Обзор Remember Me
У каждого в жизни были такие события, о которых он хотел бы забыть. Но что если вы и вправду смогли бы их забыть? Или отдать их кому-то еще? Или даже изменить свое воспоминание таким образом, чтобы вам не пришлось жить с болью, виной и горечью, которые остались в итоге?
Во вселенной Remember Me, первой игры французской студии Dontnod, ученые нашли способ решать все эти вопросы. События разворачиваются в конце XXI века, где граждане Нео-Парижа – футуристической метрополии, построенной после Европейской войны – оснащены чипами Сенсен (Sensen), которые позволяют людям импортировать, экспортировать и модифицировать свои воспоминания. Привилегированная часть общества живет в центре города, обслуживается бесшумными роботами, охраняется автоматизированной защитой и находится в блаженном неведении относительно своих прошлых проступков.
Впрочем, смотря на этот мир глазами Нилин (Nilin), молодой девушки, которая пытается вернуть остатки своей памяти, стертой в качестве наказания за неизвестное преступление, игроки понимают, что все не так уж радужно. С помощью загадочного союзника по имени Эдж (Edge) она пробирается в трущобы под Нео-Парижем, где познает другую сторону Сенсен-общества.
В течение первых нескольких часов, которые трудно назвать скучными, Нилин заново знакомится с самою собой – охотником за воспоминаниями, эдаким революционным бойцом, который занимался взломом человеческой памяти в целях сорвать планы создателя Сенсен, компании Memorise Corporation. С помощью Эджа она пытается вырвать Нео-Париж из рук буржуа 21-века, попавших в технологическую зависимость, и тем самым облегчить их вину за лишения и нищету, которые цветут у подножия метрополии.
Нилин пробивается и продирается через нео-парижские трущобы на манер Uncharted или Enslaved от Ninja Theory. Уверенное путешествие иногда прерывается захватывающими панорамами – в эти мгновения камера отъезжает назад, чтобы игрок мог в полной мере насладиться картиной города, который расстелился перед ногами главной героини. Кроме того, встречаются различные головоломки и загадки, а также летающие охранные боты – настырные преграды между Нилин и ее собственным прошлым.
Зачастую конфликты неизбежны, и когда дело доходит до драки, Нилин оказывается на тесной арене лицом к лицу с попрыгунчиками, которых называют Липерами (Leapers) – сумасшедшими горожанами, которые получили передозировку воспоминаниями и были брошены рыскать по трущобам – или еще более неприятными противниками в лице сотрудников охранной службы.
Обычно в играх вроде этой вы либо бьете врагов, либо стреляете по ним, спрятавшись за укрытием. Боевая система Remember Me заслуживает уважения за свежий подход, но склоняется, скорее, к первому. Она похожа на ту, которая есть в играх Batman Arkham – вы постоянно жмете на кнопку, дабы не прервать комбо, но в то же время можете создавать собственные комбинации при помощи разблокируемых приемов, благодаря чему бой чувствуется иначе.
Перестав беспорядочно жать на кнопки и поймав ритм, вы поймете, что ваше умение делать комбо подготовило вас к появлению новых противников, например, электрифицированных бойцов, при ударе по которым вы сами получаете урон. Эксперты по файтингам наверняка будут жаловаться на недостаток глубины по сравнению с Metal Gear Rising (который, скоро обещается на PC) или Anarchy Reigns – из-за отсутствия блока или парирования вы чувствуете себя, скорее, уклоняющимся от ударов ловкачом, чем воином, владеющим богатырской силой. Однако к концу игры вы будто кружитесь в боевом танце, постоянно намечая цели, используя специальные приемы и правильные комбо с непревзойденным мастерством.
Получившуюся картинку можно ни секунды не сомневаясь назвать красивой, однако Remember Me – это не спектакль, а скорее, ритмическая игра. Ваши глаза не выискивают анимации для визуального отклика, а постоянно следят за областью, в которой происходит комбо, и за нижней частью экрана, где показано, сливаются ли ваши удары в комбо. Более того, разные приемы похожи друг на друга, а следом за ними и сами комбинации ударов. Помимо прочего, вам приходится следить за тем, чтобы камера смотрела на бой с наилучшей стороны, чтобы не упустить из виду важные события.
Большую часть остального (не боевого) времени вы следуете указаниям Эджа, стремясь украсть информацию из чьей-либо головы – вы идете за голограммами, преодолевая препятствия и добираясь до труднодоступных мест – а в некоторых случаях создаете ремикс из чьих-то воспоминаний, видоизменяя в своих интересах записанные в них события.
Это простые головоломки, где вы можете перематывать сцену взад-вперед и изменять значения переменных, например, взвести курок у пистолета или снять с предохранителя используемый доктором автоматический шприц, однако нововведения могут просто впитаться, поэтому вам нужно избегать парадоксальных результатов, создавая череду событий в поиске правдоподобной альтернативной реальности.
Таких сцен всего несколько, но на удивление, они трогают до самой глубины души. Поначалу идея о том, что вашими личными мыслями можно крутить и вертеть, как порезанными огурцами в столовой миске, здорово тревожит, а от самих сцен, оживленных с легкой руки аниматоров и актеров, периодически подступает комок к горлу. Обычно убийства в играх не воспринимаются так остро, однако тот ментальный урон, который вы наносите своим жертвам в Remember Me, остается с вами даже после выключения компьютера.
В первой половине игры все эти идеи-лоскутки скреплены между собой очень хорошо. Мы уже привыкли к играм, которые рассказывают об обществе, идущем на поводу у разрушительной технологии, но картинка, которую рисует Dontnod, кажется острой и актуальной. Дескать, продолжайте отворачивать глаза, нежась в комфорте, который несут новые технологии, и жертвуя собственной свободой во благо безопасности, но помните, что ни к чему хорошему это не приведет.
Этот посыл очень хорошо работает, потому что Нео-Париж – это весьма гармоничный сеттинг. Тут учтены такие штрихи, как повседневная бытовая и уборочная техника, комбинезоны, архитектура, рекламные слоганы и современный жаргон, что делает этот мир довольно убедительным. Благодаря случайным деталям вы слышите и видите этот образ постевропейского общества будущего столь же четко, будто это политик во всеуслышание заявляет о своих заслугах.
Нилин тоже весьма убедительна. Временами она кажется слегка напыщенной, но те моменты, когда игра позволяет поковыряться в ее воспоминаниях или поговорить со взрослыми, определенно сделаны с душой.
Снова я
Пройдя Remember Me, вы можете пройти ее еще раз с самого начала, имея в своем распоряжении все открытые комбо. Впрочем, вы не получите дополнительный опыт, если не будете собиратье более длинные комбинации.
Каждый игровой уровень усыпан коллекционными предметами, которые раскрывают информацию об игровом мире или улучшают ваше здоровье и счетчики специальных приемов. Иногда вы натыкаетесь на маленькую подвешенную в воздухе картинку-наводку, которая отображается на вашем HUD – предположительно она оставлена другим охотником за памятью.
Вернусь ли я? Я бы хотел чуть-чуть отдохнуть от игры, но потом – да. Первая половина игры особенно богата на детали, которые хотелось бы исследовать, по крайней мере, до той степени, которую позволит игра. Кроме того, Remember Me снабжает игрока еще одним приятным попутчиком – изящным саундтреком, который являет нечто среднее между синти-крещендо из игр-головоломок и классической музыкой.
К сожалению, игра провисает в средней трети – научно-фантастические элементы заслоняют собой все самое лучшее. Какое-то время кажется, будто Remember Me – это очередная экшен-адвенчура: путь к разочарованию, вымощенный антагонистами, поджидающими вас в конце каждого уровня. Кроме того, это наименее интересная часть и с визуальной точки зрения. На ранних этапах, когда вы выбираетесь из трущоб, вам показывают старый Париж с архитектурой в стиле барокко, в которую привнесены хай-тек элементы, и целый легион всевозможных технологических штуковин вроде HUD-ценников на кофе, которые вы видите, пробегая мимо какой-то забегаловки. Однако внутренности мира Remember Me – это одни сплошные серые коридоры, причудливые трубопроводы и рассекающие воздух раздвижные двери.
К счастью, это уныние заканчивается к последнему акту, который снова начинает вещать о гораздо более интересных вещах вроде природы идентичности и ответственности в мире, где ты не можешь быть уверен наверняка в правдивости своих воспоминаний.
Есть еще одна раздражающая вещь – вы не можете управлять самыми сложными аспектами истории. Это линейная игра с определенным месседжем, и это прекрасно – согласитесь, не каждая игра заставляет вас думать, используя для этого гораздо больше способов, чем скучное и банальное описание – но будь у игрока выбор между вариантами развития истории, действия Нилин могли бы значить больше, чем просто оправдание для развития сюжета. В ряде эпизодов она кажется одной из тех игр, где вы убиваете людей, не особенно в это веря, а Remember Me определенно способна на большее. Неприятно осознавать, что игра движется в этом направлении, пускай и недолго.
Так или иначе, первая игра Dontnod является классическим образчиком жанра – вид от третьего лица, рукопашные схватки и кат-сцены – путь для которого вспахивался небезызвестными детищами Naughty Dog, громыхавшими последние несколько лет. Однако большую часть геймплея игра являет нам мир редкой последовательности и удивительной глубины, который не часто встретишь на просторах жанра, для которого характерны, скорее, автоматные перестрелки, технологичные демо и макгаффины. Впрочем, разработчики все-таки решили не отказываться от сражений совсем – даже при наличии красивого мира и интересных персонажей. Последние, правда, редко становятся по-настоящему осязаемы, что не в пример их глубине.
Из концепции Remember Me получился бы отличный фильм, но в результате получилась игра, которую будет любить и лелеять не так много людей (можно уловить сходство с сообществом Mirror’s edge), как хотелось бы разработчикам. Она дарит игроку неровный опыт. Кажется, будто она знает, кем хочет стать, но смирилась с тем, что существует в таком мире, где сделать это не так уж просто.