Про Outlast вообще – и на Nintendo Switch в том числе

Новости игр, Обзоры игр | |

Чудовищная катастрофа имени Outlast 2 оставила после себя предательски навязчивую мысль: может, проблема и не в сиквеле вовсе? Он, конечно, тех еще дров наломал, но вдруг дело в самой идее, которая со времен первой части банально состарилась и должным образом уже не работает. Всякий мейнстримовый ужастик, как известно, продукт своей эпохи, и многое из того, что было страшно пять лет назад, сегодня даже захудалого стримера вряд ли испугает.

Относится ли это правило к оригинальной Outlast, проверять не очень хотелось. Но и упускать недавно подоспевший релиз игры на Switch было бы несправедливо – так что мы все-таки вернулись в стены заброшенной лечебницы «Маунт-Мэссив», готовые насквозь разочароваться в одном из лучших хорроров современности.

К счастью, поводов для разочарования не нашлось. Outlast все еще умеет нагонять страху, да так, что и маленький экранчик консоли Nintendo ему не помеха.

Страх и ненависть в Маунт-Мэссив

Ночное посещение упомянутой уже психушки наш протагонист-репортер затеял явно не от большого ума, но осуждать его не нужно. Журналисты – они народ такой, охочий до сенсаций. А что может быть сенсационнее, чем сюжет о спасении собственной жизни в логове невменяемых маньяков с мачете наперевес? То-то и оно. Профессиональные интересы превыше всего.

Искусственный интеллект умело ездит по нервам, подбираясь максимально близко, но чаще поддается и оставляет игрока в покое, когда, казалось бы, пиши пропало.

Несмотря на визит в нерабочие часы, жизнь в учреждении начинает кипеть незамедлительно, стоит только перешагнуть заветный порог. По углам шумно чавкает своими же внутренностями охрана, в зале дальше по коридору пациенты дружно смотрят окровавленный телевизор, а время от времени из темноты появляется то пуганый проповедник, затирающий про местную секту, то улыбчивый бугай, который признал в нас своего «поросеночка». В общем, колоритные ребята.

Особенно учитывая, что почти все они хотят нас убить.

Я тебя помню…

Справляться с местным населением герою помогают всего два инструмента – левая нога и правая нога соответственно. Аккуратно шаркая ими вдоль стен клиники, он избегает нежелательных контактов с психопатами всех мастей, а быстрый перебор конечностями выручает в ситуациях, когда контакт уже установлен. Фактически Outlast целиком и полностью строится на чередовании стелса и стремительных погонь, но оба элемента выполнены настолько лаконично и эффектно, что не надоедают вплоть до конца.

Каждый раз, когда нужно прятаться, включается настоящий триллер на манер той самой сцены из «Молчания ягнят». Ползать по больничным палатам нередко приходится в полной темноте, полагаясь лишь на режим ночного видения своей видеокамеры, жрущей батарейки быстрее, чем Джоди Фостер снимает плохие фильмы. Шастающие по округе противники задачу нисколько не упрощают: они распахивают ближайшие шкафчики, заглядывают под койки, грозно сопят и всеми силами создают видимость, что вот-вот тебя найдут.

Примечательно, что находят далеко не всегда. Искусственный интеллект умело ездит по нервам, подбираясь максимально близко, но чаще поддается и оставляет игрока в покое, когда, казалось бы, пиши пропало. Аналогичный фокус использовали позже в Alien: Isolation, и при повторном прохождении он особенно бросается в глаза. Однако все лучше, чем откровенное читерство сиквела, где деревенские парни с точностью GPS-навигатора определяли твое местоположение.

Если же все-таки нашли, драться не вариант. Единственный выход – улепетывать как можно скорее. Outlast в такие моменты буквально выдергивает из зоны относительного комфорта, резко наращивая темп и вынуждая сломя голову нестись сквозь тесные интерьеры в поисках нового укрытия. Градус тревожности взлетает до небес, когда впереди лишь непроглядная темень, а позади несется умалишенный громила, агрессивное хрюканье которого неприятно щекочет затылок.

Убежали, спрятались, перешли на следующую локацию, спрятались, убежали – в таком ключе здесь обставлена вся развлекательная программа. Условия каждый раз становятся все суровее, планировка все замысловатее, а враги вместе с колюще-режущим обнажают еще и гениталии – так, для пущей грозности, – но общая суть сохраняется исправно.

При этом никогда не создается впечатления, что игра настроена против тебя. Да, ее обитатели заставляют чувствовать себя в меньшинстве, ощущать постоянную опасность в воздухе, но геймдизайн подобной враждебности не излучает. Как раз наоборот.

Здесь редкая погоня заканчивается тупиком, потому что уровни спроектированы так, чтобы в любой их точке была возможность сбросить хвост, а их структура логична и понятна даже взбудораженному мозгу, отчаянно прокладывающему оптимальный маршрут к спасению. То же касается и вышеописанных алгоритмов ИИ, и правильной ритмики эпизодов, и отсутствия лишних механик вроде лечения, и вообще всего, что составляет конечный опыт. В каждой мелочи Outlast стремится быть хоррором не только страшным, но и захватывающим.

И да, это очередной упрек в адрес второй части, которая на сие стремление наплевала с высокой колокольни, вырезав из формулы предшественницы все лучшее и забив получившиеся дыры шок-контентом с пещерными мутантами. Результат, как говорится, налицо.

Приятно и то, что оригинал не заигрывается со своим бестолковым сюжетом и пускает титры на исходе пятого часа. Аккурат в тот момент, когда вроде и хочется еще, но растяни  удовольствие еще на чуть-чуть – и уже был бы перебор.

В каждой мелочи Outlast стремится быть хоррором не только страшным, но и захватывающим.

Тут на помощь самым голодным придет замечательное дополнение Whistleblower, где под предлогом рассказать о том же, но от другого лица, разыгрывают не менее замечательные сценки с безумными персонажами, один из которых, между прочим, сильно хочет сделать нового героя своей невестой. Авторский почерк в DLC стал в разы увереннее, а потому пугает добавка едва ли не сильнее основной игры. Хотя употреблять стоит в комплекте, разумеется.

Карманные ужастики

Честно сказать, к появлению версии для Switch я долгое время относился скептически, ибо главный козырь консоли – ее мобильность – казался главным же противником всех ценностей Outlast. О какой атмосфере, о каком страхе говорить, если можно, простите, затащить игру в уютную кроватку и пройти ее на крохотном планшете?

Полевые испытания, впрочем, выявили обратное. Большую часть времени я провел именно в портативном режиме и проникся изощренным очарованием хоррора ровно в той же мере, что и на ПК в 2013 году. Главное – запастись хорошими наушниками. Звук и музыка в Outlast вытягивают многое, так что на скромные динамики Switch полагаться не стоит.

Балует порт и производительностью. Все как обещали – ровные 30 кадров в секунду консоль держит как в мобильном режиме при разрешении в 720p, так и при подключении к телевизору, где картинка подтягивается до чего-то очень близкого к 1080p. И это при минимальных потерях в плане графики: если сильно присмотреться, можно заметить разве что менее качественные тени да пиксели в текстурах второстепенной важности.

Смущает лишь скудность параметров управления. Обычно такое в глаза не бросается, но когда я в энный раз случайно заменил батарейку в камере, пытаясь закрыть очередную дверь, сил не осталось ни терпеть, ни привыкать. Как оказалось, назначить кнопки на свой вкус тут нельзя – будь добр выбрать из трех одинаково неудобных пресетов тот, который бесит меньше всего.

Не дают даже отключить чрезвычайно назойливую вибрацию, которой сопровождается каждое второе событие в игре. Дотронулся до дверной ручки? Бз-з! Враг буянит в соседней комнате? Бз-з-з-з! Получил по башке? Бз-з-з-з-з-з! Умер? БЗ-З-З-З-З-З! Причем жужжат контроллеры раза в два-три сильнее, чем где-либо еще, доставляя хоть и легкий, но вполне себе дискомфорт.

* * *

Все равно отрадно видеть, что Outlast не теряет актуальности. Теперь можно со спокойной душой скинуть все проблемы сиквела на сиквел и продолжать любить оригинальную игру ничуть не меньше прежнего. Конечно, спустя годы видно, что периодически она слишком полагается на скримеры, заметны кое-какие костыли и условности, куда острее ощущается камерность, граничащая с низкобюджетностью – но в этом ее шарм, особый и неповторимый.

И такой же специфический, как и новоявленная возможность посетить заброшенную психбольницу, не вылезая из-под одеяла.

Outlast
Outlast
Дата выхода:
4 сентября 2013
Издатель:
Red Barrels
Разработчик:
Red Barrels
Жанры:
Action / Adventure
Платформы:
PC / PS4 / Xbox One / Switch
В рейтинге игр:
450 место
Оценка редакции:
80 %
Стоит играть? (Если оценка больше 70%)
Да

Поделиться

Обсудить