Обзор Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist
Splinter Cell – одна из серий, которой продолжения явно не идут на пользу. Их было уже так много – включая последнюю Conviction, балансирующую на грани безумия – что различают их только самые преданные поклонники. Для всех остальных это бесформенное месиво из крадущихся мужиков и перерезанных глоток. Но Blacklist – уже не очередная конвейерная поделка. Это не просто образцовый пример, простите за оксюморон, экшен-стелса – в нём есть ещё и лучшая игра про Чужих за долгие годы.
Да-да, там всё правильно написано, вам не показалось. Читайте дальше и поймёте, о чём речь.
Splinter Cell: Blacklist хочет выглядеть крутой и дерзкой, но в то же время в ней предусмотрены широкие возможности персонализации. Помните очки Сэма с тремя линзами? Их можно сделать розовыми. А ещё приодеться по последней военной моде. Сюжет Blacklist вертится вокруг идеи Спасения Америки Одним Человеком – и я не могу удержаться от мысли, что сворачивать шеи террористам будет приятнее в розовых очках.
Могу сразу дать один полезный совет: если вас вообще интересует эта игра, покупайте её в Steam. Я играл через uPlay, и это было ужасно; при первом запуске Blacklist я потратил 15 минут на загрузку и почти столько же на установку исправлений релизной версии. Ну ладно, это я ещё могу простить. Во второй раз происходило то же самое с версией 1.1. В третий раз игра весело начала обрабатывать версию 1.2. И это в течение двух дней. Ubisoft пора починить эту хренотень, она чудовищна.
Во всём остальном Blacklist чудесен! Один из самых приятных приёмов – объединение одиночного режима, мультиплеера и кооператива в Паладине – самолёте, где Фишер и компания обитают между миссиями, в центре там есть глобальная карта с выбором миссий, а в разных отсеках вы сможете настраивать снаряжение и апгрейды. Если быть циничным, то да – это просто навороченное меню, но я восхищаюсь тем, как оно постепенно расширяется и включает в себя всё, что может пригодиться Фишеру.
Кампания Blacklist немного отличается от Conviction – кто её пропустил, там весь шпионаж заключался в расплющивании черепов о твёрдые поверхности. Изредка приходилось ещё и прятаться от врагов, прислушиваясь к их злобным угрозам. Но потом вы всё равно разбивали им головы. Blacklist возвращается к более шпионским темам с прятками в тенях и использованием гаджетов, где всё построено на трёх стилях: Призраке, подразумевающем вас в роли Мистера Невидимки, Пантере – вы прячетесь, но при этом убиваете врагов, и Штурме для жёстких парней с сигарами в зубах, не понимающих, какого они должны прятаться от этих жалких коммуняк.
Я не являюсь представителем элиты, настаивающей на прохождении всех игр на сложности Hard (в данном случае Realism), но одиночная компания Blacklist раскроется во всей красе только, когда враги перестанут смотреть в одну точку – на Normal они совершенно не успевают вас заметить, если вы не пляшете у них под носом среди бела дня.
Высокая сложность прибавляет интереса благодаря тому, что вся прелесть игры за Сэма Фишера не в потрясающем ассортименте его игрушек – хоть они и крутые – а в его мастерском взаимодействии с окружением: от резких бесшумных движений в тесных коридорах до плавных, скользящих перемещений на более открытых аренах. Конечно, Blacklist – это линейная игра, но здесь нет рельсов, с которых нельзя свернуть и всегда найдётся несколько способов провернуть дело.
Самый лучший элемент окружения, задействованный в нескольких режимах – это тени. Густая тьма становится родным домом, и каждый источник света так и просится быть выключенным или простреленным. Отдельного упоминания здесь стоят фонари на вражеском оружии: когда противник знает, что вы где-то рядом, их лучи начинают выписывать в темноте размашистые смертоносные узоры. Когда Фишеру приходится проходить по хорошо освещённым пространствам, вы чувствуете себя напуганным и беззащитным, будто кто-то зажёг свет в вашей спальне в 6 утра.
Я не ждал ничего особенного от кампании Blacklist, поэтому она произвела на меня впечатление. Само собой, тут всё в духе Тома Клэнси, но для суперсерьёзных шпионских боевиков она развивается в приличном темпе, во многом освещая текущую геополитику. Из недочётов можно отметить механику укрытий – она слегка неудобна, что может прозвучать как серьёзный минус, хотя на практике всё не так уж и плохо. Впрочем, говоря об играх Splinter Cell, это лучшая из них за последнее десятилетие.
Самое удивительное, что она включает в себя ещё и – не уроните челюсть – лучшую игру про Чужих за это же время. Режим Шпионы против Наёмников, вырванный из Conviction, победоносно вернулся в новой игре – и он замечателен, благодаря смешиванию вида от первого лица со стандартной игрой от третьего.
Как всё работает: на карте есть терминалы A, B и C. Двум шпионам нужно их взломать, но взламывать можно только один за раз. Двум наёмникам нужно предотвратить взлом с помощью своих больших пушек. Шпионы управляются с видом от третьего лица и в целом похожи на Фишера – могут залезть куда угодно, снабжены всякими гаджетами для дезориентации оглушения врагов, а также могут мгновенно убивать их, подойдя вплотную или заняв выгодную позицию. Когда кто-то начинает взлом, он вынужден оставаться в разумно ограниченных пределах в течение минуты, а в это время Наёмники уже предупреждены и спешат в атаку.
Наёмники управляются с видом от первого лица, передвигаются они медленнее, чем Шпионы, шумно и неуклюже, но могут совершать рывки. Что моментально становится понятно в игре или даже при чтении этих строк – то, насколько ограничен обзор по сравнению со стандартным видом. У вас есть датчик движений. У вас есть куча снаряжения для убийства всего живого в пределах видимости. И видите вы только маленькую часть уровня, освещённую вашим фонарём, когда всё вокруг окутано тьмой и слышны звуки поспешных шагов.
Играя за Шпиона, чувствуешь себя уязвимым. Нельзя нанести большой урон, а если Наёмник заметил вас, остаётся надеяться только на скорый респаун. Но играть за Наёмника ещё страшнее. Вы с напарником постоянно держитесь вместе, внимательно просматривая комнаты фонарями и прикрывая друг другу спины, но когда начинается взлом, вам нужно торопиться туда, где вас абсолютно точно ждёт засада.
Может быть, стоит разделиться, чтобы быстрее проверить все комнаты? Звучит неплохо, но несколько секунд спустя ваш напарник уже мёртв, вы несётесь на место происшествия, а там… ничего. Датчик движения замечает что-то чуть выше и левее. Вы шагаете вперёд, нервно облизывая губы и получаете нож промеж лопаток.
Это классический режим 2 на 2, и он великолепен! Может, сравнение с Чужими и не очень-то уместное, но мне вспомнились именно они. Да, здесь вам понадобится друг со своей копией Blacklist и голосовой чат для максимума ощущений, но всё-таки – похоже ведь. Из недостатков могу указать лишь один, который надо бы поскорей исправить: несколько раз я играл против опытных игроков, которые выучили все места респауна и стали придуриваться. Это было скорее исключение, чем правило, но если точки респауна не сделают разнообразнее, это превратится в обычное явление.
В Blacklist есть и другие режимы мультиплеера, но я могу отметить только Шпионы против Наёмников в формате 4 на 4, где гораздо больше хаоса и пальбы. Он сводится не только к большему количеству игроков, но и позволяет менять снаряжение (в 2 на 2 оно фиксированное). Также можно проходить миссии кампании в кооперативе – причём некоторые только в кооперативе и можно – но хоть пройти их все было и заманчиво, побегав с приятелем до половины первого испытания с волнами врагов, мы решили вернуться к классическим Шпионам против Наёмников. Без обид.
Этот режим действительно превосходен, и это вишенка, украшающая внушительный торт. Я всегда был не прочь изредка поиграть в Splinter Cell, и хотя никогда не клеил на стену постеры с Сэмом Фишером, Blacklist стала для меня одним из приятнейших сюрпризов года.
Несмотря на то, что мир Splinter Cell суров и серьёзен, юмор в Blacklist всё же присутствует. В одной из ранних миссий кампании вы попадаете на крышу, чтобы спасти заложников, и в итоге оказываетесь под потолком большого павильона, где бродит кучка террористов. Вы запоминаете расположение фонариков и спускаетесь вниз.
А внизу всё подготовлено к Рождеству, повсюду украшения и торговые палатки, а на фоне всё громче звучит песенка: «We can hardly see the top, Daddy’s axe goes chop-chop-chop…» Речь, конечно, про ёлку, но улыбку сдержать трудно.