Обзор Saints Row IV
Saints Row IV – ровно как и ее предшественник – не имеет для себя совершенно никакого оправдания. Эта игра отлично осведомлена о своих достоинствах и недостатках. Знает, как угодить самым, как бы правильней выразиться, низменным геймерским инстинктам. И знаете что? Она без ума от самой себя. Она смакует саму себя. Именно за это я и обожаю Saints Row IV.
Представьте себя лидером уличной шайки, который стал президентом США, а попутно – узником Матрицы, созданной технологичной расой пришельцев. Как вам такой коктейль? И это только цветочки.
Виртуальный Стилпорт – мир-тюрьма, созданный Зиньяком, лидером инопланетной расы Зин – который построен только для того, чтобы вы не оставили от него камня на камне. Серьезно, ваша главная задача заключается в том, чтобы «нарушить работу системы», которая (к счастью для адреналиновых джанки, затесавшихся среди нас) позволяет аннигилировать буквально все и вся.
И хотя большую часть своего времени вы тратите на то, чтобы приплясывать по Стилпорту, словно развеселый ребенок, который воображает себя Годзиллой, с гоготом топча только что построенный LEGO-город, в довесок к неизменному сортирному юмору и склонностью к ультранасилию игра еще и укомплектована чем-то вроде сюжета.
В общем, парни из Volition решили не жертвовать историей ради всего этого вульгарного и безрассудного удовольствия. Вы по-прежнему отправляетесь на различные миссии, и каждый раз вас будет бросать в непохожие, абсурдные и кошмарные (с комической точки зрения) ситуации – и для пущего веселья вас иногда лишают ваших суперспособностей. Каждая из миссий дарит уникальные впечатления и преисполнена стандартным стебом и глумежом, которые напоминают о персонажах и событиях из SR3. SRIV помнит все финты и приемы, которые сделали франшизу такой, какая она есть. Более того – она на них построена.
Это самодостаточная история, пускай и со множеством прорех. Но знайте, что для того, чтобы наслаждаться этой видеоигрой, вам совсем не обязателен железобетонный сюжет. SRIV даже не думает извиняться за такую оплошность, поскольку ей и без того есть что предложить. Она не притворяется. Не пытается быть тем, чем она на самом деле не является.
Смысл Saints Row вовсе не в том, чтобы диктовать игроку сложный нарратив. Он в том, чтобы ставить самому себе всевозможные задачи вроде: «Сколько урона я могу нанести до того, как мне открутят башку?» В том, чтобы показать врагу средний палец перед тем, как отвесить ему крепкого пинка. В том, чтобы надеть самый невероятный наряд, который вы никогда не осмелитесь надеть в реальной жизни. В том, чтобы наколоть себе безумное тату – вроде гигантского «BOOM!» во всю ногу – а затем беззастенчиво показывать его каждому встречному-поперечному. В том, чтобы развязно шутить, слушать музыку и выстраивать план мести против тех, кто осмелился вас оскорбить. В том, чтобы наслаждаться полетом, попутно швыряясь огненными шарами, а иногда – запрыгивая в танк или гигантского механоида, чтобы стрелять ракетами по разным штуковинам, а порой и вовсе просто так. В том, чтобы принимать важные решения в должности президента США, вроде таких, как… врезать засранцу по лицу или двинуть ему в пах? В том, чтобы освободить виртуальный Стилпорт и реабилитировать всю человеческую расу, в конце концов!
Как и в любой хорошей игре с открытым миром, в SRIV всегда есть чем заняться, и большинство этих «дел» наверняка будут знакомы тем, кто уже играл в предыдущие Saints Row. Какие именно дела? Ну… что-то вроде – одно из моих любимых – бросаться на автомобили и здания в целях взыскания страховых взносов. Как вы уже наверно догадались, мошенническим путем.
Впрочем, есть такие задания, где вы можете задействовать и ваши суперспособности. Например, миссии, где вы используете телекинез, поднимая и круша различные штуковины в целях нанести городу как можно больше ущерба, чтобы заработать бронзовую, серебряную и золотую медали. Или еще пример – вы используете суперскорость, чтобы во весь опор мчаться через весь город, пытаясь уложиться в определенный временной лимит. Выполнение всех этих действий скрючивает и скукоживает программный код системы, чтобы в конце концов и вовсе его разрушить.
Задания такого рода привязаны к побочным квестам, но вряд ли являются простыми бонусными мини-играми. Да, с одной стороны, это дает вам простой стимул для их выполнения, но с другой, делает побочные квесты немного лишними.
На первый взгляд кажется, что у этих квестов разные конечные цели, но на деле это лишь случайный набор миссий, начинка для которых набрана из горстки различных заданий, а потом завернута в разную упаковку. Вариации случаются редко, и это напрягает, особенно в том случае, если вы решили конкретно взяться за эту игру. Пройти ее вдоль и поперек.
Saints Row отлично знает саму себя. В одном из моментов вас посылают на очередную миссию, где вам предстоит отбиваться от вражеских волн, попутно пытаясь загрузить в систему компьютерный вирус, и между делом говорят: «Я знаю, что вы уже занимались этим раньше, но это отличный способ для развития персонажа». Это забавно. Кроме того, это явный признак того, что игра понимает свои сильные и слабые стороны и благодаря этому – не переходит грань. В конце концов, не нужно много ума, чтобы раз за разом делать одно и то же, но черт меня дери, он прав – это отличный способ прокачки персонажа. Выполнив это задание, я смогу улучшить свои суперспособности и подзаработать деньжат, чтобы проапгрейдить оружие. Помимо прочего, это отличная возможность собрать команду и повеселиться вместе, попутно отбиваясь от бесконечных орд полицейских и алиенов.
Быть президентом-суперменом… как звучит, а? А уж как чувствуется.
Однако самые лучшие суперспособности – это самые первые: прыжок на невероятную высоту и возможность носиться быстрее любого автомобиля. Механика игр с открытым миром всегда строится вокруг всевозможных транспортных средств, и Saints Row: The Third не был исключением. Выбираете самую красивую, быструю и навороченную тачку, а затем начинаете тратить деньги на ее улучшение.
Но в SRIV у вас есть еще более эффективный метод перемещения, на улучшение которого вы можете тратить все свое драгоценное время: вы сами. Возможность оглядеть город с высоты птичьего полета или скользить прямо по его улицам, заодно исследуя все укромные уголки – лично для меня это явный фаворит среди прочих способов передвижения в играх-песочницах. Ничего похожего просто нет. Я проводил кучу времени, просто плавая в воздушном пространстве Стилпорта, и если внизу было нечто, достойное моего внимание, я тут же бросался туда, словно заправский ястреб. Кластер данных (эти штуки позволяют вам улучшить способности)? Режим самонаведения включен! Аудиозапись? Немедленно превращаемся в смертельную опасность для любой пролетающей мимо пташки и летим туда! Исследование – это очень веселый способ времяпровождения в играх, которые дают вам причину для этого. Но мне кажется, что после той степени контроля, которую мне довелось попробовать в SRIV, исследование в других играх будет обыкновенной рутиной. Разве что мне снова не дадут полетать. И побегать – желательно, со скоростью света.
И когда вы начинаете думать что-то в духе: «Наверняка где-то будет такая грань, когда я продолжу набирать уровни, но это уже не будет иметь никакого значения» и… бам! Вы – всемогущий бог, который разрушает все на своем пути. Даже если просто пробежать на высокой скорости, последствиями будут небывалые разрушения. Вас уже ничто не может остановить.
Я играл в версию Commander-in-Chief и потому получил доступ к одной пушке, которая быстро стала моей любимицей – Merica Gun. Она стреляет ракетами и в добавок к пулемету оснащена огнеметом. Красотища, в общем. Давя на курок, я не видел перед собой ни зги. Только пули и пламя, извергаемые из дула этой смертоубийственной вундервафли. Правда, я совершенно не говорю, что это ситуация из разряда «стреляй и молись», когда вы просто давите на гашетку и будь что будет.
И похожие чувства возникают от любой суперспособности. Разумеется, все это слегка низкопробно. Но, опять же, Saints Row IV это совершенно не волнует. «Вам же это нравится, не так ли?» Черт меня дери, не просто нравится. Мне кажется, это жирными буквами написано у меня на лбу. И я отвечаю: «Да. Дайте мне больше этих низкопробных возможностей, пожалуйста, и спасибо большое, вот ваши чаевые», а затем отправляюсь улучшать все свое оружие до бесконечных патронов, попутно кивая головой в знак глубочайшего одобрения и удовлетворения.
Но это совершено не значит, что в игре нет достойных челленджей. Финальный босс очень даже зубаст, да к тому же требует изрядной ловкости рук. Кроме того, это справедливо и до встречи с финальным боссом. Правда, стоит признать, что за всю игру я очень редко умирал. Игра сделала меня суперменом и явно хотела, чтобы я приятно проводил время, пребывая в этой ипостаси. Главный челлендж состоит, скорее, в том, чтобы поддерживать хаос – именно поэтому в Saints Row IV редко бывает скучно. Ну или можно поднять уровень сложности – на тот случай, если вы погибаете совсем уж редко.
Впрочем, у игры есть такая составляющая, где ее низкопробность сходит на нет – это милые остроты в адрес других игр, своего рода особенность франшизы. Но в то время как SR3 просто обыгрывал приемы и темы, привычные для видеоигр, SRIV делает это чуть хитрее. Местные шутки кажутся настоящими шедеврами по сравнению с прежними вычурными отсылками и забавными пародиями.
Итак, перед нами игра, которая вручает вам суперспособности и позволяет от души повеселиться в мире, который настроен к вам с крайней степенью враждебности. Она использует любую возможность, чтобы напомнить о всех тех моментах, которые вы любите в играх. На мой взгляд, временами это просто сама квинтэссенция видеоигр, чтобы это не значило.
Если вы застряли в матрицеобразном мире, это открывает кучу творческих возможностей. Вы будете бродить по сказочным уровням и порой натыкаться на те или иные признаки того, как тут все устроено, а они, в свою очередь, могут показаться либо странными, либо смешными, либо слегка жутковатыми. Разработчики и геймеры любят шутить: «Это не баг, это фича», указывая или на ошибки в программном коде, или на ляпы с текстурами, поскольку именно такие «фичи» зачастую становятся причинами приступов громогласного хохота.
Ляпы в SRIV (или по крайней мере те из них, которые намеренно созданы самими разработчиками) – это самые что ни на есть «фичи, а не баги». Вы – пленник виртуального мира, и в ответ на ваши действия он будет реагировать появлением ходячих деформаций. Порой это долговязый AI, похожий на некроморфа. Порой у них огромные глаза или головы. Но они всегда выглядят до жути страшно или, наоборот, дико смешно – кому как.
У Saints Row IV есть и (своего рода) глубокая персонажная составляющая.
Я всегда питал нездоровое влечение к видеоиграм с правдоподобной дружбой и естественной динамикой развития характера персонажей. Saints Row IV любит подшучивать над этим, но одной из таких франшиз является Mass Effect (а также Dragon Age и игры Bioware, в частности). Ваши компаньоны во время драки постоянно общаются, благодаря чему вы получаете возможность узнать их поближе и наблюдать, как они взаимодействуют друг с другом. То же самое в SRIV. Члены вашей банды связаны общей историей. И эти связи – а также впечатления от них – проявляются именно в те моменты, когда персонажи взаимодействуют друг с другом.
Во время любой боевой миссии я волен пригласить двух персонажей, которые будут помогать мне ее выполнять. Но именно ваша дружба со всеми членами этой семьи уличных гангстеров, внезапно ставших правительственными шишками, связывает их воедино. Даже грубые перебранки, которые имеют большое значение для романтических связей между вашими спутниками, просто очаровательны в своей химии. Это друзья с темным прошлым и постыдными секретами – и вы знаете о каждом из них. Друзья, которые прикрывают вашу спину и в то же время постоянно дразнят друг друга.
Разумеется, ни одна игра не идеальна. И особенно та, которая постоянно нервирует ошибками и крашится. Матрица говорите, да? Я перезагружал игру ВОСЕМЬ раз подряд. И половина этих случаев приходилась на стартовое меню. Другая половина – на ошибки в миссиях, которые начисто убивали весь игровой прогресс, вынуждая перезагружаться.
А вот мои – смеху ради – неотредактированные заметки, которые наглядно показывают, как менялось мое терпение по отношению ко всем этим багам и ошибкам. Мне кажется, я прошел как минимум несколько стадий скорби: от хладнокровной документации до совершеннейшего расстройства:
«Игра три раза заглючила – пришлось перезагрузить. Четвертый. Два фриза. Два глюка прямо посреди миссии, поэтому снова перезагрузка. ДА ЧТО ТАКОЕ МЕНЮ ЗАВИСЛО УЖЕ ПЯТЫЙ РАЗ. Уф, шестой. Фриз на миссии. Ха, седьмой. Черт меня дери, а вот и восьмой…»
Я редко пробовал игру на прочность, поэтому все эти баги и вылеты более чем удивительны. Впрочем, Saints Row IV уже заимел несколько сырых патчей. Звук зачастую исчезает или не совпадает с действиями, поэтому во время кат-сцен NPC стоят с закрытыми ртами, хотя вроде как должны говорить.
Я могу забыть свои претензии в адрес SRIV, поскольку в конечном счете мне не так уж важно, что предлагает игра… погони, разрушения, угоны, взломы, и все это по тысячу раз подряд. Пока у меня есть возможность создать персонажа, который будет отвечать моим предпочтениям до самого последнего пирсинга, и палить из своих пушек до бесконечности, пока я могу взрывать все и вся при помощи суперспособностей, попутно тусуясь с бандой эклектичных отморозков во вселенной, которая может существовать только в Матрице с брендом Saints Row, я буду терпеть любые баги и самое занудное однообразие.
Все, что я хочу – это летать и взрывать. Снова и снова.