Заимствуем красиво – обзор Overwatch

Read in English | Новости игр, Обзоры игр | |

«Овервотч! Овервотч, овервотч, овервотчовервотчовервотч. Овервотч…»

– Редакция ProGamer.ru, лето 2016 г.

Помните Team Fortress 2? Нет, не ту интерактивную торговую площадку, где между сеансами обмена вещей с сомнительными школьниками можно немного пострелять, а настоящую Team Fortress 2, захватывающую командную игру с тоннами тактик, классовым разнообразием, тематическими празднествами и прочими вкусностями. Помните? Ну, тогда забудьте ко всем чертям, ибо Overwatch – это все то, чем была хороша Team Fortress 2, только в десятки раз шире, разнообразнее и веселее.

Мы о-о-очень поздно подключились к предрелизному хайпу, но отдались ему без остатка. Пока трейсероуважаемый Фростбайт всех без разбору кличет редисками и переманивает под свои знамена, а выделенные под написание обзоров вечера проходят в попытках одержать верх над противниками на солнечном Илиосе, сомнения стремительно испаряются: Blizzard успешно заняли очередную жанровую нишу, причем заняли надолго.

overwatch-dva-potg

Самое забавное – никто особо не скрывает, что в своей сути это та же Team Fortress 2. Игроки аналогичным образом собираются в команды, выбирают себе героев в соответствии с обязанностями – штурм, защита, танк или саппорт, – и сражаются за превосходство на контрольных точках. Разве что вагонетки толкать не над… А, нет, все-таки надо. Вы поглядите-ка на этих подлецов!

Но на самом же деле все чуточку сложнее, и объяснить, почему жалкая пародия оказалась лучше неповторимого оригинала, в пару строк не получится.

Для начала, Overwatch все-таки чуточку MOBA. Обошлось, слава богу, без крипов и лейнов, однако, как и во всех этих ваших «дотах» и «лолах», у персонажей есть уникальные способности, в том числе ультимативные и пассивные, прямиком влияющие на тактику, поведение и функционал. У Valve в этом плане все гораздо проще: там хоть и есть классы с разными сферами применения, разница между ними зачастую не настолько колоссальная, чтобы ощущения от процесса хоть как-то изменились. И чем больше часов ты вкладываешь в баталии красных с синими, тем неприятнее это осознавать.

Здесь каждый герой – фактически отдельная игра. Захотели Call of Duty? Пожалуйста, у Солдата-76 даже винтовка будто из Advanced Warfare. Приспичило чего-нибудь с привкусом Unreal Tournament? Тут как раз освободилась Фарра со своим рокет-лаунчером. Или, вон, Жнец, уплетающий души павших врагов вместо аптечек – чем не новый DOOM? А коллеги тут подсказывают, что Симметра – это чистая The Wheel of Time, о которой мы вскользь писали совсем недавно. Пускай отведенные персонажам роли давно уже приелись, местные их интерпретации выглядят как никогда свежо и отличаются друг от друга ровно настолько, чтобы постепенно хотелось попробовать всех. Узнавать тонкости, скажем, класса поддержки после двух недель танковой деятельности – все равно что заново открывать для себя Overwatch. Удовольствие, то есть, ни с чем не сравнимое.

overwatch-pharah-defense

Но, естественно, говорить о какой-то там сверхоригинальности при таком раскладе не приходится. Абсолютно все геймплейные шестеренки, не считая, может быть, пары-тройки самых неприметных, без лишней скромности позаимствованы у других проектов, и Blizzard за это не похвалишь. Их заслуга скорее в том, что они смогли объединить столько кардинально разных идей в одну беспрецедентно рабочую, увлекательную и, самое главное, цельную механику. Из нее не торчат франкенштейновские швы на стыках чужих концептов – разве что аккуратные стежки, объединяющие весь жанровый опыт в теплейшее лоскутное одеяло. Мы-то, будучи редкостными занудами, расковыряли все до основания и нашли дюжину источников вдохновения, но при непосредственной игре не видишь ни «анрилов», ни «колофдути», ни «тимфортресс». Видишь только назойливую Трейсер на точке и Турбосвина, угрожающе нависшего над медиком твоей команды с заготовленной «ультой». Видишь только Overwatch.

Зато благородный плагиат сделал игру дружелюбной и понятной для всех. Поскольку изо всех щелей лезут знакомые элементы геймплея, освоиться среди них можно буквально за считанные секунды. Тем не менее, предельно легкая механика, вместившаяся даже в узколобые консольные будни, вышла достаточно глубокой для звания новой киберспортивной дисциплины.

overwatch-roadhog-push

Из Overwatch получился, должно быть, самый командный шутер на нынешнем рынке. Какая-нибудь Counter-Strike: Global Offensive, несомненно, тоже напирает на слаженность действий – но и та нередко позволяет себе театр одного актера даже на профессиональном уровне. Overwatch такое пресекает сразу: можно щеголять точностью, скоростью реакции – но играть лучше всех не получится по определению. Хоть ты тресни, всегда будет герой, который «законтрит» тебя в считанные мгновения, если за спиной не окажется верного товарища. Вспоминаем про ограничение в шесть человек на команду – и хочешь не хочешь, а придется вертеться сообща, потому что каждый соратник на вес золота.

Грамотная коммуникация зачастую определяет, пройдете вы победным шагом сквозь все вражеские преграды – или же окажетесь по ту, позорную сторону «Лучшего момента матча», где на вашем трупе упражняются в приседаниях. Совершенно случайные группы людей вдруг действительно начинает беспокоить, что команде не хватает хилера и что простаивает груз; в чате кипит обсуждение потенциальных стратегий, для реализации которых формируются ролевые комбинации, а после введения соревновательного режима голосовой канал в кои-то веки используется не только для оглашения неутешительных диагнозов и выявления внезапных родственных связей. В общем, все как в постановочных демонстрационных роликах – красивая и плавная командная работа. Только здесь постановка не требуется, потому что к взаимодействию игроки приходят естественным путем, и это очень, очень круто. Редкая сетевая игра так акцентирует внимание на выполнении задач, а не на личном первенстве.

overwatch-mercy-heal

overwatch-zarya-attack

Но не крепкой шутерной составляющей единой. Кроме нее, Team Fortress 2 отличает кое-что еще – продуманная вселенная, яркие, запоминающиеся персонажи и мелкие, но чрезвычайно значимые сюжетные вставочки фоном. Поскольку для многих это все еще главный повод уважать Valve, поставить на колени их детище пришлось и на этом поле.

Первое впечатление, правда, такое себе: какой-то робот-монах, корейская девочка в розовой мехе, типичная русская баба-качок, Клинт Иствуд мелкого пошиба – бешеная палитра действующих лиц сошла бы для F2P-побрякушки, арт-директор которой в школьные годы явно перебарщивал с карикатурами. Однако стоит углубиться во все это безобразие, и у игры открывается второе дно, где все без исключения персонажи обладают детальной биографией, формирующей необъятный и постоянно пополняемый лор. Можно запросто узнать, например, что это за «Овервотч» вообще такой, откуда у гигантской гориллы ученая степень и почему D.Va, та самая барышня с экзоскелетом, изъясняется на геймерском жаргоне. Будьте уверены, из ниоткуда тут ничего не берется. Даже русская баба-качок.

Примечательно, что никто эту информацию с порога не навязывает. Более того – некоторые факты и вовсе обнаружат только самые пытливые игроки. Местная история крошечными фрагментами сочится из официальных короткометражек, спонтанных внутриигровых диалогов, ARG-ивентов и многих других источников – вплоть до дизайна карт, набитых пасхалками. Blizzard по полной используют свои новые повествовательные методы, неожиданные для насквозь сетевой игры, и оставляют знакомство с эпическим бэкграундом полностью на ваше усмотрение.

В результате, даже если сюда приходишь исключительно ради мультиплеера, рано или поздно возникает желание заглянуть в сюжетные дебри. И когда это происходит, оторваться уже практически нереально: прослеживая логику изображаемого мира через такие вот мелочи, волей-неволей начинаешь проникаться к нему неподдельным интересом, а первоначальная настороженность по отношению к героям быстро сменяется крайней симпатией. Ей-богу, не источай Overwatch такую харизму, путь к сердцу массового игрока был бы для нее по меньшей мере вдвойне труднее.

Прибавить к этому стоит еще и визуальный ряд, одновременно выразительный и максимально читабельный. После него от игр вроде Battleborn начинают обильно кровоточить глаза, не говоря уж о сезонных блокбастерах, из года в год только теряющих жизнерадостные краски. По-диснеевски придурковатая стилистика нисколько не сбивает с толку, напротив – в незамысловатых линиях и простых текстурах моментально идентифицируются силуэты героев, по гиперболизированным движениям которых легко понять, чем они заняты, а каждый клочок декораций обладает отчетливым настроением. Так что, скажем, угрюмую Кингс Роу в викторианских тонах вы никогда не спутаете с высокотехнологичной башней Лицзян, да и скакать по (пока что) скромному списку карт надоест благодаря колоритному оформлению не скоро.

Косметическая кастомизация, как полагается, на месте. Разнообразия пока не так много, но это дело наживное.

Косметическая кастомизация, как полагается, на месте. Разнообразия пока не так много, но это дело наживное.

Совокупные впечатления от всего вышеописанного – фантастические. Когда новый проект Blizzard только маячил на горизонте, мы и подумать не могли, что проведем лето, изучая факты из жизни Роковой вдовы и спихивая друг на друга неблагодарную роль саппорта. Уже и сон не кажется такой важной процедурой в свете грядущего престижа, ради которого хочется втиснуть матчик-другой в занятые будни. Так ли нам нужны новые идеи, раз уж со старыми в правильном исполнении настолько интересно?

Если не цепляться за титулы, у Overwatch в запасе сотни, а то и тысячи часов веселья, челленджа и тактики на пике удовлетворения. Ну, а если все-таки развешивать ярлыки – да, это лучший мультиплеер года. Так сделать в ближайшее время не смогут точно.

Overwatch
Overwatch
Дата выхода:
24 мая 2016
Издатель:
Blizzard Entertainment
Разработчик:
Blizzard Entertainment
Жанры:
Action / Мультиплеер
Платформы:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
11 место
Оценка редакции:
95 %
Стоит играть? (Если оценка больше 70%)
Да

Поделиться

Обсудить