Библиотека Steam: обзор The Survivalists
Где-то глубоко внутри The Survivalists спрятана неплохая игра про приключения на тропических островах. Игра, где ты строишь себе уютный форпост, отправляешься в рискованные путешествия на плоту, исследуешь опасные болота и охотишься за древними сокровищами. А еще, еще ты можешь приручить диких обезьян, научить их всякой всячине и организовать таким образом целый конвейер, в своей индустриальной мощи способный потягаться с крупнейшими китайскими предприятиями.
Ах, если бы в критический момент один из геймдизайнеров студии ХХХ внимательно оглядел свой проект и предложил коллективу: «Может, да ну их, этих обезьян?» Но увы, судьба распорядилась иначе.
Ладно, это я забегаю вперед. Перед тем, как воистину возненавидеть всё и вся, связанное с нашими прирученными приматами, надо бы разобраться, что вообще в игре происходит, куда надо бежать и в чем соль.
Дела такие. Наш пиксельный герой потерпел крушение в изометрическом море и чудом не умер, очутившись на берегу тропического острова. Что делать? Конечно же, строить плот. Но для того, чтобы построить плот, нужны доски и парус. Про парус пока вообще забудем, у нас и без него полно дел. Для того, чтобы выпилить доски, нужны древесина, рабочий инструмент и рабочий станок. Про станок тоже забудем, для его постройки обратно нужен инструмент, он в приоритете. Для того, чтобы сделать себе рабочий инструмент, нужны древесина и веревки. И то, и другое можно добыть с помощью буквально чего угодно, включая заостренный камень, который TE наконец-то дает тебе сварить из нескольких простых камней, разбросанных по пляжу.
В общем, ты, друг, здесь надолго. А раз ты здесь надолго, то нужно озаботиться едой и хотя бы простейшей кроватью. Для того, чтобы собрать кровать, нужно…
Знакомая формула, да. Мы исследуем случайно сгенерированный мир, пока не лопнет инвентарь, потом возвращаемся на условную базу и мастерим из собранного мусора всё, что только можно смастерить. Поначалу у нас получается хлипкая и некрасивая ерунда, но это все равно уже лучше, чем совсем ничего. Подкрепившись ерундой, мы пролезаем вглубь мира чуть дальше, чем в прошлый раз, захватываем чуть больше мусора рангом чуть повыше. И так далее до победного конца через 300 часов гонки вооружений, архитектурных экспериментов и суровых экспедиций.
Но это еще не всё! Чтобы мы не скучали в одиночестве и не свихнулись от бесконечного крафтинга, The Survivalists подарила нам возможность подружиться с самыми умными из обитателей местных зарослей — обезьянами. После знакомства и курса молодого строителя/грузчика/воина смышленые животные начнут делать большие дела вместо вас! Это ли несчастье, это ли не мечта любого островного магната? Сказал одной обезьяне, чтобы та добыла дерева, второй — чтобы добыла травы, третьей — чтобы сплела из травы веревки, четертой — чтобы отнесла дерево и веревки на верстак, пятой — чтобы сделала наконец уже нужный тебе предмет, шестой… седьмой… И путешествуй себе дальше. Ну а запущенный конвейер за 5 минут истребит все растительность в округе и перемелет ее на полезные предметы.
Почему я ненавижу обезьян The Survivalists? Причин — три.
Первая — отвратный интерфейс. Взаимодействовать с подручными приходится через отдельную замысловатую систему, похожую на одну из вышеописанных цепочек крафтинга, только хуже. Сначала мы подзываем обезьянку, затем кидаем ей сигнальный банан. После этого обезьяна войдем в режим stand-by и будет ждать, пока мы займемся чем-нибудь полезным. Например, опять рубкой дерева. Если ничего не проглючит и не собьется (что тоже возможно), рекрутированный примат поймет, чего мы от него хотим, и начнет требовать себе топор. Получив оный, наш новый подручный начнет вырубать все окрестные леса, пока не закончатся деревья в округе или пока не сломается инструмент.
Для того, чтобы донести древесину до ближайшего ящика, нужна отдельная обезьяна, которой надо будет отдельно показать — берешь предмет с земли, несешь до ящика, кладешь в ящик. Для того, чтобы донести ресурсы до верстака, где их ждет третья, тоже заскриптованная обезьяна, желательно обучить обезьяну четвертую.
Вы уже чувствуете, как это весело? Нас ждет целый архипелаг с плохо лежащими шмотками, но приключения — для слабаков. Мы тут животным алгоритмы прописываем.
Последние, кстати, регулярно сбиваются по самым разным причинам. В теории, понять, что именно не так, нам призваны помочь пиктограммы над головами у приматов. Но не помогают. Что именно обозначает каждый из значков, я не знаю и после полутора десятков часов игры. Потому что во-первых, собственно иконки мне, как ни странно, ни о чем не говорят, а во-вторых, ни в каком внтриигровом справочнике их не подсмотреть. Моего терпения хватает на то, чтобы попытаться один раз отгадать проблему, а дальше мне проще начать обучение примата с нуля.
Ну и главный грех обезьян The Survivalists – от них никуда не деться.
Хорошо, местные танцы с производственными цепочками — не для меня. Можно я тогда просто буду делать все на свете сам? Руки у моего персонажа есть, ноу-хау — тоже.
Нет, не можно. Решил сам возвести один сектор свой крепостной стены? Все ресурсы собрал? В одну кучу сложил? Инструмент принес? Прекрасно, теперь посиди смирно за клавиатурой две минуты и посмотри, как заполняется индикатор, кхм, процесса строительства. Затем переходи ко второму сектору. Система устроена так, что как бы я не ненавидел местных чернорабочих, без них дела будут идти еще медленнее и муторнее.
Не получается даже толком попутешествовать! Врагов кругом столько, что без пары телохранителей лучше никуда не соваться. Да что там, инвентарь главного персонажа настолько тесный, что зачастую забивается уже на третьей минуте, извиняюсь, путешествий. Обязательно надо, чтобы рядом за тобой все время таскалась обезьяна с большим ящиком. Который она всенепременно выбросит при первом же случайном ранении.
В общем, обезьяны — это судьба. Судьба возиться со скучными механиками и неудобным интерфейсом, вспоминая, что есть на свете игры, где тебе просто дают построить что-нибудь в два клика, где юниты умеют сразу и принести себе со склада железо, и выковать из него меч, где у твоего героя за плечами есть вместительный рюкзак.
Никогда бы не подумал, что напишу такое вслух, но даже в RimWorld интерфейс гораздо более прямолинеен и понятен.
Я даже могу представить, почему разработчики The Survivalists настолько сильно влюбились свою идею с обезьянами, что не смогли вовремя выкинуть ее в мусорную корзину. Прекрасная же идея, избавиться от рутины — приказать игре построить за тебя дворец, раздать поручения, уйти на час в лес, вернуться — а тут уже красота.
Плюс, как здорово эти обезьяны вписываются в мир The Survivalists. Может, обезьяны даже были придуманы первыми, а все вокруг разукрашивалось уже под них. И вообще, рабочие-приматы — крутая уникальная фишка, без которой игру не отличить от какой-нибудь Don’t Starve.
Наконец, у студии получается стратегия, адаптированная под геймпад. Тут вообще джекпот, совсем необычный релиз, продажи на консолях, телефонах и тостерах и много дополнительных денег.
Эх.
Ведь есть же у The Survivalists заметные положительные черты. Художники, вон, постарались на славу и одарили местные острова тысячей интересных интересностей. По островам интересно путешествовать даже просто так, любуясь на достопримечательности.
К тому же, дизайнеры дали геймерам шанс не просто передвигаться от острова к острову, но выстроить целую систему аванпостов, которую в конце концов можно соединить друг с другом, построив магические порталы. Как тут не зависнуть не несколько десятков часов?
Путешествия по диким островам затягивают несмотря на то, что раз в несколько минут ты останавливаешься, чтобы перекинуть добычу в грузовой обезьяний прицеп. Хочется идти дальше, разведать больше, добыть ресурсов покруче.
Но увы, ты наперед знаешь, что скоро кончится еда, и придется возвращаться в лагерь. Где тебя уже да-авно ждут друзья, которые почти ничего не сделали (потому что алгоритм сбился через минуту после твоего ухода) и которых надо будет переобучать как минимум минут 15. Извините, играть с такими гирями на ногах — это не для меня.