллы. Умения, впрочем, надо сначала экипировать в доступный слот – а слотов не так уж много, и разблокируются дополнительные лишь после апгрейда героя в “престиж”-класс (первый такой доступен на 18 уровне, второй – на 38). Так что в начале игры бои, увы, не так разнообразны, как хотелось бы – и как привычно нам, но к середине дело начинает идти на лад.
Само качество ремейка выше всяких похвал. Управление удобнейшее – и его можно переназначить на любые клавиши. Замечательная графика, замечательная анимация – мультяшная и умилительная. Можно даже включить оригинальную 16-битную музыку! Правда, английская озвучка, прямо скажем, ниже среднего, но… все же знают, что лучше всего играть с японской озвучкой и английскими субтитрами, правда, правда?.. Ладно, не всегда, не надо швырять в меня помидорами и тыкать портретами Юрия Ловенталя и Мэтью Мерсера, в этой игре их нет (помидоры есть), так что не считается.
Игра, безусловно, хороша. Но встает интересный вопрос: бережно перенося классику на новейшие платформы, с полной graphic overhaul, надо ли менять суть игры, и добавлять что-то в сам сюжет, в сами задания, чтобы современным игрокам было интереснее? Понятно, что во время выхода Seiken Densetsu 3 open-world игры были не особенно популярны; согласно википедии, революцию в жанре произвела Super Mario 64, с ее трехмерным открытым миром, вышедшая на год позже (1996). Спросите меня о самой старой пройденной игре с опен-ворлд – мне в голову придет первый Fallout, увидевший свет еще через год. Trials of Mana линейна, как задача для первого класса про точку А, точку Б и пешехода. Путь проложен для нас заранее. Ладно бы линейность, с ней мы сталкивались, но гораздо более странный факт в РПГ (опять-таки, для современного игрока) – это полное отсутствие сайд-квестов, если не считать оным задание “найди говорящий магический кактус, повтори пятьдесят раз”. Без них как-то… пусто? Скучно?
С другой стороны, помню, как я поначалу удивлялась отсутствию побочных целей в Final Fantasy III, что не помешало ей быть прекрасной и удивительной.
Возможно, дело в том, что основная часть игры – это реалтаймовые бои, что делает из нее скорее экшен-РПГ. И пусть Trials of Mana стилем напоминает, например, Dragon Quest VIII – сходство это внешнее. Где у Dragon Quest история смешная и нестандартная, у Маны все довольно предсказуемо и привычно. Побочки, хотя бы в духе “пойди-собери-принеси”, добавили бы немного разнообразия в бесконечное (хоть и интересное, спору нет) вырезание монстров и блуждание по подземельям и надземельям. Смысл говорить с обычными НПС практически отсутствует – они выдают по короткой малоосмысленной фразе, вроде “ой-ой, моя спина” или “кажется, дождь собирается”, на этом все. Честное слово, хотелось бы побольше диалогов и возможностей.
Я люблю периодически играть в старые игры, и в них, разумеется, может встретиться все, что угодно – “тогда так было правильно”. Если бы я сейчас проходила классическую Seiken Zensetsu 3, ни слова критики не было бы сказано по поводу истории и заданий. Но от игры с современной графикой, наверное, ждешь современного… всего? Сложна натура человеческая. Возможно, было бы лучше сделать продолжение, а не ремейк? Но Mana-серия далеко не так популярна, как многие другие, не факт, что новая часть окупилась бы.
В любом случае, Trials of Mana сделана качественно и с любовью к оригиналу – это заметно даже тому, кто не играл в оригинал. Веселые быстрые сражения, обаятельные, пусть и не блещущие сложным внутренним миром герои, яркое и красивое окружение – все это затягивает, говоришь “еще десять минут”, и обнаруживаешь себя через полтора часа на какой-то новой незнакомой равнине посреди плюшевых и весьма агрессивно настроенных медвекротов. Присутствует replayability (я же говорила, что от выбора основного персонажа зависит и главзлодей?), new game+, до которой я еще не добралась, в общем, довольно много всего. Это не новый взгляд на классику, нет – но это хорошая возможность поиграть в эту классику для тех, кто хочет с ней ознакомиться.