Плюхопанорама! Обзор Splatoon 2
Чем больше выходит крупных и потенциально бессмертных мультиплееров (а их в последнее время стало многовато), тем выше ценится их лаконичность. Это раньше мы радовались, что матчи в Counter-Strike: Global Offensive длятся аж по полтора часа – а теперь, когда любой шутер умеет растекаться на полнометражные баталии, хочется противоположного. Хочется того же, что дают Overwatch, ежегодные Call of Duty или даже вездесущий ныне «ПУБГ», только в компактном формате. Чтоб и соревновательный дух прочувствовать можно было, и свою порцию веселья получить, и весь свободный вечер на это не убить.
Вот почему Splatoon 2 пришлась как нельзя кстати. Nintendo лучше многих прочих уловили родственные связи Краткости с Талантом и выдали самую нетребовательную ко времени и месту сетевую новинку, не пожертвовав при этом ни одной составляющей хорошей игры.
Принимая во внимание скромные продажи и столь же скромную популярность Wii U, ставшей единственным пристанищем для оригинала, стоит, наверное, ввести хлопающую глазами аудиторию в курс дела. Splatoon, что первая, что вторая – игра про сражения инклингов, человекоподобных кальмаров, которые стреляют друг в друга краской и заодно стараются заляпать цветом своей команды большую часть арены. В чернилах союзников они быстрее передвигаются, пополняют боезапас и лечатся, во вражеских, соответственно, неловко вязнут и получают урон. А потом танцующие котики определяют, кто в итоге молодец, а кто засоленный елец! Здорово, правда? Правда?..
Ну-у-у… да. На словах оно, вероятно, звучит чу-уточку по-детски, но на деле увлекает почище взрослых коллег. Механики необычайно просты в освоении, а корневая идея любопытнейшим образом придает ей глубины, ставя во главу угла территориальное превосходство взамен привычного лидерства по фрагам. Краска здесь – универсальное средство защиты, нападения, передвижения и манипулирования пространством в целом. Это благодаря ей на практически стерильных в дизайнерском плане картах разыгрываются сотни разнообразных сценариев, от прямых столкновений до засад, снайперских дуэлей и откровенных штурмов.
Арена сама по себе – все равно что чистый холст. На ней, разумеется, размечены точки спауна и примерный логический центр матча, но актуальная планировка зависит уже от игроков и выбранного ими оружия. Они самостоятельно рисуют обходные пути при помощи валиков, беспорядочными брызгами бластеров отрезают целые области, контролируют выгодные позиции, поливая их из ведра, и совместными усилиями двигают линию фронта. Бывает, что и линии никакой нет вовсе, а команды дерутся за разрозненные кляксы, тщетно пытаясь их соединить.
Splatoon 2 недаром расширила арсенал предшественницы и регулярно его пополняет – каждое новое оружие меняет характер игры до неузнаваемости. Прибавить сюда целую кучу предметов одежды со своими эффектами, и комбинаций выходит столько, что даже классический «Бой за район» не перестает удивлять спустя десятки часов, не говоря уже о более осмысленных режимах, среди которых, между прочим, местный аналог сопровождения вагонетки и некое подобие Mutant из Unreal Tournament. Вот уж где простор для тактических экспериментов.
Самое же приятное – смешная продолжительность матчей. Ни одна стычка, какой бы напряженной она ни была, не займет больше пяти-шести минут, однако в это время игра вкладывает полноценный мультиплеерный опыт, захватывающий и динамичный. Будут и стремительные перестрелки один на один, и массовые побоища, и спонтанные клатчи, и отчаянные выпады с эффектными камбэками на последней секунде. Все как положено.
В сочетании с мобильностью Switch это вдвойне удобно. «Зельду» или даже Mario Kart 8 где попало не запустишь, тогда как Splatoon 2 запросто умещается в самый плотный график и заполняет собой, казалось бы, ничтожно малые отрезки. На нее можно отвлечься где и когда угодно, вплоть до абсурдного. В самолетах, автобусах и очередях уже все пробовали – а как вам идея сыграть раунд, скажем, во время разминки перед матчем в CS:GO?
Переживать за качество соединения, к слову, не стоит совсем. Полевые испытания показали, что можно оставаться самым крутым кальмаром на районе, болтаясь хоть на одном-единственном делении общественного вай-фая.
Впрочем, переход на новую платформу повлек за собой парочку сомнительных изменений в управлении. Во-первых, громоздкий геймпадный дисплей Wii U ушел в небытие, а вместе с ним и удобная мини-карта, которая позволяла в любой момент оценить обстановку на поле боя. Теперь план уровня не только вызывается нажатием отдельной кнопки, но и занимает в буквальном смысле весь экран, что на фоне общей эволюции интерфейса ощущается немного странно.
Во-вторых, за движения камеры по умолчанию стал отвечать гироскоп джойкона. Все бы ничего, да только при этом почему-то блокируется вертикальная ось аналогового стика. Технология иногда и в самом деле полезная (особенно когда нужно резко развернуться), но все же не настолько, чтобы заменить стандартные методы прицеливания.
Свыкнуться с новой системой управления можно в одиночном режиме, который за прошедшие два года заметно похорошел и перестал напоминать затянувшийся туториал к мультиплееру. Пускай не игравшие в оригинал рискуют не понять многочисленные отсылки в сюжете, шестичасовая кампания предлагает достаточно крепкий и интересный платформер, чтобы не переживать на этот счет. Со своими механиками Splatoon 2 знакомит долго и тщательно, зато потом подбрасывает целый ряд комплексных уровней, где все банальности вроде скольжения по рельсам и движущихся платформ сплетаются в изобретательном испытании, проходить которое – сплошное удовольствие. И оружие наконец-то разрешают брать свое!
Не менее важным нововведением стал кооперативный режим Salmon Run. В нем отряд из четырех игроков отбивается от бешеных рыб, волнами осаждающих крохотную арену. Задача защитников – не просто пережить волну, но и собрать за нее указанное количество икринок, что падают с особо крупных врагов.
Надо сказать, по накалу страстей Salmon Run едва ли уступает соревновательным схваткам, а в сложности и вовсе их превосходит. Отсидеться в безопасном месте уже не получится – условия вынуждают постоянно рисковать, разделяться с товарищами и бросаться под вражескую краску в надежде дотащить злополучную икринку до конца таймера. Масла в огонь подливают случайные смены активной экипировки, которая далеко не всегда совпадает с уязвимыми местами боссов, поэтому действовать нужно слаженно, иначе щупальца надерут в два счета. Да еще и начальник отчитает…
И тут возникает первое большое «ОЙ». Настолько большое, что видно его было еще до релиза Splatoon 2. Голосовой чат японцы реализовали не абы где, а в официальном мобильном приложении Switch Online, которое, на секундочку, требует распоследнее ПО для установки, не считая дополнительной пары ушей, если вы каким-то чудом хотите слышать и своих товарищей, и саму игру. Решение последней проблемы, конечно, кроется в покупке фирменной гарнитуры от Hori, ловко миксующей звук с двух устройств – но вряд ли кому захочется тратить $30 сверху за возможность обсуждать с незнакомцами тонкости отлова икринок.
Побороться с инженерами Nintendo за титул «Недоумение года» смогут разве что их же геймдизайнеры, придумавшие «ОЙ» за номером два – расписание арен и режимов. Просто так взять и сыграть, к примеру, «Бой за башню» в любимом спортзале «Кревед!» вы не сможете: активный режим меняется раз в два часа, так что нужно ловить момент, когда в ротацию попадет именно эта комбинация – и никак иначе. Salmon Run, кстати, тоже запускается строго в определенное разработчиками время.
Наверное, ничто другое не могло бы настолько сильно противоречить природе Splatoon 2, в остальном идеальной игры для спонтанных сессий на ходу. Если вы вдруг не дай бог регулярно заняты какими-то бытовыми мелочами вроде работы или личной жизни – ну, ничего страшного, всего лишь пропустите половину доступных карт и не сможете поиграть в прекрасный кооперативный режим. Привыкайте, что тут с вашим распорядком дня считаться никто не будет.
Подобное было и в первой Splatoon, причем в форме пожестче (ротация каждые четыре часа вместо двух), и тогда это тоже мало кому понравилось. Какими судьбами аналогичная кара постигла сиквел, нам остается лишь гадать.
Как бы там ни было, Splatoon 2 прекрасна. Нет на современном рынке похожего сетевого продукта – чтобы так же остроумно, лаконично, ярко и дружелюбно. Игра ценит моменты искреннего веселья и возводит фан-фактор в абсолют, за что к ней моментально проникаешься теплейшими из чувств, несмотря на ее порой странные выходки.
А внешняя инфантильность оказывается вполне себе уместной. Красочным художественным оформлением и по-хорошему наивным юмором она только подпитывает гамму ослепительно позитивных эмоций, про которые часто забываешь в «серьезных» мультиплеерах. Тут даже игроки друг друга не убивают, а плюхают. Как тут не влюбиться?
* * *
Из первой части уже получился безумно увлекательный и уникальный онлайн-шутер. Сиквелу оставалось лишь внести точечные правки в проверенную формулу и, самое главное, выйти на правильной платформе – что, в общем-то, он и сделал.