Обзор The Evil Within 2. Зла не хватило
Первые полчаса The Evil Within 2 проходят в натуральном замешательстве. Не только и не столько из-за традиционно стремительного начала, сколько потому, что все вдруг стало… понятно. Никаких тебе загадок, недоговорок и прочих таинственных прелюдий – теперь с порога можно сказать, где ты, зачем и почему, а заодно и прикинуть развлекательную программу на ближайшие пару вечеров. И это в японском-то хорроре. Дожили, называется.
Оригинал, если кто не знает, такой роскошью не баловал. Там все было с точностью до наоборот, в формате неудобоваримого коктейля из крученой мистики, психодела и безудержной любви к колючей проволоке, растерянно плюхаться в котором заставляли вплоть до финального срыва покровов. Мутной повествовательной вакханалией The Evil Within мы в свое время не особо прониклись, но отчасти именно благодаря ей посредственная попытка заново изобрести Resident Evil 4 и запомнилась.
Так что и от сиквела вполне справедливо ждали почерка более-менее похожего. Но в этот раз, как оказалось, решили пойти совсем другим путем.
Вместо того, чтобы прятать ключевые переменные сюжета за кулисами, в курс дела здесь вводят сразу и без лукавой искорки в глазах. Вот, значит, зловещая мегакорпорация, вот ее доморощенная горе-матрица с монстрами, а вот мы, многострадальный детектив Себастьян, которому вновь надо в эту самую матрицу занырнуть. Заблаговременно известна даже цель путешествия – спасение собственной дочери. А если вы вдруг чего-то там забыли или не усвоили из первой части, не волнуйтесь, ее тоже попутно перескажут.
Аккурат после шквала вступительных роликов, где чрезвычайно болтливые персонажи выкладывают всю подноготную, вышеописанный диссонанс и возникает. The Evil Within 2 всеми силами показывает, что от игрока не скрывают ну вообще ничего, и наблюдать за этим художественным самоубийством поначалу немного странно. Ибо общая картина благодаря этому, конечно, воспринимается гораздо легче, но вместе с тем улетучивается какая-то особенная магия неизвестности, на которую чаще всего похожие проекты и полагаются.
Давайте начистоту. По-настоящему страшно в первой The Evil Within было редко, зато в умении нагонять дискомфорт ей не откажешь – как раз потому, что психологическую опору, которую дает видимая сюжетная логика, она отнимала. Большую часть времени отрицался здравый смысл как таковой, и на этом авторы взрастили плотную атмосферу тревожного неведения.
У новой истории своего заглавного «Что происходит?» нет. Мы уже не Себастьян-жертва, а Себастьян-герой, которого на протяжении всей спасательной операции подробно инструктируют, предупреждают и поддерживают. Он по умолчанию знает, умеет и делает гораздо больше, чем любой другой жанровый протагонист, что почти на подсознательном уровне мешает испытывать искренний ужас от чего бы то ни было.
Как так получилось, сказать трудно. Ближайшее предположение – интригописцы из Tango Gameworks попросту не рассчитывали на продолжение банкета. Все же ответы на главные вопросы уже были даны три года назад, и пытаться играть в секретики, когда все карты лежат на столе, было бы глупо.
В результате The Evil Within 2, будучи страшилкой-пугалкой на обложке, на деле оборачивается предельно прозрачной экшен-адвенчурой в мрачных тонах. В ней все привычно и знакомо, причем дело не только в сюжете и методах его продвижения. Сама игра состоит из насквозь вторичных элементов, принцип работы которых понимаешь задолго до того, как на экране появится соответствующий текст обучения.
Заезженный RE-подобный шутер может сколько угодно запугивать дефицитом патронов, но опыт подсказывает, что в самый ответственный момент коробочка-другая на пути все равно попадется. Стелс со скайримовским глазиком-индикатором предсказуемо сводится к ползанию по укрытиям и бросанию бутылок по подворотням – прямо как в этой вашей The Last of Us или, если без эксклюзивщины, Rise of the Tomb Raider. Про вездесущие системы апгрейдов-крафтов и говорить не стоит. Разумеется, ГОСТовские «+5% к скорости перезарядки во время стрельбы на бегу при здоровье ниже половины» за 100 условных единиц металлолома есть и здесь.
Приплести умудрились даже открытый мир, чтоб совсем по законам моды. Само собой, в полновесную песочницу сиквел не превратился; просто клаустрофобные линейные эпизоды теперь иногда перемежаются локациями-хабами, где игроку развязывают руки и дают в свободном режиме покопаться в мусорках. Это последний гвоздь в крышку гроба The Evil Within 2 как хоррора – зато целая новая жизнь для The Evil Within 2 как приключения. Именно отсюда начинается самое интересное.
Слоняясь по виртуальному городку Юнион, в котором происходит действо, рано или поздно замечаешь тропинки из аккуратно разложенных припасов, ведущие в места явно несюжетные. Для любопытных путников там подготовлены побочные зарисовки самых разных сортов: от позорно-бестолковых флэшбеков из жизни четвертого трупа слева – до сайдквестов удивительной компетентности. В одном предлагают спасти немногочисленных выживших, другой не без иронии отсылает к оригинальным событиям, а третий вообще запускает длиннющую параллельную (и вполне жуткую, кстати) арку, закончить которую не менее приятно, чем пройти саму игру. Сторонней активности не то чтобы много, но скроена она так здорово, с катсценами, уникальными наградами и прочими радостями, что единожды за нее зацепившись, уже не остановишься, пока не расчистишь карту от иконок.
Как-то так до меня в конечном итоге и дошло, что у лоскутного монстра из чужих идей на самом деле есть такая пошлая вещь, как душа. Дело привычки это или еще что, но часов эдак через 8, когда все нормальные хорроры начинают действовать на нервы, я вдруг обнаружил, что уже не ругаюсь на каждую первую банальность, а с неподдельным интересом копаюсь в помойках, ищу запрятанное на уровнях оружие и краем глаза даже читаю бесполезные записки. Ни по одному из параметров The Evil Within 2 не должна быть хорошей игрой, но она так старается ею стать, что в какой-то момент все эти проржавевшие шестеренки щелкают – и приводят в движение неожиданно крепкий механизм.
Да, он в лучшем случае зауряден, но есть в нем что-то подкупающее. Какая-то, знаете, искренняя незатейливость плохенького триллера, пойманного в вечернем эфире. Такого, который смотришь без должного напряжения и особого интереса, но все равно досматриваешь до конца и почему-то получаешь незамутненное удовольствие.
К тому же игра прекрасно осознает, в какую нишу метит, а потому и ведет себя соответствующе. Пичкает сценарий клише на грани пародийности, вводит нарочито пестрых антагонистов, заставляет главного героя раз по 900 в минуту вопрошать «это че ваще за бред?!?7» и оперирует понятиями типа «генератор стабильного поля», даже не пытаясь их объяснить. И если вдруг останутся сомнения, всерьез ли это они, чуть позже вам предложат отвлечься от спасения дочери и пострелять в убойном аркадном тире. Ну-у-у… нет, не совсем всерьез.
Во второй половине, когда The Evil Within 2 окончательно бросает все замашки предшественницы и ударяется в сюрреалистичный боевик про выбивание дверей с ноги, буквально чувствуешь, насколько ей самой в этих условиях комфортно. Сменив нудную траурную сумбурность на презанятный симбиоз легкого трэша и японской эксцентричности, практически та же самая игра вдруг проявила обаяние, научилась веселиться и попросту стала увлекательной. Безусловно, первая часть была страшнее, сложнее и стройнее, но только здесь при упоминании «Новой игры плюс» действительно хочется задержаться на еще пару десятков часов.
Такой вот поворот. Худшей наследницы и представить нельзя было, но именно за это The Evil Within 2 получает от нас заслуженную зелененькую оценку. За необходимые правки в структуре, геймплейных акцентах, подаче и общем тоне – за смелый и, оказывается, правильный шаг в сторону.
Сиквелам на заметку: если родная яблоня чахнет, возможно, стоит укатиться от нее куда подальше.