Обзор Pillars of Eternity
Чтобы удивлять, не обязательно морочить голову инновациями и прорывными технологиями. Иногда достаточно просто остановиться, оглянуться назад и вспомнить, как было раньше. Откинуть весь новый экспириенс к чертям, забыть про мультиплееры, кооперативы и отдаться в объятия классике – подобное желание, наверное, возникало у любого мало-мальски бывалого игрока в современных реалиях индустрии. Тем эффектнее сделали те самые реалии успешное перерождение старой школы в лице Pillars of Eternity.
Obsidian буквально предлагают совершить путешествие во времени – обратно в эпоху Infinity Engine, где все еще на слуху легендарная Baldur’s Gate, а сиквел Icewind Dale только-только подбирается к прилавкам. Вернулось все: и изометрический вид, и старая добрая партийная система, и «избранный» главный герой – с чем бы у вас ни ассоциировались ролевые игры конца девяностых, здесь наверняка это найдется в лучшем исполнении.
Ностальгия нахлынет еще на стадии создания персонажа. Просторы для кастомизации открываются такие, что просидеть над своим болванчиком можно чуть ли не час, внимательно вчитываясь в «побочные эффекты» приглянувшейся расы и изучая перспективы того или иного класса. Это вам не современные побрякушки, где труднее всего выбрать себе звучное имя – параметров на самом деле полно, как и случаев их применения на практике.
Для своего протеже нужно, среди прочего, выбрать биографию и происхождение, тем самым решив, к каким атрибутам получить «прибавку». Северные народы не в пример сильнее глазастых южан, а бывший философ явно будет поумнее охотника, но выживание ему дается труднее. Может, лучше тогда вложиться в атлетику, став наемником? Или вовсе податься в торговцы с бонусом к механике? Нечто отдаленно похожее было в Dragon Age: Origins, но тут совсем уж глаза разбегаются от многообразия и глубины.
Заветное приключение же начинается по всем канонам. Ваш герой – никакой еще не герой, скорее, обычный скиталец, вместе с себе подобными отправившийся искать пристанище в далеких землях. Разумеется, что-то идет не так. Настолько не так, что из всей братии остаетесь в живых лишь вы, а список ваших талантов пополняется умением разговаривать с душами людей и переживать эпизоды из их жизней. О спокойном существовании думать уже не приходится, тем более что новый край терзают загадочные беды, с которыми, судя по всему, справится только кто-то не менее загадочный.
С этого момента игра вручает вам полную свободу. Хотите, ступайте строго по сюжету, хотите – плюньте на Главную Тайну и отправьтесь помогать нуждающимся. В любом случае вынужденные знакомства неминуемо приведут к цепочке мастерски обставленных и чертовски захватывающих квестов.
Как и всякая уважающая себя RPG, Pillars of Eternity любит тексты во всех проявлениях. Многие задания – лишь череда продолжительных диалогов, но роскошный слог и повальная нелинейность делают свое дело. Даже самая банальная ситуация в игре предполагает несколько вариантов развития, учитывающих целую кучу факторов, от показателей решительности персонажа до репутации вашей шайки в целом. Таким образом можно выпытывать важную информацию, обманывать, убеждать, избегать конфликтов или же наоборот, провоцировать ненужные драки – лишь бы соответствующие характеристики позволяли.
Если язык подвешен не особо, не меньшей популярностью пользуются и кровавые методы решения проблем. Боевая система по-хорошему стара и прозрачна: битвы происходят в реальном времени, однако для эффективного контроля нужно регулярно пользоваться тактической паузой. Обмен любезностями с противником тут, как правило, крайне стремителен, так что заблаговременная раздача указаний партии (в коей аж шесть человек) приходится к месту. К тому же способности персонажей имеют лимит активаций за бой, из-за чего волей-неволей планируешь стычки наперед.
Оба подхода к прохождению одинаково интересны и продуманы. На любое ваше действие мир адекватно реагирует и предлагает один из множества альтернативных путей. Причем касается это самых даже самых непредсказуемых порывов, вплоть до убийства всех своих соратников в самом начале. Подобное внимание к деталям заслуживает искреннего уважения.
Занятно и то, что за поверженных супостатов PoE не награждает героев опытом – к левел-апу приблизить может только успешное выполнение квеста, открытие новой локации или другое сколько-нибудь мирное достижение. Многие посчитали это новшество откровенным недостатком, но если проследить, откуда растут ноги, становится понятно стремление разработчиков сохранить баланс между игроками-дипломатами и игроками-головорезами.
В процессе спасения мира и поиска объяснений происходящему постепенно познается лор Pillars of Eternity. Окружение, в котором разворачивается сюжет игры, не просто яркая декорация – на бэкграунде простирается оригинальная вселенная со своей историей и терминологией. Здешний мир живой и выпуклый, но исключительно для тех, кто готов посвятить ему десятки часов исследования.
Невзирая на разговоры про «как раньше», под толстым слоем воспоминаний у «Столпов вечности» есть и новшества. Правда, в большинстве своем они довольно мелкие и технические: тут подкрутили интерфейс, здесь упростили, там добавили настроек. Ничего такого, о чем стоит упомянуть конкретно, но в общем целом отпечаток современного геймдизайна безошибочно узнается. Именно он избавляет от архаичности и позволяет наслаждаться классикой именно в том виде, в котором ее хочется помнить – без громоздких меню, раздражающей беготни и неудобного управления.
Да и новичкам подступиться к невиданной механике будет гораздо проще благодаря гигантской справочной системе. Вот уж чего действительно не хватало в те времена, так это подробного изложения всех аспектов механики, что называется, для самых маленьких. Глядишь, и поклонников жанра было бы куда больше.
И все это в красивейшем олдскульном оформлении. Вручную отрисованные локации, скромные вкрапления трехмерной графики, характерное музыкальное сопровождение, лаконичные иллюстрации к текстовым квестам – ни дать ни взять взаправдашняя гостья из прошлого. При таком раскладе уже не важно, что при масштабировании задники рассыпаются на пиксели, а в диалогах красочно описанные собеседники стоят истуканами. Так и было нужно.
Настолько сильного восторга и настолько широких возможностей для отыгрыша выбранной роли игры не дарили уже очень долгое время. Многие пытались сделать по-новому, некоторые подбирались очень близко, но только Obsidian смогли в мелочах воссоздать ту самую палитру чувств, которую испытывали покорители Долины Ледяного Ветра и дети грозного Баала. Умно, интересно, долго, разнообразно – прям как вы любите.