Обзор Resident Evil HD Remaster
Когда говоришь о Resident Evil, на языке вертится избитая, но очень верная в контексте формулировка – «родоначальник survival horror». Нет никаких сомнений, что именно детище Синдзи Миками задало ритм и путь развития интерактивных пугалок, и не имеет значения, что сама серия ныне чахнет в нише посредственной японщины на вечерок, обрастая сомнительными веяниями индустрии. Гораздо важнее наследие, благодаря которому преуспели многие другие.
Ну, и память о былых деньках, разумеется. Иначе бы ремейка самого первого «резидента» не случилось, а ремастера ремейка – и подавно.
Но ей-богу, лучше бы память ею и оставалась.
Очевидное в долгий ящик откладывать не будем: Resident Evil устарела. Стандарты 1996 года идут наперекор всем современным тенденциям, из-за чего воспринимать гостью из прошлого всерьез не выходит. Если раньше любое ухищрение разработчиков срабатывало как надо, сегодня в той же картине замечаешь нелепые дыры и раздражающие условности. Так никто уже не делает.
Правда, переступая массивный порог особняка, куда наших героев-спецназовцев привели поиски пропавшей команды, этого не чувствуешь. Казалось бы, все в порядке, сейчас бравые вояки разделятся – и начнется культовый ужастик, загадочный и беспощадный. Вот уже первый зомби издевательски медленно поворачивает гниющее лицо к камере, а пару взмахов ножом спустя с хрипом падает на пол. Вот и головоломки пошли: одна, вторая, третья – решения пока не слишком очевидны, но догадки уже назревают. Фиксированная камера и скрипучие двери в коридорах только нагоняют атмосферу «прям как тогда».
Это лишь чуть позже размеренное хоррор-приключение превращается в скопление древнейших кошмаров геймдизайна. Больше всего проблем приносит инвентарь, слоты коего ограничены до минимума. Все бы ничего, да вот сбросить лишний груз просто так нельзя – для этого есть специальные места у точек сохранения. Особенно расстраивают в таком случае сюжетные предметы, отдельных ячеек под которые не выделено. Не влезает важный ключ? Извольте пилить через все здание до заветного сундука и возвращаться обратно. Почему это плохо? Ну, хотя бы потому, что кратчайший путь будет закрыт на тот самый ключ.
И еще эти чертовы скрипучие двери…
На этом удовольствие от игры заканчивается. Квестовый элемент нивелируется бесконечными пробежками по пустым локациям, а спонтанные «пугалки» лишь на время оживляют происходящее. Чтобы было интересно, нужно чуть больше, чем выпрыгивающая из окна собака, что до решения паззла скреблась в него добрых два часа. Стоит ли говорить, как лениво тут развивается сюжет, редкие катсцены которого вскоре воспринимаются как награда за страдания.
Иногда случается так, что боя не избежать – тогда приходится мириться со здешней боевкой. В обращении она, мягко говоря, неудобна, так что приготовьтесь неуклюже лавировать между редкими зомби, стараясь не зацепить лишний раз кого-нибудь. Поверьте, драться и стрелять вы тут захотите меньше всего.
Но все вышеописанное – современный взгляд на вещи. Если же так случилось, что это не первый ваш визит в злосчастное поместье, а план подземной лаборатории отпечатался у вас в голове годы и годы назад, то вряд ли это брюзжание будет для вас актуально. Чтобы по-настоящему понять Resident Evil, нужно было играть в него в середине девяностых. Вот на такую аудиторию ремастер, понятное дело, и рассчитан.
С переизданием дела обстоят более радужно. По большей части благодарить стоит ремейк, выпущенный в 2002 году для GameCube, который нам, собственно, и перенесли. Как раз он подарил оригинальной игре новую графическую обертку и еще кучу других вещей, заметных только самым преданным фанатам.
Например, у персонажей появился особый слот с одноразовым оружием для контратаки, а поверженных мертвяков следует как можно скорее сжигать, дабы они не вскочили вновь. Восставшие противники – источник серьезных неприятностей ввиду повышенной скорости и силы атаки, поэтому лучше позаботиться о них заранее. Не сказать, что это грандиозные изменения, но монотонная геймплейная формула в обновленном виде смотрится чуть бодрее.
Чтобы не заскучали даже старожилы особняка, планировку последнего изрядно пересмотрели. Заученные коридоры порадуют несколькими новыми комнатами и переработанными старыми, измененными паззлами и парочкой неожиданных сюжетных деталей. И это не считая привычного набора режимов игры для совсем уж закоренелых любителей.
А вот достижения ремастера всего этого добра совсем уж скромные. Из полезного отметить стоит только дополнительную опцию управления: олдскул, конечно, хорош, но мало кому из новой аудитории понравится, что у подконтрольного спецназовца подвижность холодильника. Альтернативная схема этот недуг успешно исправляет.
В остальном – типичная HD-версия. Роскошные пререндер-задники из версии 2002 года серьезно потеряли в качестве от масштабирования (хотя выглядят, признаться, все еще отлично), звук в роликах постоянно плавает и практически никогда не совпадает с видеорядом, а у кого-то игра и вовсе безбожно тормозит. Про вылеты упомянуть стоит отдельно: случается редко, но в условиях отсутствия чекпойнтов досадная случайность может угробить час-другой потраченного времени.
Resident Evil HD Remaster рекомендовать не получится: связка из сомнительного ремастера, превосходного ремейка и дряхлого оригинала подойдет далеко не всем – слишком уж сильна зависимость от вашего геймерского стажа. Среди тех, кому не дает покоя ностальгия по вечерам за PS1, игра определенно найдет самый положительный отклик. Для прочих же она не более чем музейный экспонат, внушающий уважение, но не вызывающий никаких особых эмоций.