Обзор The Evil Within
Охочим до хорроров игрокам в последние годы приходится несладко. Из современников выделяются разве что Outlast на пару с Amnesia, но даже они пришлись по вкусу далеко не всем эстетствующим ценителям жанра. Были ж, мол, ужасы крутые, да, говорят, еще какие — подавай им все как у японцев конца девяностых, а не мусорные поделки про Слендера и прочую SCP-дрянь.
В этой ситуации как нельзя кстати пришлось возвращение Синдзи Миками, создателя небезызвестной Resident Evil и культовой Dino Crisis. Выпестованная в собственной студии азиатского геймдизайнера, новая The Evil Within явилась нам как последний оплот истинного survival horror. Только вот новой ее называть почему-то не хочется.
Обнаружив себя подвешенными вверх ногами, не пугайтесь — это игра вас так приветствует. Бешеный ритм задается моментально, из-за чего времени на знакомство не остается: в спину уже грубо подгоняют ревущей бензопилой, стены с шипами недвусмысленно съезжаются, а через мгновение погоня сменяется стремительным спуском по реке крови. Невезучий детектив Себастьян Кастеллано, вероятнее всего, успеет несколько раз умереть, прежде чем вы запомните, как его зовут.
Когда буря событий поутихнет, игрок почует неладное и обязательно спросит: «Что тут, собственно, происходит?» The Evil Within изо всех сил держит интригу, но совершенно забывает про внятность повествования, из-за чего две трети сюжета пролетают в полном неведении. Героя постоянно швыряет из одной локации в другую, пространство искажается и изменяется, в кадр то и дело лезет Загадочный Человек в Капюшоне — а желание плюнуть сценаристу в чашку с рисом усиливается. Рваная подача прикрыта серьезной гримасой психологизма уровня Silent Hill, но нас не обманешь: история здесь существует лишь как оправдание хоррорному безумию, творящемуся на экране.
Благо, местный парк аттракционов обширен как никогда. Мочите ли вы штанишки от темных коридоров психушки, неуютно чувствуете себя в крематории, вжимаетесь в кресло, гуляя по пустому поместью, или паникуете при виде кладбищенских ограждений — у игры непременно найдется на вас управа. От разнообразия декораций голова идет кругом, и про сбор тоскливых дневников, как и про сюжет, понемногу забываешь. Спасибо хоть, что дизайнерам руки развязали.
Еще до релиза можно было догадаться, что здешняя механика копирует Resident Evil 4. Основа и вправду осталась прежней, из-за чего подвох заметен не сразу, — но чуть погодя игру прямо-таки разрывает от условностей и глупостей.
Раз уж у нас тут survival, нехватка патронов — дело привычное. Тем не менее, раскиданные вокруг серпы, крюки, молотки, кирпичи и прочие предметы декора применять по назначению строго запрещено. Даже если из рук врагов валятся горы оружия, включая огнестрел, взять можно разве что топор да факел. Последние, правда, рассыпаются от первого же удара — баланс, понимаете ли.
Сам геймплей еще зачем-то предполагает активное использование стелса. Да, иногда можно залезть в шкаф (ого, прямо как в десятке других хорроров!), чтобы выждать момент, когда скриптованный урод повернется спиной. Приближаемся, убиваем — и видим, как вся округа уже сбежалась на место казни: периферийного зрения у противников нет, но это не мешает «патрулям» по цепочке реагировать на ваши действия. Как бы вы ни подкрадывались, стрелять все равно придется.
Кончились патроны? Извольте драться кулаками. Ага, именно ими. Не нужно обладать исключительной наблюдательностью, чтобы заметить, как ловко герой орудует ножом, кромсая недругов в стелсе. Еще легче заподозрить в детективе полного кретина — потому что Себастьян наотрез отказывается пользоваться тем же ножом в открытом бою. Учитывая что дерется он как девчонка, а окочуриться может от пары вражеских атак, остается только бежать. И не жалуйтесь, что ваш протеже согнется от одышки через пару метров, так и должно быть.
Зато с боссами проблем никаких. Практически каждая глава представляет игроку какую-то особую тварь, с которой неизбежно придется сразиться. В такие моменты все эти ограничения и условности начинают работать надлежащим образом, и от процесса получаешь настоящее удовольствие. Нет причин жаловаться на физическую неполноценность героя, когда тебе противостоит гигантский мясник с сейфом вместо головы, а в нужный момент погони все равно включится бесконечный спринт.
К тому же, выглядит все происходящее очень достойно. Это ни в коем разе не некстген, потому что даже для прошлого поколения текстуры мутноваты, но благодаря качественной постановке вкупе с исключительно удачными ракурсами визуал кажется аккуратным — и, что самое главное, правильным. Даже злополучные черные полосы, ставшие поводом всеобщего негодования, словно бы усугубляют клаустрофобию и придают киношности кадру.
Главная проблема The Evil Within — ее повальная вторичность. Она напоминает все хорроры разом, но не способна превзойти ни один из них. Если вы истосковались по замшелому консольному опыту, то это может быть отличным выбором на фоне жанрового дефицита. И все же после финальных титров едва ли возникнет желание вернуться и опробовать бонусное оружие в «Новой игре+».