Обзор Transistor
Клаудбанк – мечта, ставшая явью. Идеальный город, где любая прихоть народа исполняется при помощи передовых технологий. Образцовая демократическая модель, определяющая вектор безостановочного развития мегаполиса. Здесь никогда не будет плохой погоды и не возведут очередной торговый центр, если того не захочет общество. Впрочем, самого общества тут тоже больше никогда не будет. Случилось что-то непоправимое. Но что именно?
Этим и многими другими вопросами вместе с нами задается главная героиня Transistor, для которой все происходящее не менее туманно. В один момент Ред – преуспевающая певица, предмет обожания толпы и главный талант целого Клаудбанка. Мгновения спустя она уже склоняется над бездыханным телом своего спасителя, пронзенного мечом. Покушение. На его месте должна была быть она. Но почему?
«Нам это так с рук не сойдет, да?» – прерывает тишину Транзистор, тот самый меч в груди безымянного героя. Они с Ред явно знакомы, но ответу прозвучать не суждено: сохранив жизнь, девушка теряет не меньшую ценность – свой голос. Таким образом клинок становится нашим верным компаньоном и единственным рассказчиком на протяжении всей игры.
Ситуацию усугубляет нападение Процесса – агрессивных роботизированных существ неизвестного происхождения. Чтобы пролить свет на творящееся безобразие, нам придется провести хрупкую героиню через прекрасные улицы Клаудбанка и неизбежно опробовать одну из самых интересных боевых систем минувшего года.
Стороннему наблюдателю может показаться, что со времен Bastion, предыдущего проекта той же студии, в геймплейном плане поменялось мало. Да, это все еще изометрическая RPG с кучей способностей и… и все. Transistor сразу обнажает совершенно иной подход к сражениям и показывает их с другой, куда более любопытной стороны.
В первую очередь заметна смена темпа игры. Стычки с многочисленными гадами теперь напоминают выверенные тактические головоломки, нежели сечу в стиле Diablo. Неотъемлемым элементом становится тактическая пауза, где планируются хитрые комбо-удары и в спешке уносится израненная пятая точка. Хоть этот режим и требует перезарядки после использования, без него вы вряд ли далеко уйдете.
Но самый интересный аспект тут – боевые умения. Взамен традиционному вороху из сотен скиллов игра предлагает всего шестнадцать универсальных «функций», которые игрок комбинирует на свое усмотрение. Любой прием можно использовать как один из четырех основных ударов, повесить добавочным эффектом к любому другому умению или вообще оставить в «пассивках», получив общую прибавку к характеристикам. Сочетания могут быть самые разные – фантазия ограничена только лимитом на суммарный расход энергии.
А чтобы вы не расслаблялись, эти же функции играют роль дополнительных жизней. Как только лайфбар опустошается, самая мощная способность «сгорает», давая шанс выйти-таки победителем из битвы, но в то же время усложняя правила. Доступ к ней, конечно, вернется при посещении контрольной точки, но в бою на одно-единственное умение лучше не надеяться.
Обусловлена тяга к экспериментам еще и тем, что Процесс – не просто безликая масса красноглазых машин. Их ряды беспрерывно пополняются новыми разновидностями со своими особенностями: сорняки, например, не двигаются с места и атакуют только в непосредственной близости, зато хорошо лечат союзников, что усложняет битвы с Ищейками, достаточно резвыми, чтобы вовремя ускакать в сторону. Такие нюансы если не кардинально меняют применяемую тактику, то как минимум вынуждают учитывать потенциал того или иного противника. Вариаций, правда, не сумасшедшее количество, но это компенсируется регулярным «апгрейдом» старых видов.
На деле все вышеописанное работает просто шикарно. Перемешивать способности и испытывать новые раскладки не надоедает даже в случае определения идеальной конфигурации под свои нужды. Все равно хочется посмотреть, что будет, если залепить чарующие снаряды в одну связку с рывком и рикошетом, а потом перевернуть все с ног на голову – и снова пуститься в бой. Поскольку никакой прокачки скиллов в игре нет, абсолютно любой набор потенциально эффективен и интересен. Чем-то подобная концепция напоминает карточные игры, и удивляться не стоит: авторы не скрывают, что вдохновлялись моделью Magic: The Gathering.
Вдобавок к выдающемуся геймплею, Transistor также сногсшибательно выглядит. Авторский киберпанк радует глаз в статике – и просто завораживает в движении. Меланхолично мерцающие неоновые вывески, плавные движения Ред, мерно оседающий снег и цифровой след волочащегося по полу Транзистора – вот уж зрелище, от которого не оторваться. Особое удовольствие знающим эстетам доставят элементы ар-деко и ярко выраженные ссылки на творчество Густава Климта.
Поддерживать магию игрового мира берется саундтрек. Даррен Кобб уже отличился работой над Bastion, но нынешнее музыкальное сопровождение прям-таки вылезает на первый план. Иной раз и с локации-то уходить не хочется раньше времени – особенно если вовремя обнаружить, что Ред умеет подпевать композициям по нажатию отдельной кнопки.
Как ни странно, к Transistor невероятно трудно придираться. Да, у нее катастрофически мудреный сюжет, для объяснения которого пользователи написали не один гайд в Steam. Ага, она пустовата и за рамками сражений предлагает только читать записки и глазеть на окружение. Есть такое, многие боевые ситуации можно было разнообразить и персонализировать. И умереть тут, кстати, тоже очень трудно, так что челлендж не ахти какой. Виновны, виновны по всем статьям. Но надо ли выделять недостатки на столь прекрасном фоне?
Transistor – настоящий, правильный инди-проект. Пока из Steam Greenlight на нас валят ранние доступы с уродливой стилизацией а-ля «так и должно быть» и сомнительной механикой, Supergiant Games действительно потрудились сделать и интересно, и необычно, и красиво. Даже если Bastion не пришелся вам в свое время по нраву, история Ред строго рекомендована к ознакомлению.