Обзор The Vanishing of Ethan Carter
Долина Рэд Крик — место исключительной красоты. Зеркальное полотно озера, окруженного густой растительностью. Одинокая железная дорога, тонкой нитью уходящая вдаль, к цивилизации. Маленькие домики, уединенные и умиротворенные. Именно в такие уголки планеты обычно отправляются писатели в поисках вдохновения, как это сделал, скажем, Алан Уэйк. И именно в таких местах традиционно происходят таинственные убийства, как это случилось в The Vanishing of Ethan Carter.
У частного детектива Пола Просперо была своя причина появиться здесь — Итан Картер. Письмо мальчишки отличалось от всех остальных, пугая деталями таких вещей, о которых знать не должно никому. Что-то в этой истории не так. Что-то… Черт возьми, как тут красиво!
Сконцентрироваться на повествовании поначалу крайне трудно: первая же заросшая тропинка проходит по одному из самых живописных маршрутов в игре, поэтому едва ли вас в этот момент будет заботить что-то еще, кроме щелканья скриншотов. Лучи солнца резвятся на водной глади, над головой парят осенние листья, и до самого горизонта, насколько хватает глаз, стелется туманный лес — Unreal Engine 3 в самом деле работает тут на пределе. Придирчивый взор пытается найти в ближайших объектах визуальные изъяны, но созданные при помощи фотограмметрии модели выдерживают даже самые крупные планы.
Может, ну его, этого Итана? Исчез — найдется. Разработчики, помнится, говорили о полной свободе перемещения по всей обозримой местности, да и что делать, в общем-то, не очень понятно. Соблазн посмотреть, что там, по ту сторону моста, слишком велик, и вот мы уже аккуратно шагаем по неровной дощатой поверхности под монолог Пола Просперо — ни дать ни взять похорошевшая Dear Esther. Симуляторы прогулок по свежему воздуху ругать уже не модно, так что просто наслаждаемся.
И запинаемся о безногий труп.
The Vanishing of Ethan Carter с этого момента мобилизует свое детективное нутро и пускается в расследование. В воздухе витают всевозможные догадки: причина смерти? Потеря крови? Травма головы? Ниже по дорожке, у самого берега, лежит окровавленный рычаг — явное орудие убийства. На земле возле пенька отчетливо видна ямка от камня, и чутье героя сразу подсказывает, где недостающий элемент искать. Когда все улики собраны, начинается паранормальщина.
Просперо — не заурядная ищейка, а ищейка-медиум, способная через прикосновение к усопшему увидеть прошлое. Восстановление событий происходит примерно как в Murdered: Soul Suspect. Сыщик переносится в другое измерение, пространство окрашивается в синие тона, и на ключевых точках места преступления появляются застывшие силуэты участников. Расставили их в хронологически верном порядке — узнали, кто именно стукнул лежащего на земле дядьку и почему конечности последнего лежат на железнодорожных путях. Незатейливо, но интригует.
Таким образом игра наконец-то обращает наше внимание на историю. Загадочные намеки на опасность Рэд Крик обретают смысл, ведь вышеописанный эпизод — сцена резни между членами семьи Картеров. Детективу предстоит не только найти пропавшего Итана, но и узнать, почему родственники, словно одержимые, вдруг перебили друг друга.
Это и становится нашим мотивом к продвижению в глубь долины. Видимые просторы целиком и полностью открыты для исследования, а за руку, как говорилось во время вступительного ролика, никто нас вести не будет. Если угодно, можно проследовать дальше по тропе и переступить порог стоящего неподалеку ветхого дома. Но вполне можно миновать все постройки, отправившись разглядывать местное кладбище. А еще лучше — свернуть по направлению к чаще и кинуться в объятия вековых деревьев. Так или иначе, в любой стороне найдутся не только красивые пейзажи, но и фрагменты сюжета, подогревающие интерес к игре.
А вот геймплей, увы, идет по наклонной. Несмотря на позывы к расследованию, вся механика строится больше на созерцании, нежели на непосредственном участии. Деятельность игрока до самого финального ролика будет заключаться в реконструкции убийств, незатейливом поиске улик и скитанию по окрестностям. Если на пару заходов этого комплекта еще хватает, то ближе к концу возникает желание просто узнать, наконец, в чем все дело.
Самый же сильный аспект всего действа — атмосфера. Точнее, динамика ее изменения. Расслабленное настроение первых минут понемногу развеивается с погружением в сюжетную линию, а откровения о происходящем вскоре уже не дают смотреть на знакомые места с прежним спокойствием. Смирившись со своим одиночеством и под спокойную музыку читая очередной черновик фантазера Итана, вы обязательно вздрогнете, услышав чьи-то шаги на верхнем этаже. Показалось ли?
The Vanishing of Ethan Carter — новелла с чуть большим градусом интерактивности, чем у коллег. Безумно красивая, очень интересная и невероятно атмосферная, она по-прежнему принижает значение геймплея, отводя игроку роль наблюдателя. Однако это совершенно не мешает провести незабываемые четыре часа на лоне виртуальной природы.