Обзор Scarlet Nexus: на линии огня пустые города
Scarlet Nexus мы ждали давно – еще с момента выхода сюрреалистичного трейлера, где на отряд бойцов-эсперов десантировались безумные монстры на каблуках и с вазами вместо голов. Должно было получиться, как минимум, красиво, как максимум, еще и интересно. Ребята из Bandai Namco обычно радуют нестандартными идеями. Получилось ли на этот раз?
Действие игры происходит в альтернативном будущем под кодовым названием “брейнпанк” (brainpunk – “мозгопанк”, подходящее название для сеттинга, который строится на том, что у всех или почти всех людей есть какие-никакие псионические способности). В этом мире наука дошла-таки до того, чтобы раскрыть весь потенциал человеческого мозга, поэтому практически все дети рождаются с супер-возможностями: телекинез, пирокинез, телепатия и так далее.
Казалось бы, всё замечательно, но нет. Планета страдает от набегов агрессивных мутантов-чудовищ, падающих, натурально, с неба, из окружающего Землю пояса Extinction Belt. Большая часть территории заброшена и отдана на откуп монстрам, оставшееся население эвакуировалось в несколько крупных городов, оборудованных убежищами и защитными системами – и то мутанты периодически прорываются. Чтобы бороться с чудовищами, названными Others, были созданы отряды OSF (Other Suppression Force), в которые набирают самых талантливых псиоников. Подростков, потому что в юном возрасте способности проявляются наиболее активно. А чтобы не пришлось эти отряды обновлять каждые пару лет (потому что дети взрослеют), юным солдатам скармливают гормоны, замедляющие старение, поэтому они и в сорок пять выглядят на шестнадцать.
Вот в такой мрачной ситуации мы и оказываемся – как главный герой, новенький кадет OFS. Точнее, один из кадетов, на выбор: Юто Сумераги, благородный, смелый и честный раздолбай (классический такой jRPG-протагонист) и Касане Рэндалл, молчаливая и всегда серьезная, думающая только о благополучии своей любимой сестренки. Характерами они диаметрально противоположны, даже оружие у ребят разное: у Юто – меч, у Касане – метательные ножи. Зато спецспособность одинаковая – очень сильный телекинез, позволяющий швыряться во врагов даже машинами и обломками тротуара. Проходить игру можно как за Юто, так и за Касане, рекомендуется пройти оба роута, чтобы понять сюжет полностью.
Что в Scarlet Nexus замечательно – так это динамичнейшая боевка. Уиии! Благодаря вышеназванному телекинезу каждое сражение с группой врагов (поодиночке они, понятно, не ходят, кроме боссов) превращается в развеселое “я твой дом труба пинал”. Бросить в монстра вырванным с корнем придорожным фонарем, проржавевшим легковым автомобилем, велосипедом, куском бетона? Да запросто и с удовольствием! Когда нам становятся доступны комбо, это все еще и завершается красивейшим slow-motion фаталити. В подземке мы можем снести с рельс пару вагонов поезда и протаранить ими толпу мутантов, на шоссе – запрыгнуть на грузовик, совершить вместе с ним эффектное сальто и на полном ходу обрушить транспорт на мешающих проехать монстрюк. Великолепно, сногсшибательно во всех смыслах, только у нас, много-много раз! А пока шкала псионик-энергии восстанавливается, можно попинать врага и обычным оружием, что не менее приятно.
Разумеется, Юто и Касане сражаются не в одиночку – с ними бегают товарищи по отряду, добавляющие сражениям бодрости. По умолчанию они просто пинают себе монстров, выполняя роль отряда поддержки; но по нажатию одной кнопки ГГ и любой из напарников может “объединить” силы. Так мы получаем, в зависимости от сопартийцев, множество кратковременных баффов: суперскорость, телепортацию прямо к врагу, урон электричеством или огнем, способность видеть в тумане, невидимость… Разумеется, за всеми этими эффектами надо следить, потому что они довольно быстро истекают (и, если вы не взяли спецскиллы, нельзя активировать более одного синхронно), но пока действуют – драться только в радость.
Спецскиллы? Да, речь о Brain Map, РПГшной части Scarlet Nexus. Надо же куда-то девать пойнты, достающиеся после повышения уровней! Особенно учитывая, что там есть прямо жизненно необходимые умения, вроде двойного прыжка (куда в экшен-РПГ без двойного прыжка?), воздушного уворота и увеличения шкалы псионик-энергии. Так что с продвижением дальше по сюжету ГГ и прокачивается соответственно, и бои становятся еще (хотя куда уж дальше?) динамичнее и интереснее.
В общем, бегать и убивать врагов тут весело, это без вопросов. Если бы оно все происходило в открытом мире или хотя бы была возможность более-менее свободно чередовать локации! (Ведь разработчики создали множество прекрасных областей – и стартовый город, и заброшенные многочисленные стройки и поселения, и… впрочем, не буду спойлерить.) Мы просто двигаемся по прямому, как линейка первоклассника, пути, не отклоняясь ни на шаг. Да и побочных квестов толком нет, а те, что есть, и квестами-то считать стыдно – “убей двух мобов в прыжке”, “принеси мне три предмета”, сдаются они нажатием на кнопку в меню заданий, даже не доходя до НПС.
Зато есть Bonding Episodes! Кто играл в Персону 3-5, уже понимает, о чем речь. Отношения с сопартийцами качаются достаточно частым использованием SAS Link (то самое “объединение сил”), и, конечно, вручением подарков в убежище. Можно дарить один и тот же подарок двадцать раз и не волноваться – друзья не придирчивые! Повысите достаточно – получите эпизод, в течение которого будет разговор по душам в кафе, приключение на свежем воздухе или еще что-нибудь с выбранным персонажем. При этом не требуется выбирать, что подарить, да и думать, что же сказать, во время самих эпизодов не нужно – все линейно. Повышение Bond Level дает значительные преимущества в бою. И некоторые сменные костюмчики или бонусы к костюмам, что тоже плюс. А подаренные вещи потом демонстрируются в убежище-“домике”, превращая безликий бункер с минимумом мебели в уютную гостиную.
(Романсов, как в Персоне, в Scarlet Nexus, правда, не завезли. Максимум – легкий флирт.)
Что же у нас получается? Эффектное окружение, хороший бой, напарники. Линейность, ну и Аматерасу бы с ней, в других играх поищем опен-ворлды. Вроде бы все идеально, но не совсем. Основная претензия к Scarlet Nexus – сюжет. Можно бы его игнорировать (терпеть не могу этого делать, правда), но не получается.
Всласть побегать и попинать лавкрафтиански-безумных зверюшек на руинах городов, как в той же Nier Automata, нам не дают. Пробежали сто метров – катсцена (причем не в движении, а статичная, как в визуальных новеллах; диалог – и картинки), еще пятьдесят – еще катсцена. Обычно я всеми лапами и хвостом за сюжет, сюжет в РПГ – основная движущая сила, но в Scarlet Nexus это скорее та сила, что хочет зла и совершает… гм, ересь какую-то, честно говоря. А попутно хватает нас, то есть ГГ, за шкирку, как котенка, и тащит по истории, не давая опомниться и оглянуться.
Диалоговых выборов, даже состоящих из “да”, “конечно” и “как скажете”, в игре нет вообще (и это в РПГ-то! Я перед этим играла в Digimon Story Cyber Sleuth от тех же Bandai Namco, так там и квестов в сотню раз больше, и диалогов с выборами – в миллион…) Герои состоят из анимешных штампов чуть более, чем полностью; увидел персонажа один раз – узнал его целиком, не волнуйтесь, никаких скрытых глубин не планируется. Благодаря классическим анимешным ходам можно уже в первые пять минут игры предсказать, кто умрет в ближайшее время и почему. Сценаристы попытались оторваться на истории, впихнув туда максимальное количество “вотэтоповоротов”, и в результате получили смесь чизкейка с винегретом: нам постоянно сообщают “а еще вот как! а вы не ждали!”, в итоге игрок довольно быстро устает от изрядной нелогичности происходящего. Если бы сюжет ограничился мрачным противостоянием псиоников будущего и безумных мутантов на планете, стоящей на краю гибели, честно, получилось бы гораздо более цельное и достойное произведение. А тут разве что космических пиратов-единорогов не добавили бонусом.
В итоге мы получаем полчаса приятного геймплея – а потом длииинную катсцену с подробным разбором “что происходит, и почему все не так, как кажется”. Игроку уже ничего не кажется, а хочется кофе и чтобы все наконец перестали выдавать лекции по истории и пустили еще побить монстров.
С другой стороны, все, кроме сюжета, в игре на уровне. А по сюжету – сейчас как раз выходит аниме по игре, может, там будет более внятно и менее занудно.
P.S. Лично у меня есть еще чисто-PC-шная претензия: отсутствие встроенной widescreen и ultra-widescreen поддержки. Понятно, что японские разработчики считают широкие экраны ересью и демонскими происками, и что моддеры с nexus рано или поздно найдут способ впихнуть-таки игру в нужные разрешения, но сколько ж можно-то?