Обзор Stronghold Crusader 2
Градостроительную серию Stronghold последние лет эдак десять принято тихонько оплакивать, вспоминая былой восторг от первой части и глядя на то, чем Firefly Studios потчуют фанатов теперь.
Сами посудите: Stronghold 2 — трехмерное сборище программных ошибок, а фэнтезийный спин-офф Legends и вовсе попытался распрощаться с экономическим аспектом в пользу кровавых баталий. О вышедшем в 2011 году продолжении и говорить нечего, ибо одного взгляда на Metascore третьей игры достаточно, чтобы понять, как плохи дела. Где-то в промежутке была еще вариация «Веселой фермы» с подзаголовком Kingdoms, но едва ли ее можно считать за полноценного наследника. С таким набором ценителям классической механики франчайза только и оставалось, что довольствоваться HD-переизданиями любимой игры и ее аддона, Crusader.
И вот же чудо! Очередное заявление разработчиков о намерении вернуть себе пальму первенства, сделав Stronghold Crusader 2. Шире, лучше, круче, больше! Несмотря на подорванное доверие, сиквел разлетелся огромным количеством предзаказов по библиотекам пользователей, затаивших дыхание в преддверии возвращения короля. Свершилось? Ну, как сказать.
Когда запускаешь игру в первый раз, ощущения двоякие. Вступительный ролик словно бы сделан на заре века, а нарисованное и бедно анимированное главное меню навевает не самые приятные подозрения. Зато выбор-то какой, ого-го! Тут и цикл обучающих миссий, и вводные кампании о крестовых походах на Ближнем Востоке, и боевые сценарии, и простая песочница — короче говоря, все для того, чтобы выжать максимум из геймплея.
А геймплей-то вот в чем: из горстки вверенных крестьян, толпящихся у стен одинокого здания, игроку нужно вырастить настоящую инфраструктуру — достаточно дееспособную, чтобы самому держаться на плаву, и достаточно мощную, чтобы еще при этом врага одолеть. Подниматься с колен предстоит за счет строительства необходимых предприятий, добычи ресурсов и постоянного контроля рациона и налогов. Попутно собирается армия, отправляется к твердыне неприятеля и методично пробивает себе путь к победе. Звучит, ясное дело, отлично. Играется тоже вполне неплохо. Проблема лишь в том, что точно те же слова отлично описывают оригинальную Crusader 2002 года.
Да, здесь новизна получаемых эмоций дает сбой. Минут через 10 после начала понимаешь, что где-то все это уже видел, а еще через пару мгновений калька с первой Stronghold видна невооруженным глазом. Процесс идентичен до последней мелочи, от расстановки зданий до контроля то и дело рвущих когти крестьян. Конечно, верность традициям и возвращение к истокам — это круто, но хотелось бы чего-нибудь посвежее, что ли.
Впрочем, отличий тут тоже хватает. Нет, не потому, что их много — а потому, что они либо не нужны, либо очень желанны, но реализованы так, что лучше бы все оставалось как прежде.
Так, например, очевидной деталью стал переход игры в полное 3D. И правда, обмана никакого: знакомые по первой части домики, башенки и хижины аккуратно перенесены в честный объем и теперь отбрасывают динамические тени на мягкую шейдерную водичку. Камеру можно всячески крутить вокруг трехмерных человечков — и даже приближать, чтобы… М-м, нет, приближать лучше не стоит. Малейшее намерение спуститься с небес на землю моментально рушит визуальный шарм, обнажая модели уровня чуть ли не Stronghold 2, прикрытые симпатичными спецэффектами. Лучше забыть, какой на дворе год, остаться на стандартном масштабе и перейти к следующему пункту. Мы ведь тут все-таки со стратегией дело имеем.
Попытки собственно поиграть в Stronghold Crusader 2 знакомят нас с еще одним нововведением — тем самым «улучшенным искусственным интеллектом». Любой режим (не считая Sandbox) рано или поздно подгоняет под наши стены войско противника, от которого, ясное дело, нужно отбиваться. Пф, раз плюнуть! Ведь на сторожевых башнях есть лучники, которые… уже смиренно пали от вражьих стрел, так и не открыв огонь. Ладно, план Б. Выводим свеженький отряд копейщиков за стены крепости и даем отпор недругу! Погодите, куда вы? Зачем вы гонитесь за этим львом? Почему враги жгут друг друга? Для чего имам благословляет масляные лужи?!
Примерно такой спектр вопросов провоцирует поведение местного AI. Юниты самым непредсказуемым образом реагируют на приказы, выбирают самые нелепые и опасные маршруты, атакуют по известным только им тактикам — буквально делают все, чтобы вывести своего лорда из себя. Поэтому готовьтесь к тому, что в ваше отсутствие осадный отряд будет увлеченно скрести носом по крепости врага, а когда обнаружится очередная неполадка в рядах подчиненных, раздавать приказы будет уже некому. Трагично, если не сказать больше.
К сожалению, на этом список гадостей не заканчивается. С другой же стороны, после вышеупомянутых прорех они не кажутся такими кошмарными. Уже не хочется раздувать проблему из неоправданно долгих загрузок, пропадающего интерфейса, сомнительной оптимизации, периодических вылетов, копеечного дизайна — и целого вороха других мелочей. Неприятных сюрпризов в игре не счесть, но многие из них скорее из разряда вещей, которые можно подправить патчами, и упоминания не стоят. Ну, разве что старожилам серии предстоит с ужасом обнаружить пропажу внушительной доли боевых единиц. Стоило ожидать, не так ли?
Теперь самое странное — даже в таких диких условиях играть интересно. Да-да, парадокс: в какой-то момент тьма допущений и промахов отходит на второй план, позволяя всему этому великолепию работать. Тут-то и обнаруживаешь, что от игры получаешь неподдельное удовольствие, выстраивая свою крепость, выращивая скот для своих подданных и тщательно планируя следующее наступление на соседний форпост, пока при дворе орудуют воры, а фермеры сетуют на саранчу. Без багов Crusader 2 превращается в правильную и умеренно сложную стратегию, в которой по случаю не стыдно провести вечер-другой. Видимо, запал оригинала все еще дает о себе знать и на покой не собирается.
Так что же в итоге? Хорошая ли это игра? Все зависит от того, как вы провели начало 2000-х. Фанатов может и увлечь по старой любви, которой никакие баги не преграда. Для остальных же любителей жанра Stronghold Crusader 2 — посредственная стратегия, найти более качественную замену которой уж точно труда не составит.