Обзор The Last of Us: Left Behind
Когда разработчики из Naughty Dog взялись за создание первого и единственного сюжетного дополнения к своей шедевральной экшен-адвенчуре, у них явно не было недостатка в глубоко проработанных персонажах. Натянутые отношения между Джоэлом и его братом Томми, путь Марлин от опекуна Элли до главы Цикад, история Иша, загадочного выжившего, записки которого рассказывают нам о его злоключениях в Питтсбурге – тут есть где развернуться.
Но вместо этого Нил Дракмэн (Neil Druckmann), Брюс Стрейли (Bruce Straley) и их команда решили остановиться на отношениях, которые стали определяющими в жизни юной героини Элли – на её тесной дружбе с девочкой-подростком Райли. Те, кто уже прошёл The Last of Us, знают, чем всё закончилось, и могут догадываться о том, как будут развиваться события в DLC, поэтому с чистой душой делаю разработчикам реверанс уважения – они смело проигнорировали сей факт, чтобы рассказать очень трогательную, откровенную и важную историю.
Left Behind преподносит неожиданную двойственность, играя на контрасте между хорошо знакомой Элли и неизвестным ранее персонажем. DLC демонстрирует поворотный момент в дружбе Элли и Райли на фоне мира, пережившего катастрофу, где смерть и карантинные зоны в порядке вещей, а походы в торговые центры и подростковое легкомыслие кажутся чем-то выходящим из ряда вон. Каждый раз, проводя эти параллели, игра будет заглушать ваше удовольствие от поиска чего-то нового. Достаточно сказать, что изучение местности представляет ценность лишь само по себе. Одновременно забавно и грустно наблюдать, как две девочки бродят среди реликвий, оставшихся от некогда роскошной жизни и вслух удивляются, насколько это всё бесполезно.
Left Behind помогает лучше понять последующие отношения Элли и Джоэла. Дополнение даёт более ёмкое представление о тесных узах между двумя людьми и позволяет глубже понять природу таких отношений, показывая события, которые упоминались в основном сюжете лишь мельком. Здесь псевдоотношения отца и дочери снова переворачиваются с ног на голову, и нам предлагают ещё больше пищи для размышлений о неоднозначной концовке игры. Несомненно, будет полезно перепройти The Last of Us перед запуском Left Behind, но более того, после прохождения дополнения стоит ещё разок взглянуть на основную историю, держа в уме новую информацию.
Одно из главных достоинств The Last of Us – её механика, на редкость целесообразная и искусно вплетающаяся в сюжет. Left Behind продолжает развивать эту идею – вам не придёт в голову называть разработчиков плохими сценаристами или режиссёрами. Окружение осталось таким же реалистичным, заставляющим заглядывать в каждую комнату и обшаривать каждый ящик, но Left Behind заходит ещё дальше, связывая изучение местности с погружением в историю – дополнительные подробности и диалоги незначительно влияют на выполнение определённых задач. На сюжет это влияет не слишком сильно, но прибавляет ему динамики и разнообразия.
К тому же, Left Behind вносит небольшие, но важные изменения в боевую систему. Бандиты воюют с заражёнными, что позволяет вам провоцировать выгодные для себя ситуации. Можно незаметно проползать мимо врагов или пытаться убивать их по-тихому, но более очевидной и естественной выглядит возможность натравить их друг на друга.
Разумеется, в этих схватках всегда остаются выжившие, поэтому вам нужно заранее обставить всё таким образом, чтобы в живых оставались только самые удобные для вас враги. Жаль, что заражённым не добавили новых анимаций – часто они просто будут стоять на месте, словно ждать чего-то, но к этому, впрочем, вряд ли стоит придираться.
В любом случае, мне всегда нравилась боевая система, которая заставляет думать наперёд и сражаться с таким ИИ, который умеет не только прятаться за укрытиями и стрелять по вам издалека. Как и прежде, количество патронов и материалов для крафта зависит от уровня сложности и, играя на норме, вы редко будете испытывать их недостаток. Обилие аптечек и боеприпасов резко снижает уровень адреналина, поэтому, если вы собираетесь пройти игру несколько раз, лучше повысить сложность, чтобы оценить разницу. Дело ваше, конечно, но я бы порекомендовал в первый раз играть на Hard, а во второй на Survivor – здесь вы сполна прочувствуете скудный арсенал Эмми и необходимость внимательно рыскать по всевозможным сусекам. На счету будут каждый выстрел и каждое убийство.
Разговор о реиграбельности подводит нас к вопросу о цене дополнения. Left Behind стоит $14,99 само по себе или $19,99 как часть сезонного пропуска The Last of Us. Моё первое прохождение на Hard заняло два с половиной часа, и я нашёл все собираемые предметы, но пропустил некоторые случайные диалоги. Главное отличие от такого же по продолжительности Burial at Sea: Episode One (дополнения для BioShock Infinite) в том, что в Left Behind на порядок больше контента, и игра идёт в более приятном темпе. Каждая частичка дополнения старается продвигать сюжет вперёд, создавая интересные сценарии сражений и раскрывая важные подробности взаимоотношений из прошлого и настоящего. Благодаря ряду ключевых моментов Left Behind кажется не просто опциональным дополнением, а важной отдельной главой, раздвигающей границы игровой вселенной.
В итоге Left Behind можно называть замечательным прибавлением к сумме слагаемых The Last of Us, которая и без того была игрой, на голову превосходящей многих современниц. Безупречный дизайн уровней (ах, если бы их было чуть побольше), по которым проходит незабываемое путешествие Элли и Райли – великолепно изображённых актрисами Эшли Джонсон (Ashley Johnson) и Яани Кинг (Yaani King) – отлично сочетается с чудесными композициями Густаво Сантаолальи (Gustavo Santaolalla).
Left Behind ловко избегает падения в комфортабельную бездну клише и не опускается до однообразных приёмов ради заполнения игрового времени. От этой вселенной очень легко жаждать большего – больше контента, больше сюжета в подобных DLC, да и вообще хочется полномасштабного продолжения. Но даже если Naughty Dog завершит работу над своим шедевром, Left Behind навсегда останется мастерски исполненным последним прощанием.